Облака, облака… Доступно ли незрячим хранение данных в них?

Инклюзивный проект Everland провел второй этап проверки сайтов и мобильных приложений компаний в различных сферах услуг на доступность для незрячих пользователей. Важно, чтобы информация на онлайн-сервисах была доступна для специальных озвучивающих программ (скринридеров), а также, в случае с сайтами, можно было перемещаться по разделам с помощью клавиатуры.

Как и многие пользователи, люди со слепотой предпочитают хранить свои документы, видео, музыку и другую информацию на облачных хранилищах. Это удобно: все доступно, где бы ни находился человек; не заполняется память компьютера или ноутбука (а значит, он быстрее работает); можно работать совместно над одним документом и вносить изменения в режиме реального времени. А вот насколько «облака» действительно удобны и доступны, разбирались незрячие тестировщики Everland. Проверили «Яндекс.Диск», «Облако Mail.ru» и Google Drive.

Тестировщики рассмотрели основные пользовательские сценарии:

  • Общая структура сервиса и ее доступность;
  • Доступность входа, регистрации и восстановления пароля;
  • Профиль, настройки;
  • Взаимодействие с существующими файлами и папками;
  • Создание каталогов и загрузка файлов в облачное хранилище;
  • Расширение квоты за дополнительную плату;
  • Скачивание файлов и каталогов по публичным ссылкам;
  • Доступность справочной информации;
  • Связь с технической поддержкой сервиса.

Проверка проводилась для следующих типов онлайн- и веб-инфраструктуры для мобильных и стационарных устройств на Windows, MacOS, iOS, Android:

— для программ экранного доступа: NVDA для Windows 10, Voice Over для iOS и MacOS, Talk Back для Android;

— с использованием пользовательских агентов: интернет-обозреватели, доступность которых декларирована разработчиками: популярные браузеры Firefox и браузеры на движке Chromium (Google Chrome, Microsoft Edge и другие).

Оценочный диапазон — от 1 до 5 баллов, где:

4.6+ — отличная доступность.

4-4.5 — доступность выше среднего.

3.3-3.9 — доступность средняя, фактически требуется улучшение.

2.6-3.2 — доступность хуже среднего.

2.5 и ниже — доступность практически не реализована.

Расскажем подробнее о результатах по каждому сервису.

«Яндекс.Диск»

Доступность веб-версии — хуже среднего, отличная доступность приложения на Android, выше среднего — на iOS. У веб-версии есть заголовок, по которому пользователь скринридера сможет только попасть к списку файлов, пролистать и отсортировать его. С регистрацией, входом и настройкой профиля проблем не возникнет. Но незрячий человек не сможет ничего сделать с имеющимися файлами на диске: нет ни галочек, ни кнопок для выделения и действия с файлами и папками. Кнопки «Загрузить» и «Создать» никак не озвучиваются скринридером. Ранее загруженные файлы, отправленные по публичной ссылке, загружаются после пролистывания рекламы. Отдельно файлы из каталога не скачиваются.

Увеличить объем диска за дополнительную плату, прочитать справочную информацию или связаться с техподдержкой получится легко.

Мобильное приложение на Android интуитивно понятно и доступно, несмотря на неподписанные элементы в разделе «Фото», а также некоторые пункты в разделе «Авторизация» на английском языке. Пользователь со слепотой сможет создать папки, загрузить или скачать файлы, открыть или редактировать их, докупить еще пространство на диске. Много неподписанных элементов есть только в разделе «Фото». Это затрудняет работу со скринридером.

В приложении на iOS человек сможет зарегистрироваться, настроить профиль, работать с папками и файлами, докупить еще место на диске. Но не получится посмотреть свойства файлов. Также есть неподписанные элементы на вкладке «Лента» и «Фото». Скачать файлы через приложение нельзя — только через сайт.

«Облако Mail.ru»

Доступность сервиса — хуже среднего. На сайте не размечены заголовки, нет ссылки на настройку профиля. Кнопка «Загрузить» выглядит для скринридера как обычный текст, поэтому незрячий пользователь не сможет добавить новые файлы в «облако». Также возникают проблемы при попытке сделать что-либо с уже лежащими там файлами. Скачать получится только папки, файлы по одному — нельзя. Без проблем получится докупить пространство на диске, связаться с техподдержкой сервиса и узнать справочную информацию.

Оба мобильных приложения нуждаются в доработке. Много неозвученных элементов, которые усложняют работу при использовании скринридера. На Android доступны загрузка и скачивание файлов, а также расширение объема диска за дополнительную плату. Но незрячий человек не сможет связаться с техподдержкой.

В приложении на iOS человек, который не видит, столкнется с проблемами уже при входе в «облако». Но, преодолев их, сможет добавлять, сортировать, скачивать файлы и папки, докупить дополнительное пространство на диске.

Google Drive

Отличная доступность сайта и мобильных приложений. Пользователь со слепотой сможет добавить файлы и папки, сортировать и скачать их, докупить пространство в «облаке», связаться с техподдержкой (правда, только на английском языке). Также на сайте есть удобная справка, специально адаптированная для скринридеров.

Выводы

Из основных «облачных» сервисов лучше всего доступен Google Drive, что неудивительно. Компания активно занимается адаптацией своих сервисов для людей с инвалидностью.

22
Начать дискуссию