Как SEO помогает придумывать и развивать новые продукты

Привет! Это финансовый маркетплейс Сравни.

Мы разрабатываем высокотехнологичные сервисы, которые помогают с выбором страховых, финансовых и образовательных продуктов, способствуют росту финансовой грамотности и упрощают взаимодействие с банками, страховыми компаниями и edTech-проектами.

24–25 августа на ProductCamp наши коллеги из разных продуктовых команд поделились опытом и кейсами: показали, как ориентированный на клиента подход помогает бизнесу.

Сегодня разбираем главное из доклада Head of SEO Артема Багненко и SEO-тимлида Сергея Вирясова. Ребята рассказали о том, как бизнес придумывает, тестирует и развивает новые продукты — и при чем тут поисковая оптимизация.

Когда бизнесу нужен новый продукт

Запуск новых продуктовых вертикалей помогает расширять бизнес и растить клиентскую базу.

Один из основных каналов, где происходят первые касания потенциальных клиентов с бизнесом — это поиск. Поэтому к запуску новых вертикалей привлекли SEO.

Чтобы придумать новые продукты для Сравни, мы изучили огромный массив поисковых запросов — рассмотрели 40 000 тематик, связанных с открытием бизнеса. Дальше выделили 6 255 вертикалей — те бизнесы, которые потенциально могут принести прибыль. Чтобы это понять, смотрели на уровень рекламы, примерно оценивали бюджеты на продвижение.

Логика простая: если у компании есть деньги на качественный маркетинг, значит, бизнес в целом денежный.

При этом идти во все подряд было бы неправильно — мы хотели оставаться финансовым маркетплейсом, не размывать идентичность. Таким образом, осталось 414 тематик, которые не размывают бренд и полезны клиентам.

Артем Багненко
Как SEO помогает придумывать и развивать новые продукты
Как SEO помогает придумывать и развивать новые продукты

Так мы оцениваем перспективы нового бизнеса. В первом столбце — некоторые из 414 тематик. Справа — расчет трафика и потенциальной выручки.

Чтобы применять знания SEO в продуктовой разработке, важно построить крепкую связь между поисковой оптимизацией и бизнесом. Бизнес в такой паре будет отвечать за вектор развития, сеошники — за информацию о том, что ищут клиенты в интернете и как именно это делают.

Такая синергия дает следующие преимущества:

  • Рост клиентской базы. Пример выше показывает, как SEO помогает найти идеи для сайд-продуктов. Новая вертикаль = новые лиды.
  • Ретеншн. Заработать на прикольном микро-продукте легко, но важно развивать отношения с новыми клиентами. Здесь бизнес и SEO, где есть готовые инструменты для работы как с коммерческим, так и информационным трафиком, снова могут органично дополнять друг друга.
  • Раскрытие потенциала бренда. Сильные бренды отличает высокий «креативный» потенциал: они могут позволить себе эксперименты — использовать репутацию, опыт и ресурсы для успешного запуска новых решений.
  • Дополнительная прибыль — на новые смелые эксперименты. Сайд-проекты окупаются по-разному — могут легко приносить 50,100, 200 дополнительных млн рублей в месяц. Эти деньги бизнес может направить на дальнейшее развитие.
  • Любовь к клиенту. Потребности клиента — главная ценность. Запуская новые продукты, вы начинаете приносить еще больше пользы.

SEO и запуск новых продуктов

После того, как SEO разобрались с поисковыми запросами, бизнес оказывается перед выбором — строить полноценный продукт с лучшим качеством, но долгой разработкой и без гарантий успеха. Или начинать с MVP — минимально жизнеспособного продукта для оценки потенциала и прибыльности.

Правильного ответа нет — компании действуют и так, и так. Но команда Сравни делает выбор в пользу MVP. Это значительно снижает риски и затраты и ускоряет процесс выхода на рынок. При этом у команды остается возможность получить ценную обратную связь от пользователей — и доработать финальный продукт.

Не забывайте, что для экспансии важна свобода. Минимизируйте бюрократию, не ставьте во главу угла только строгие KPI, максимально погрузите SEO-команду в бизнес. Так вы создадите условия, в которых возможно экспериментировать и находить новые, эффективные решения. Пример из нашей практики — тематика образования.

Как я показывал выше, анализ поисковых запросов дал 414 потенциально прибыльных проектов. Мы предложили бизнесу рассмотреть рынок онлайн-образования — использовать существующий спрос, но при этом сделать выбор курсов удобнее и прозрачнее.

Так появился продукт, который помогает клиентам сравнивать и покупать курсы. Мы прошли с ним путь от MVP, простой реферальной витрины, до полноценного решения.

Артем Багненко

А как быть с информационной экспансией?

Весь поисковый трафик можно разделить на коммерческий и информационный. Информационная часть очень важна — она помогает укреплять контакт с пользователями и параллельно получать важные данные для развития продукта.

Суммарно за год мы получили 1,8 млн информационного трафика — кажется, что это хороший результат. Но расчеты показали, что можно было получить более 6,6 млн. Именно SEO помогла увидеть точки роста и создавать «правильный контент».

Во-первых, мы убедились, что команда, которая работает над контентом, должна быть глубоко погружена в продукт. Лучше вести информационную экспансию силами внутренней редакции. Хотя она уступает агентствам-подрядчикам (маркетинговым, пиар и прочее) в скорости, гораздо точнее понимает особенности бизнеса.

Во-вторых, создавать контент можно по тому же принципу, что и новые продукты — от «MVP» к готовому продукту высокого качества.

Сеошник владеет информацией о запросах и может быстро генерить контент в условном ChatGPT. С одной стороны, это плохо, потому что клиенту важно предоставлять качественный результат — а по-настоящему качественный контент создает редакция. С другой, такой эксперимент помогает разобраться, что больше заходит аудитории.

Сеошник может быстро оценить результаты с помощью специальных метрик — увидеть, какие форматы и темы попадают в поисковую выдачу и дают трафик. И далее перспективный контент можно развивать и дорабатывать силами редакторов.

Сергей Вирясов
Как SEO помогает придумывать и развивать новые продукты

На слайде — сервисные команды в составе отдела маркетинга Сравни.

Мы в Сравни с удовольствием делимся с коллегами по цеху своими наработками и инновационными идеями. Уверены — ProductCamp не только объединил ИТ-специалистов, но и помог прокачать навыков, найти вдохновение и построить новые связи в продуктовом сообществе.

1717
5 комментариев

Нужно поменять заголовок статьи на: "Как из некогда фин.сервиса сделать большой статейник все обо всем".
А стратегия проста, берём весь инфо трафик и пишем под него статьи, про склады для вещей, про готовку кабачков (https://www.sravni.ru/text/7-prostyh-no-interesnyh-blyud-iz-kabachkov/)

1
1
Ответить

Кабачки — это очень серьёзная тема в сезон.

Ответить

что я прочитал только что? это что-то невероятное)))

Ответить

Здравствуйте!
Пожалуйста дайте ссылку на доклад.
Спасибо!

Ответить

Нужна статья чем Head of SEO отличается от SEO-тимлида

Ответить