Коммуникации в ИТ: почему чаты надо запретить, а Slack все ещё лучший мессенджер из существующих
Про Slack уже много написано. Эта статья не про технические возможности Slack, а про решение проблемы внутренних коммуникаций в ИТ компании с его помощью.
Я расскажу, как мы в Codemark решали задачу выбора корпоративного мессенджера, почему уже на протяжении четырёх лет используем Slack и как мы его используем. Кому интересно — поехали!
Боль
Ещё до основания Codemark я был партнером в одной быстрорастущей IT компании. Правил коммуникации не было, использовалось все что попадалось под руку - Skype, Telegram, WhatsApp, Email, Viber, SMS, социальные сети и звонки. Народу становилось все больше. Власть в компании захватили чаты - все что надо было обсудить более чем вдвоем обсуждалось в новом или существующем чате.
Чаты паразитировали на болезненном теле компании и обладали своим жизненным циклом:
- Создание чата из маленькой группы и конкретной темы. «Сейчас мы всех соберем и решим вопрос»
- Разрастание чата новыми участниками, обсуждение всех подряд тем. «Давайте добавим Петю и Колю, они наверное знают»
- Предсмертное состояние - в чате уже появляются картинки из интернета, но кто-то туда еще пишет по работе (по привычке или потому что его не добавили в другой чат)
- Смерть чата и создание нового
Болезнь была в отсутствии правил коммуникации и работе с информацией. Получалось такая картина:
Работник отвлекается на гору сообщений, читает много лишнего, не понимает, что относится к нему, а что нет. А если не будет читать и отвлекаться - то вскоре получит звонок на телефон, не ознакомившись с темой.
Работник не знает куда конкретно написать по вопросу и что делать дальше - ждать, звонить, пинговать. Упертый и мотивированный начинает спамить и плодить обсуждения, а тихоня будет ждать ответ, когда про него все давно забыли.
Выбор
Выбор мессенджера встал перед нами сразу же после основания компании в 2015 г. У нас появились первые сотрудники в офисе и удаленно, и мы составили список условий:
- Внутренний. Все что можно делать, говорить и показывать внутри офиса компании можно делать в мессенджере. Общение с заказчиками, партнерами и контрагентами идет вне мессенджера.
- Структурный. Мессенджер должен обладать структурой, не провоцирующей создание чатов.
- Мобильный. Мессенджер должен быстро и без глюков работать во всех операционных системах и на мобильных устройствах
- С экраном. Должна быть возможность коллективного созвана с показом экрана
- Интегрированный. Очень круто если мессенджер будет интегрирован с внутренними IT системами
Почему не Skype ?
Можно было выбрать Skype – привычный для всех, есть коллективный звонок с показом экрана. Но Skype не устраивал по качеству – мобильное приложение плохое, он долго запускается и тормозит, глючит в плане хранения истории сообщений, неудобный поиск. Также в нём нельзя создать отдельную команду и решение для коллективного общения - только общий чат. Хотелось найти что-то интересное и современное, а Skype оставить для звонков бабушке.
Первая проба
Не скажу, что мы долго выбирали, потому что Slack и по функционалу подходил и был уже на тот момент «Стильным, модным, молодежным». Мы сразу решили его попробовать. Получился - хорошо, нет - продолжим поиск.
Первое что мы ощутили — это отделение внутрикомандных взаимодействий от внешнего мира. Он стал нашим удаленным офисом. Потом мы его распробовали и поняли всю его каналов. Для каждого проекта мы решили делать 2 канала - основной #project и дополнительный #project-flow. Для каждой внепроектной темы также делается канал, например - #infrastructure (для общих серваков, vpn-ов и всего в этом духе), #general-backend (для темы бекенд стека), и т.п.
Каналы как база знаний
Для проекта мы создаем отдельный канал #project. Он используется не для коллективной переписки, а для различного рода объявлений, ссылок, документов, доступов, шаблонов, инструкций, которые несущественны для выкладывания в wiki. Если что-то выкладывается в wiki - уведомление также пишется в Slack. Например, ЧТЗ на 200 страниц будет вестись и совместно редактироваться в Wiki, и после его согласования ссылка на документ в wiki будет размещена в канале Slack. Бывает наоборот - спустя время данные из Slack канала структурируются и выкладываются на wiki в виде набора статей.
Разработчик может быстро написать в канал краткую инструкцию из 3-х шагов, скинуть настройки, или скинуть XML файл с примером запроса. Это намного проще, чем открывать wiki, искать там место и оформлять контент, который может устареть уже завтра.
Каналы для уведомлений
Дальше мы начали смотреть интеграции Slack и тут нас ждало самое интересное. Вне наши внутренние системы можно было интегрировать, как минимум для получения уведомления в slack. Для уведомлений мы создаем дополнительный канал по проекту #project-flow, в который настраиваем все основные интеграции:
- Уведомления по задачам из JIRA
- Уведомления о коммитах Bitbucket
- Уведомления о сборках Bitbucket Pipeline
- Уведомления об ошибках из Sentry
- Уведомления из Jenkins о прохождении автотестов
У нас нет внутренних общих чатов
Мы отказались от переписки во внутренних чатах. Да, если у кого-то есть вопрос - то его можно задать в соответствующем канале (для этого в Slack есть удобная функциональность thread-ов), но для большинства обсуждений мы используем scrum митинги по утрам или созваниваемся группой по необходимости.
Убежден, что общие чаты при переписке внутри компании — это зло. Если в них есть потребность — это плохой симптом, который показывает, что где-то недоработаны внутренние процессы компании.
А что с остальными каналами связи?
Skype я просто удалил - примерно год назад в Slack появилась возможность делать коллективные видео звонки с показом экрана, и мы перестали пользоваться Skype.
Telegram используем для общения с внешними людьми - заказчики, внешние подрядчики, партнеры.
WhatsApp использую только в личной переписке. Понял, что это очень удобно даже с одним человеком разделять общение по работе и личное по разным мессенджерам. Для работы - Telegram, для жизни - WhatsApp.
Почту используем для официальной переписки, в основном внешней. Внутри почти не используем - уведомления приходят в Slack.
Что из этого вышло
Если честно, то мы не рассматривали альтернативы Slack с первого дня использования - настолько быстро все в нем освоились и полюбили.
Я не стал рассматривать технические плюшки: редактор, треды, сниппеты, очень крутой поиск - на мой взгляд это не главное. Из минусов: платный (11$ в месяц на человека), иногда подтупливает при коллективных звонках при не очень хорошем интернете (для сравнения - звонок через Telegram работает без сбоев в таких же условиях)
Могу однозначно порекомендовать компаниям, занимающимся разработкой ПО. У нас в Codemark Slack стал полноценным рабочим инструментом, который естественным образом стал выполнять функции не только мессенджера, но и взял на себя некоторые функции базы знаний, корпоративного портала и системы уведомлений.
В следующих частях я рассмотрю темы внешних взаимодействий, вопрос позвонить vs написать, вопросы пингов, этики коммуникаций, лайфхаки и инструменты по этим темам.
Кейс коммуникационного агентства Cristal Media основан на perfomance инструментах Яндекс Директа.
А быстрее всех «умерла» GPT-4o.
Чтобы воспользоваться этим методом, нужно зарегистрироваться в системе и привязать биометрию к банковской карте.
Во вчерашнем видео-разборе я подробно описывал условия для разворота наверх и продолжения погружения глубже в локальный блок зоны риска $81544-84261. Увидели реакцию от блока и рост до вчерашнего дневного разворотника. Сегодня произошел пересчет локальных данных. В каком случае продолжим рост до $101127? В каком продолжим падать в район $77000?
Спрос будет, считает он.
Слак это просто звезданутая шляпа, а не мессенжер. Казалось бы да, на любое сообщение можно завести тред - удобно обсуждать конкретный вопрос, но как потом в этом ориентироваться?
Все больше склоняюсь, что самое удобное для организаций - тупо форум с ajax подгрузкой контента.
Да уж, судя по минусам Слак сейчас вообще не в тренде)
А что касается обсуждений - то мы внутри команды стараемся вообще избегать текстовых обсуждений в виде чатов или тредов. Нужно обсуждение - договариваемся и делаем созвон, обсуждаем, брейнштормим, после чего сразу же фиксируем результаты в виде набора активностей и задач. А вообще регулярные scrum митинги обычно закрывают большинство вопросов.
Подскажите, пожалуйста. Столкнулись с проблемой, при которой организация развивается (увеличивается количество клиентов, заявок, вопросов, проблем, денег и т. д.). До этого скачка и сейчас информацию передаем друг-другу устно, в виде писем, записок, общего чата в WhatsApp. Уже не работает - в условиях большой загруженности не видим и не слышим друг-друга. Может ли сервис Slack или его аналог решить этот вопрос? Можете ли что-нибудь посоветовать? Крик души.
Спасибо.
https://help-signal.com/
Вам скорее CRM система нужна, а не мессенджер (посмотрите какой-нибудь Битрикс24 или AmoCRM).
Если после внедрения CRM еще останется нужна писать в чаты и это будет напрягать - рассмотрите причины\процессы, которые побуждают человека писать в чат и скорректируйте внутренние правила работы.
А мне не зашёл слак... Так и не увидел его преимуществ перед другими мессенджерами, а вот неудобства его сразу бросились в глаза: медленное мобильное приложение, уведомления приходят через раз, не отправленое сообщение нужно вручную тапать для повторной отправки, ограничения на пересылку сообщений, неудобное цитирование.
То всё имхо конечно.
Неудобное цитирование и пересылка - это большая боль, согласен полностью. Уведомления они специально сделали хитро, чтобы приходили на одно последнее активное устройство - это тоже можно настроить.