Все потоки сходятся в один

Как устроена система анализа поведения клиентов и эффективности каналов рекламы группы компаний ПИК.

ПИК — самый большой девелопер России и один из крупнейших рекламодателей рунета. Для оценки эффективности затрат на маркетинг в группе компаний разработали PIK Data — систему агрегации и обработки данных, включающую модуль аналитики. Также это база для запуска и развития автоматизированного и персонализированного маркетинга.

Система аналитики: самостоятельно или через подрядчика

Когда встает вопрос внедрения системы сквозной аналитики, для начала, очевидно, следует провести первичную оценку возможностей. Все решения на рынке делятся на три группы:

  • Крупные интеграторы. SAP, продукты Oracle, IBM или Microsoft — долго и дорого
  • Российские системы. Roistat или Alytics — ограниченный функционал «из коробки», не позволяют решить все задачи крупного клиента
  • Зарубежные решения. Связка Google Analytics 360, Owox BI, BigQuery — нет полноценной поддержки, данные хранятся вне ИТ-инфраструктуры компании, есть сложности с агрегацией данных от российских рекламных систем.

Обычно компания, которая выбирает готовое решение, часто приходит к тому, что оно не учитывает все особенности бизнеса. В итоге компания «застревает» в бесконечной доработке системы под себя.

После первичного анализа решений мы поняли, что нет идеального, которое закрывало бы все наши задачи и позволяло бы измерять оффлайн-каналы.

Большинство решений рассчитаны на рынок e-commerce с высокой частотностью и понятным циклом сделок. Под девелоперский бизнес они не заточены. Также у нас было бы слишком мало возможностей для работы с данными от сторонних источников.

Поэтому мы в итоге решили разработать собственный инструмент. Стоимость такого решения — 3-5 млн рублей, то есть инвестиция оправдана для средних и крупных рекламодателей.

Роман Абдуллин, директор по маркетингу ПИК

Разумеется, этот путь не универсален, и глубокая аналитика нужна не всем. У нашего девелоперского бизнеса есть своя специфика: покупки происходят редко, клиенты долго выбирают продукт, воронка конверсий состоит из множества касаний с брендом — при этом нужно понимать, как связаны друг с другом рекламные компании в сети и в офлайне. Без глубокого анализа данных мы просто не могли бы оценить эффективность тех или иных статей расходов.

Для разработки собственной системы аналитики нужна крепкая ИТ-команда внутри компании. На рынке аналитических систем есть деньги, но нет постоянного спроса, из-за чего немногие специалисты выбирают эту сферу.

В итоге мы всё-таки решили разработать собственную систему аналитики — доработка готовых решений стоила бы в десятки раз больше. К тому же, оставался вопрос о безопасности — передавать данные клиентов третьей стороне опасно.

Наша система эволюционировала от целевой переменной «входящий звонок» до построения атрибутивной модели с переменной «валидированный лид», плюс данные по транзакциям и сделке клиента.

Алиса Василева, руководитель отдела веб-аналитики

Посчитать несложно, сложно — посчитать всё необходимое и правильно

На рынке недвижимости каждая компания по-своему определяет, что такое «лид». Кто-то принимает за этот показатель звонки определенной длительности, кто-то учитывает вообще все обращения. Чем лучше проработана оценка «качества» лидов — готовности людей к покупке, — тем проще правильно распределять рекламный бюджет исходя из эффективности каналов маркетинга.

Раньше мы считали лиды исходя из количества звонков. Теперь отталкиваемся от числа сделок, и данные стали сильно отличаться. Например, скачки количества звонков могут быть вызваны не успешной рекламной кампанией, а началом заселения в жилой комплекс.

Так было 20 ноября 2017 года — мы увидели прирост звонков по объекту «Бутово-парк 2», в который начали въезжать жильцы, но повышения количества зафиксированных интересов не было.

Сейчас в ПИК лидом считают подтвержденную специалистами компании заявку клиента, заинтересованного в покупке. Одна из ключевых задач PIK Data — понимать, сколько таких обращений поступает, к каким каналам они относятся, и какова в конечном итоге доля рекламных расходов в каждой сделке.

PIK Data умеет обрабатывать данные от любых рекламных каналов — от контекстной рекламы до продвижения на агрегаторах недвижимости. Они собираются в едином внутреннем хранилище, после чего анализируются с помощью алгоритмов. Помимо подсчета стоимости привлечения клиента для каждого канала, система позволяет учитывать «внутренний каннибализм» — когда потенциальные клиенты переходят по рекламе одного проекта ПИК, но в итоге покупают другой.

Отчёт PIK Data по «внутреннему каннибализму»

Сейчас в сегменте недвижимости низкая частотность сделок — человек покупает 1-2 квартиры за жизнь, при этом высоки затраты на привлечение клиента. Поэтому нам не подходит подход LTV, когда измеряется совокупная прибыль компании, получаемая от одного клиента за все время сотрудничества с ним.

Сейчас мы оперируем стоимостью привлечения клиента (CAC, Customer Acquisition Cost), но понимаем, что рынок изменится, и мы должны это учитывать.

Роман Абдуллин, директор по маркетингу ПИК

Какие данные собирает система

Информация поступает из трех групп источников. Первый — система CRM, в которой хранятся данные о клиентах, сделках, квартирах, партнерах и сотрудниках. Их нужно адаптировать, чтобы можно было связать все данные друг с другом.

Второй источник — около десятка рекламных систем от Adwords до MyTarget и баз недвижимости вроде ЦИАН и «Яндекс.Недвижимость». От них PIK Data получает данные о расходах компании на рекламу, показах объявлений и переходах.

Самая трудоемкая часть процесса — это сбор данных из рекламных систем и поддержка бесперебойной и корректной работы. Нужно оперативно добавлять новые источники, аккаунты и учитывать возможность смены API.

Алиса Василева, руководитель отдела веб-аналитики

Третий источник — аналитические системы. Они выдают огромное количество данных, поэтому тут PIK Data нужно выделить информацию, которая важна для ПИК — источники звонков и поведение клиентов на сайте. Кроме того, данные нужно выгружать раз в несколько дней, потому что Google Analytics сжимает их, из-за чего показатели становятся менее точными.

Какие показатели рассчитываются

После сбора данные помещаются в единое хранилище и объединяются. Информация о звонке из CRM — номер телефона, дата и время — связывается с данными от системы коллтрекинга об источнике звонка, рекламной кампании и странице, с которой был совершён звонок. Туда же добавляется Google Client_ID, чтобы связать звонок с действиями пользователя на сайте.

Данные из рекламных систем объединяются с информацией о звонках с помощью меток, которыми маркируются все рекламные кампании ПИК. То же самое происходит с данными из CRM и системы коллтрекинга — они объединяются с помощью ID звонка, которая передаётся в CRM, когда потенциальный клиент связывается с компанией по телефону. В итоге можно понять, откуда пришёл звонивший, а специалист компании может построить воронку продаж для каждого источника лидов.

После этого рассчитываются три ключевых показателя: конверсия по всем этапам воронки продаж, стоимость каждого из них и соотношение рекламных инвестиций к продажам продуктов (ДРР или ROMI). Это соотношение затрат на рекламу и прибыли от заказов, которые оставили клиенты, пришедшие после рекламной кампании.

В интерфейсе PIK Data это всё представляется в виде таблиц, которые связаны между собой разными параметрами и метками. Специалисту остаётся только построить отчёты и цепочки взаимодействия клиента с брендом.

Как мы работаем с показателями

После сбора и объединения данных в Tableau проектируется отчет по эффективности всех рекламных источников, в которых есть информация о проценте и сумме покупок недвижимости, стоимости каждого этапа взаимодействия с клиентом и доле рекламных расходов.

Также формируется отчет по «внутреннему каннибализму» и ассоциированным конверсиям, который наглядно показывает, как рекламная кампания по одному проекту конвертируется в продажи по другим.

Отчёт PIK Data по ассоциированным конверсиям

Благодаря визуализации данных, любой сотрудник ПИК может легко пользоваться отчётами без специальной подготовки — особые навыки нужны для создания нестандартных отчётов и более глубокой аналитики.

Простой пример использования PIK Data в работе отдела рекламы — медиапланирование. Каждый месяц компания планирует, сколько лидов должно быть по каждому проекту. С помощью PIK Data можно посмотреть данные за прошлые месяцы и исходя из этого распределить бюджеты.

Результат

Отчёты PIK Data помогают нашим сотрудникам лучше понимать клиентов и видеть, как они взаимодействуют с ПИК. Кроме того, данные используются для персонализированных рассылок, в которых предлагаются интересные клиенту проекты.

Поскольку PIK Data позволяет более глубоко анализировать процессы внутри компании, данные от системы помогают эти процессы структурировать. Например, платить подрядчикам можно не только за трафик и звонки, но и за подтвержденные лиды, пришедшие с конкретного канала продаж, и даже за заключенные сделки.

Внедрение сквозной аналитики увеличило глубину измерения всех активностей в онлайне и оффлайне, позволило учитывать вклад источников (ассоциированные конверсии) и применять в маркетинге полноценный data-driven подход.

Сейчас глубина проникновения аналитики составляет порядка 70% и увеличивается каждый квартал. Следующие шаги — автоматизированный и персонализированный маркетинг, построение более детальной атрибутивной модели.

Роман Абдуллин, Директор по маркетингу ПИК

Советы создающим свою систему аналитики

  • Прежде всего нужно определить цели.
  • Затем – собрать данные, которые уже есть, и понять, чего не хватает.
  • Какое-то время собирать отчеты вручную, чтобы понять, какая архитектура будет у системы сквозной аналитики.
  • Спроектировать архитектуру проекта заранее.
  • Изучить рынок и принять решение: делать самостоятельно или через подрядчика. Универсальных рекомендаций нет — любой вариант до появления первых результатов требует серьезных вложений и просто попробовать не получится.
  • Просто отдать всю работу подрядчику не получится. Таким проектам очень нужен лидер — человек изнутри, который будет контролировать процессы, понимая бизнес-задачи компании.
  • Ещё одна дилемма: разрабатывать инструментарий с нуля или использовать в качестве основы CRM или Google Analytics. В первом случае можно сразу заточить систему под нужды компании, во втором у неё будет фундамент из уже существующих инструментов и данных.

Специалисты ПИК готовы ответить на вопросы о PIK Data в комментариях.

0
111 комментариев
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Roman Gurov

Попробуйте расписать, что не могут закрыть готовые решения/стэк готовых решения. Вполне возможно, что большая часть ваших хотелок будет иметь очень маленькое влияние на тот результат, который вы хотите достичь

Ответить
Развернуть ветку
Roman Abdullin

К каким решениям советуете присмотреться?

Ответить
Развернуть ветку
Александр Голованев

Пробовали смотреть Amplitude?

Ответить
Развернуть ветку
Roman Abdullin

Спасибо, посмотрим. Вообще круто, когда идёт обмен инструментами, потому что российский рынок часто бедноват и зашоренный.

Ответить
Развернуть ветку
Роман Пак

А успели обратить внимание на Qlik, как в ЛСР, Донстрой?

Ответить
Развернуть ветку
Roman Abdullin

Это же просто инструмент больше визуализации при этом не очнеь гибкий

Ответить
Развернуть ветку
108 комментариев
Раскрывать всегда