Платные дороги: как пользоваться и можно ли объехать

В России появляется все больше платных дорог, и для многих водителей это хорошая новость. В статье рассказываем о том, как устроены такие дороги, какие у них есть преимущества и как пользоваться ими так, чтобы не нарваться на штраф.

Платные дороги: как пользоваться и можно ли объехать

Что такое платные дороги

Платная дорога — это дорога, за использование которой придется заплатить по установленному тарифу. Это может быть единоразовая плата за проезд по одному участку или система оплаты, где стоимость рассчитывается зависимости от времени, расстояния или других критериев.

Термин «платная дорога» закрепили в законодательстве в 2007 году. Сейчас такие дороги действуют в 18 субъектах России, их общая протяженность составляет 3,2 тыс. км. Самая длинная — трасса М-4 «Дон», которая соединяет Москву и Новороссийск.

В России есть федеральные и региональные платные дороги. Федеральными дорогами управляет ГК «Российские автомобильные дороги» («Автодор»). Компания строит и обслуживает дороги, а также собирает плату за проезд через оператора «Автодор — Платные Дороги». В регионах платными дорогами управляют либо местные компании, либо организации, которые аффилированы с «Автодором».

Какие плюсы и минусы есть у платных дорог

У платных дорог есть несколько преимуществ:

  • высокая разрешенная скорость езды;
  • хорошее покрытие;
  • наличие оборудованных стоянок для отдыха;
  • отсутствие ограничений для проезда: тоннелей, железнодорожных путей и других.

Но есть и недостаток — на пунктах оплаты могут быть пробки из-за большого количества машин. Стоимость тоже может показаться высокой — об этом ниже.

Сколько стоит проезд по платным дорогам

Операторы сами определяют стоимость проезда. Итоговая цена зависит от участка дороги, времени суток, дня недели, наличия транспондера и типа транспортного средства — для легковых машин цена будет одна, а для грузовых — другая.

Удобнее всего рассчитывать стоимость с помощью специальных калькуляторов. Такой, например, есть на сайте «Автодора». Так, проезд из Москвы в Санкт-Петербург днем с понедельника по четверг на легковом автомобиле обойдется в 2,4 тыс. руб. Но это цена без учета нескольких участков, в результате она может оказаться выше. С пятницы по воскресенье этот же путь будет стоить 2,6 тыс. руб. Автомобили, использующие транспондер T-pass, могут получить скидку 15%.

У платных дорог всегда есть бесплатные альтернативы. Обычно они такие же по длине, исключение — дороги на Крайнем Севере. Там объезда может не быть, поэтому водители легковых автомобилей обычно могут пользоваться трассами бесплатно, а с водителей грузовиков берут деньги. Альтернативные маршруты удобнее всего прокладывать в навигаторах, например в приложениях «Яндекс.Карты» и 2GIS.

Как оплачивать проезд

Водители могут оплатить проезд тремя способами — банковской картой, наличными или транспондером. Транспондер — это устройство, которое крепится на лобовое стекло автомобиля. Когда машина проезжает через шлагбаум на платной дороге, специальный датчик автоматически списывает деньги.

На ЦКАД и М-12 действует безбарьерная система оплаты проезда, или «свободный поток». На дороге нет шлагбаума, проезд фиксируют специальные рамки. Они либо списывают оплату с транспондера, либо привязывают долг к номеру автомобиля — оплатить нужно в течение пяти дней. Способ пополнения лицевого счета зависит от оператора. К примеру, оплатить проезд по трассам «Автодора» можно на сайте, в приложении «Автодор» или в приложениях некоторых банков.

Как следить за задолженностью

Если в течение пяти дней после проезда водитель не внес оплату, он получает штраф — 1,5 тыс. руб. для легковых авто и 5 тыс. руб. — для грузовиков. Штраф нужно оплатить в течение 20 дней. Еще более серьезное наказание грозит, если водитель попытается поднять или протаранить шлагбаум — вплоть до ареста. Проездом без оплаты будет считаться ситуация, когда владелец транспондера проехал через ворота, не дождавшись звука оплаты.

Компаниям, у которых есть корпоративный автопарк, удобно отслеживать проезды по платным дорогам с помощью сервиса «Паркоматика». Это инструмент для управления автопарком и автомобильными платежами. В личном кабинете пользователи видят всю информацию об использовании сотрудниками платных дорог, там же они могут в два клика формировать отчеты.

Решение будет полезно и в том случае, если не удалось избежать штрафа. Услуга «Мониторинг и оплата штрафов для юридических лиц» позволяет мгновенно узнавать обо всех нарушениях и сразу же погашать задолженности с единого корпоративного счета. Проверка ведется по по всем базам: ГИБДД, МАДИ, АМПП, «Платон».

Начать дискуссию