Что нужно знать о системе электронных чаевых

Почему она повышает лояльность сотрудников и гостей

Материал подготовлен при поддержке Банка ПСБ

Осенью 2020 года ПСБ запустил новую услугу — сервис электронных чаевых. Владельцы кафе и ресторанов получили возможность перенастроить терминалы оплаты так, чтобы официанты могли получать вознаграждения от клиентов в безналичной форме.

Никита Хомутов
заместитель директора департамента электронного бизнеса ПСБ

Видит ли банк преобладание безналичных транзакций в заведениях? Как ситуация меняется, насколько быстро и что нас ждёт в будущем?

Заведения можно разделить на два типа: рестораны и небольшие кафе — фаст-фуды с невысоким средним чеком. В последних доля безналичных платежей всегда была выше — как правило, на уровне 70–80%. В ресторанах со средним чеком 2500–3000 рублей, по оценкам аналитиков ПСБ, летом прошлого года банковскими картами расплачивались 60–65% посетителей.

После первой волны пандемии доля безналичного расчёта в дорогих ресторанах увеличилась до 80%. В будущем, по нашим ожиданиям, эта цифра дойдёт до 85–90% и закрепится на этом уровне.

По статистике Центробанка, по всей России доля безналичных платежей за товары и услуги в первом квартале 2020 года составила 69%. Объём рынка безналичных чаевых сейчас составляет порядка 20 млрд рублей, а к 2023 году по некоторым оценкам экспертов может вырасти в 2,5–3 раза, до 50–60 млрд рублей.

Насколько востребована сейчас услуга электронных чаевых?

Надо отметить, что эта услуга востребована не только со стороны заведений и официантов, но и со стороны клиентов. Достаточно часто возникают ситуации, когда после обеда или ужина в ресторане клиент хочет оставить чаевые, но у него нет с собой наличных. Или же это неудобно чисто технически: например, при оплате с помощью QR-кода, если не привязан электронный кошелёк, нужно будет вводить номер карты. А если оплачивать кредитной картой, то банк возьмёт с клиента комиссию.

Сотруднику ресторана, в свою очередь, придётся заплатить проценты при снятии денег с электронного кошелька. В итоге официант так или иначе теряет дополнительный заработок полностью либо частично.

Какой максимальный размер чаевых можно оставить через электронную систему? А если гость захочет оставить больше?

Максимальный размер на этапе запуска был 20%, сейчас он составляет 30% от счёта. Мы будем развивать сервис, чтобы появилась возможность дальнейшего увеличения процента чаевых.

Если я оставил официанту 100 рублей, какую сумму он получит?

У платёжных систем Visa, Mastercard, «Мир» есть свои тарифы, поэтому банк берёт комиссию 5% или минимум 50 рублей. Но не на одну сумму, а на чаевые за день. Если официанту за весь день оставили 1000 рублей, то комиссия банка составит 50 рублей, 950 рублей пойдут на счёт.

Что нужно знать о системе электронных чаевых

Как защищены деньги официанта на электронном счету? А вдруг их кто-то украдёт?

Чтобы пользоваться этим сервисом, официант регистрирует свою личную карту в POS-терминале, через чип-ридер с неё запоминается фамилия, имя и номер. Здесь нет электронных счетов, электронных кошельков, а деньги приходят напрямую на банковский счёт официанта. Так что система защиты такая же надёжная, как и у банковских карт.

Можно ли вывести на карту банка другой страны?

Деньги можно получить на любую карту любого банка, но только открытую в России.

Облагаются ли электронные чаевые каким-то налогом? Это ведь тоже доход.

Чаевые налогами не облагаются и не являются доходом для физического лица — согласно письму Минфина они отвечают признакам договора дарения.

Какие нюансы вывода средств есть для получателя, берёт ли банк комиссию?

Никаких нюансов. Если у официанта карта Visa или Mastercard, то в районе полуночи банк зачислит ему денежные средства. С платёжной системой «Мир» получение происходит четыре раза в день. Комиссия банка — 5% или минимум 50 рублей, если это Visa или Mastercard. Если получатель использует карту «Мир» — до конца февраля зачисление бесплатно. При выводе средств никаких комиссий нет. Система такая же, как, например, при зачислении зарплаты и снятии денег из банкомата.

А как эта услуга выглядит для посетителя заведения?

Для гостя фактически это обычная оплата, как и при любых других покупках. Путь клиента выглядит так: официант спрашивает, каким способом удобно расплатиться, и сообщает о возможности оставить чаевые с помощью карты без комиссии.

Далее официант выбирает в терминале способ оплаты с чаевыми, выбирает себя, подтверждает, вбивает сумму чека и по умолчанию предлагает гостю оставить 10% чаевых — на усмотрение клиента, как и всегда. Сверху на дисплее при этом есть пометка, что максимальный лимит составляет 30%. В рамках этих процентов клиент может оставить чаевые. Сумма чаевых на этом этапе не указывается, она появляется только в процентах. Дальше официант нажимает зелёную кнопку, высвечивается финальная сумма, и гость ресторана прикладывает карту к терминалу.

Что нужно, чтобы настроить систему приёма чаевых? Требуется ли менять терминалы на новые или что-то покупать дополнительно?

Сервис интегрирован в POS-терминал — устройство для приёма безналичной оплаты. Для подключения системы чаевых нужно обновить дистанционно уже установленные терминалы или получить новые с этой функцией. Подключение услуги — бесплатное. Никакого дополнительного оборудования не нужно.

ПСБ запустил проект совсем недавно, сейчас к нему подключено шесть ресторанов Ginza Project и ещё несколько московских заведений, и пока мы целенаправленно его не масштабируем — он находится на стадии отлаживания процессов. Но уже сейчас система электронных чаевых получила отличную обратную связь от официантов, большой спрос со стороны ресторанов. А для ПСБ это новый продукт, который позволит увеличить количество клиентов и ресторанов в портфеле за счёт сервиса и его удобства.

Сколько стоит обслуживание системы — целесообразно ли ей пользоваться, если у меня небольшое кафе на несколько столиков?

Расходы владельца заведения с подключением сервиса не изменятся. Оплата такая же, как за обычный эквайринг. Ресторатор благодаря этой системе увеличивает лояльность своих сотрудников, позволяя им зарабатывать и получать дополнительный доход. А клиентам предоставляет удобство для совершения оплаты.

88
9 комментариев

Про 5% со стороны банка деликатно умолчали, с суммы за день, как у платёжной системы,  или с каждого чека

2

Почему умолчали?
"не на одну сумму, а на чаевые за день. Если официанту за весь день оставили 1000 рублей, то комиссия банка составит 50 рублей, 950 рублей пойдут на счёт."

нет чаевых - нет проблем

1

Уже оставлял чаевые в Шоколаднице. Но, видимо, через ваших конкурентов. 

Вариант с QR намного предпочтительнее, нежели когда официант сам спрашивает.

2

тут интеграция в POS, видимо

Электронные чаевые, можно запустить также через сервис "Чаевые просто" и минимального платежа нет. 

Раскрывать всегда
Великобритания первая в мире запретит создание и распространение ИИ-инструментов для генерации интимных изображений с несовершеннолетними

Законопроект предстоит рассмотреть парламенту.

Источник фото: GV Wire
33
ИИ на экологической службе

Как мы разработали инновационную платформу MarQus на базе искусственного интеллекта для сортировки мусора.
Результат: до 96% — средняя точность распознавания ТБО и до 94% точность по захвату объектов манипулятором с конвейерной ленты.

ИИ на экологической службе
88
Фейк о том, что DeepSeek работает на базе советского кода, выдали за новость на канале «Россия

Шуточную новость придумало ИА «Панорама».

115115
33
22
11
Утром в Панораме, вечером на федеральном канале
Почему вложения в Telegram никогда не окупятся: как я повелся на эти байки и потерял 150.000₽

Я ежедневно наталкиваюсь на статьи про "успешный успех" в Telegram. Так ли это на самом деле или нам нагло врут в глаза?

Именно такой выбор, у каждого, кто заходит в нишу Tg-бизнеса)
1010
Мой портфель акций на 2 февраля 2025

Январь оказался мягким не только по погоде, но и по волатильности. Рынок ждёт каких-то серьёзных сигналов, а я продолжаю покупать акции в свой портфель. Посмотрел, как идут успехи с приведением его к целевым значениям. После внесения правок в стратегию по акциям работы предстоит много. Размер портфеля составляет 2,087 млн рублей.

Мой портфель акций на 2 февраля 2025
2222
11
Правильная сегментация аудитории. Модель Авокадо: инструмент, который нужен каждому маркетологу

Тренды говорят: в условиях высокой конкуренции за внимание аудитории и растущей стоимости трафика работа с аудиторией становится ключевым инструментом роста для онлайн-школ. Многие проекты продолжают фокусироваться на привлечении новых пользователей, забывая о потенциале уже наработанной базы. Но чтобы раскрыть этот потенциал, нужен верный подход.

Правильная сегментация аудитории. Модель Авокадо: инструмент, который нужен каждому маркетологу
11
Теле2: Как зайти на рынок и быстро стать одним из топов

О Теле2 я услышал вроде недавно, но в какой то момент они стали повсюду. Этот оператор был у каждого второго пользователя. Мне стало интересно чем Теле2 так зацепил потребителей?

Теле2: Как зайти на рынок и быстро стать одним из топов
1515
[]