«Грязная» конкуренция: как отменить сайт из ТОП Яндекса

Представленный ниже метод не предполагает ни единого касания с сайтом-жертвой и полностью основан на уязвимости алгоритмов Яндекса.

«Грязная» конкуренция: как отменить сайт из ТОП Яндекса

Методы конкурентной борьбы за позиции в поисковых системах совершенствуются параллельно алгоритмам самих поисковиков. На текущий момент наиболее популярными являются решения с применением трафика (поведенческих факторов): скликивание директа, отказы при переходах с выдачи, массовые жалобы на домен в Яндекс и пр. Данные методы помимо сомнительной продуктивности имеют основной изъян: они предполагают взаимодействие с сайтом-жертвой и оставляют «след» злоумышленника.

Автор материала категорически осуждает любые методы нечестной конкуренции. Представленный материал стоит позиционировать как помощь в диагностике возможных санкций со стороны ПС.

Отличительной особенностью данного метода является перспектива не только устранить сайт конкурентов из ТОП-10 Яндекса, но и собирать дополнительные лиды из поиска по ключевым запросам.

В основе метода лежит один из старейших фильтров Яндекса – аффилиат.

Аффилиат-фильтр или аффилированность сайтов – это санкции, применяемые к группе сайтов со стороны поисковой системы, которые не позволяют двум и более сайтам из одной группы единовременно находится в ТОП выдачи по запросу в рамках одного региона.

Данный фильтр является «теневым»: уведомление о наличии санкций на домене отсутствуют в панели Яндекс. Вебмастер, саппорт поисковой системы отрицает существование санкций.

Аффилированность может быть применена как в ручном режиме сотрудниками поисковика (читай, по стуку), так и алгоритмически, что в разрезе описываемой задачи является уязвимостью.

В результате применения фильтра одни из сайтов группы может сохранять позиции в ТОП-10 выдачи по запросу, другие сайты будут на 3ей (реже – 2ой) и далее страницах выдачи.

К основным факторам, влияющим на алгоритмическую аффилированность сайтов, можно отнести:

  • Пересечение контактных данных: адреса, телефоны, реквизиты;

  • Уникальность контента;

  • Уникальность товарной матрицы (для коммерческих сайтов);

  • Футпринты в коде страницы: идентичность движка/верстки/дизайна;

  • Пересечения по данным из WHOIS: идентичность хостинга/регистратора/IP;
  • Пересечения в кабинетах Яндекса: Директ, Метрика, Вебмастер, Бизнес;
  • Наличие перекрестных ссылок и/или наличие перекрестного трафика.

Для попадания под аффилиат-фильтр не обязательно соблюдение всех из перечисленных пунктов. При этом, наличие весомых аргументов у сгруппированных сайтов в виде отдельных организаций в сервисе Яндекс. Бизнес не является иммунитетом от аффилированности.

Подготовка

Первое, что совершает злоумышленник – заводит подставной сайт под аффилированность с сайтом-жертвой. Сделать это достаточно просто, основываясь на описанных выше факторах.

Автор напоминает: тексты, логотип, дизайн и другие элементы сайта относятся к интеллектуальной собственности. Топорное копирование чужой интеллектуальной собственности может привести к возбуждению органов (контролирующих).

Важно учитывать, что аффилированность – позапросный фильтр, можно подводить под санкции определенные страницы сайта, не обязательно дублировать весь контент сайта-жертвы.

Верным признаком аффилированности может служить отсутствие запросов в ТОП10 с сайтом-жертвой. При этом по витальным запросам и по непересекающимся запросам подставной сайт может иметь видимость.

Далее по тексту будет использована аллегория в качестве «защиты от дурака».

Секретный соус

После того, как Яндекс сгруппировал сайт-жертву и подставной сайт, наложив на группу аффилиат-фильтр, необходимо дать сигнал, который подскажет поисковику какой из группы сайтов является «главным».

Объем «соуса», которым необходимо полить подставной сайт, должен в несколько раз превышать среднесуточный объем на сайте-жертве. Экспериментально не удавалось достигнуть желаемого результата размазывая соус равномерно в течение времени, во всех случаях срабатывал только метод «с горкой».

По завершению манипуляций должна произойти рокировка по запросам: сайт-жертва «вываливается» из ТОП, освобождая место подставному сайту.

<p><i>Рис.1. График видимости двух сайтов: зеленым обозначена видимость подставного сайта, фиолетовым – сайта-жертвы.</i></p>

Рис.1. График видимости двух сайтов: зеленым обозначена видимость подставного сайта, фиолетовым – сайта-жертвы.

В результате видимость по аффилированным запросам атакованного сайта снизилась до 3-5%, уступив позиции в ТОП подставному сайту.

<i>Рис.2. Позиции сайта-жертвы и подставного сайта в результате атаки. Горизонтальными линиями отмечена рокировка позиций 2х хостов в ТОП выдачи.</i>
Рис.2. Позиции сайта-жертвы и подставного сайта в результате атаки. Горизонтальными линиями отмечена рокировка позиций 2х хостов в ТОП выдачи.

Также на графике можно видеть симметричные относительно оси абсцисс экстремумы:

<p><i>Рис.3. Подобная картина характерна для аффилированных сайтов: когда позиции одного домена растут, позиции второго снижаются.</i></p>

Рис.3. Подобная картина характерна для аффилированных сайтов: когда позиции одного домена растут, позиции второго снижаются.

Можно заметить и другой любопытный момент: видимость подставного сайта в результате атаки ниже, чем видимость сайта-жертвы до атаки (50% против 75%). Это связано с тем, что в среднем позиции подставного сайта ниже, чем позиции, которые занимал сайта-жертва. Подобная разница может быть связана с такими факторами, как возраст сайта, наличие ссылок на сайт, текстовая релевантность и пр.

Диагностика

Поводом для беспокойства может стать резкое выпадение из ТОП-10 по запросу или группе запросов с дальнейшим длительным пребыванием вне первой страницы выдачи. В большинстве случаев сайт выпадает на 3ю страницу выдачи (21-30 позиции), по запросам с малым числом документов в индексе сайт может находиться на 11-20 позициях.

Для корректной диагностики атаки необходимо регулярно производить снимки выдачи в системе мониторинга позиций и анализировать «новых» игроков в тематике. Если снимки отсутствуют, при этом есть подозрения, что сайт атакован – можно воспользоваться архивом выдачи, например, Мегаиндекс хранит снимки по некоторым запросам.

В качестве дополнительного инструмента можно использовать отчет «Статистика запросов» в кабинете Яндекс. Вебмастер: после атаки на сайт в нем могут быть следы соуса, который использовали злоумышленники.

Остались вопросы? Пиши в TG или комментарии👇.

99
8 комментариев

А о каких тематиках речь? Что-т очень сомневаюсь, что у легального бизнеса с подвязкой Яндекс-Бизнеса могут быть такие проблемы сейчас.
Раньше это активно использовалось - скажем, дидосят хост, выкатывая клей - и получалось. Но сейчас?

1
Ответить

В любой тематике это работает, если хост не обладает внушительным объемом трафика.
Я подмечал, что наличие карточки в Бизнесе у сайта-жертвы никак не мешает аффилированности.
Ну и дудосить, конечно, никого не нужно 🙂.

1
Ответить

Данные методы помимо сомнительной продуктивности имеют основной изъян: они предполагают взаимодействие с сайтом-жертвой и оставляют «след» злоумышленника.Можно подумать, в случае аффилиата следа нет.
Отличительной особенностью данного метода является перспектива не только устранить сайт конкурентов из ТОП-10 Яндекса, но и собирать дополнительные лиды из поиска по ключевым запросам.Чет метод описан скорее как позитивный (хоть и указано осуждающее отношение автора).
*
Всё-таки выглядит как теоретический материал (даже с учетом графиков). Если у вас есть опыт (печальный или запланированный=эксперимент), то хочется увидеть детали.
*
3ей (реже – 2ой)3-й, 2-й или третьей, второй

Ответить

Я могу поделиться вот такой деталью.
Тут и аффилированность хорошо видна - я провел горизонтальные линии, отображающие зеркальность позиций по двум хостам, и реальное положение по позициям после атаки можно оценить.

1
Ответить

Картинка на заставке, надеюсь не такой робот придет когда будет восстание

Ответить

А че, так можно было???

Ответить