Всё о маркировке духов и туалетной воды

С 1 декабря начнётся обязательная маркировка духов и туалетной воды. Для ритейлеров это не новость, некоторые уже участвуют в эксперименте: покупают коды маркировки, обмениваются УПД.

Для тех, кто не участвует в эксперименте, процесс маркировки непонятен и кажется сложным. Мы расскажем, как подготовиться к маркировке и учесть все особенности процесса.

Что такое маркировка

Маркировка — нанесение на упаковку или этикетку сгенерированного цифрового кода: электронного точечного двухмерного кода формата Data Matrix.

Код должен наноситься так, чтобы он не отделялся от потребительской упаковки. Также он не должен печататься на прозрачной обёрточной плёнке или каком-либо другом внешнем обёрточном материале и перекрываться другой информацией.

В коде зашифрована последовательность из 119 цифр. Они включают:

  • GTIN (Global Trade Item Number) — глобальный номер товарных позиций.

  • Серийный номер — идентификационный номер товара.

  • Криптохвост — код проверки, который гарантирует достоверность кода маркировки.

Выдаёт коды маркировки и отслеживает движение товаров до выбытия Центр развития перспективных технологий, ЦРПТ. Национальная система цифровой маркировки называется «Честный знак». Правила маркировки утверждены проектом постановления Правительства РФ.

Кому и зачем нужна маркировка

Маркировка касается трёх сторон: потребителей, бизнеса и государства. Для каждого свои выгоды:

  • Потребители будут защищены от нелегальной и контрафактной продукции.

  • Представители легального бизнеса вырастят свою долю на рынке и увеличат выручку за счёт сокращения числа недобросовестных ритейлеров и производителей.

  • Получат данные о движении продукции по логистической цепи.
  • Государство сократит «серый» рынок, повысит налоговые и таможенные сборы.

По оценкам Минпромторга РФ, доля контрафактной и поддельной продукции для сегмента парфюмерии — около 20%.

Доля незаконного оборота на парфюмерном рынке в импорте доходит до 65%. Такие данные представили эксперты НИУ ВШЭ в исследовании «Основные формы незаконного оборота продукции на потребительских рынках России и меры противодействия».

Также существует проблема параллельного ввоза и «серого» импорта оригинальной продукции. Это характерно для премиум-сегмента парфюмерно-косметического рынка. Вовлечены и товары масс-маркета, входящие в линейки известных брендов, но не предназначенные для продажи на территории России.

Например, саратовская таможня изъяла «французский парфюм»‎ из Киргизии на 16 млн рублей. При проверке нашли 2316 единиц продукции с маркировкой известных производителей без документов.

Что нужно маркировать

Маркировать необходимо все виды духов и туалетной воды, одеколоны, которые соответствуют кодам ОКПД 2 группы 20.42.11 и кодам ТН ВЭД ЕАЭС 3303 00.

Товары, которые не предназначены для продажи, маркировать не нужно. К ним относятся пробники духов и тестеры.

Роль системы «Честный знак» и ОФД в маркировке

Что делает «Честный знак»

«Честный знак» выпускает коды маркировки и передаёт их участникам товарооборота. Производитель получает коды, регистрирует их в системе «Честный знак», и они попадают в реестр.

Чтобы передать товар от производителя дистрибьютору, а далее розничному продавцу, участники процесса должны обмениваться универсальными передаточными документами, УПД, при помощи системы электронного документооборота, ЭДО.

Чтобы «Честный знак» узнал, что товар передали и владелец кодов сменился, он получает информацию о кодах маркировки, которые содержатся в УПД. Так «Честный знак» отслеживает каждый этап движения товара и знает, что происходит с товаром.

При этом производитель, дистрибьютор и розничный продавец должны зарегистрироваться в системе. После регистрации ЦРПТ сможет отслеживать всю цепочку движения товара от момента производства до продажи конечному потребителю.

В конце маркированный товар должен выбыть из оборота, и «Честный знак» должен узнать об этом. Выбытие товара произойдёт, когда его купит конечный потребитель, розничный продавец пробьёт чек с кодом маркировки, а он отправится в ОФД и от него — в «Честный знак».

Что делает ОФД

Когда товар отсканировали на кассе и пробили чек, оператор фискальных данных получает и передаёт эту информацию в ФНС. В это же время он направляет в «Честный знак» код маркировки. Таким образом фиксируется выбытие товара из оборота.

Розничный продавец должен подписать дополнительное соглашение с оператором фискальных данных. Оно нужно, чтобы ОФД передавал в ЦРПТ информацию о выбытии товаров.

Также некоторые ОФД предоставляют участникам информацию о кодах и их статусах кодов в личном кабинете, но за дополнительную плату. У ofd.ru это входит в стоимость тарифа.

Удобнее работать с оператором фискальных данных, который предоставляет услугу ЭДО: не нужно искать отдельную компанию, заключать дополнительный договор, регистрироваться в дополнительном личном кабинете. Также у многих компаний, которые предоставляют услугу ЭДО И ОФД, есть кросс-интеграция этих сервисов.

Кто и как участвует в маркировке

В маркировке участвуют производители, импортёры, дистрибьюторы и розничные продавцы. У всех разные задачи. Вот как будет устроен процесс маркировки для каждого участника.

ofd.ru
ofd.ru

Производитель или импортёр

Маркировать духи должен только производитель или импортёр. Он заказывает код у системы «Честный знак», печатает его и наносит на товар.

Если духи производят в России, производитель должен промаркировать их на производстве. Импортная парфюмерия должна маркироваться до ввоза в страну: на производстве, центрах этикетирования и маркировки, которые постепенно открываются в других странах.

Или вы можете сами печатать коды и договариваться о маркировке с иностранным производителем. В случае импорта все коды вносятся в таможенную декларацию, чтобы ФТС разрешила ввоз этих товаров в страну.

Далее производитель продаёт продукцию дистрибьютору или розничному продавцу. В момент передачи товара оба участника подписывают УПД и обмениваются им в системе электронного документооборота, ЭДО. Так информация о том, что товар перешёл к другому участнику, фиксируется в системе «Честный знак».

Дистрибьютор или оптовый продавец

Дистрибьютор получает от производителя промаркированный товар и обменивается с ним УПД. Далее он может перепродать этот товар розничному продавцу, но для этого они также должны обменяться УПД, в котором зафиксированы коды маркировки. Обо всех операциях также узнает «Честный знак».

Розничный продавец

Розничный продавец принимает товар и подписывает УПД с дистрибьютором. В момент продажи физическому лицу он сканирует на кассе двухмерный штриховой код Data Matrix и отправляет информацию о продаже товара оператору фискальных данных с помощью кассового чека. А оператор фискальных данных передаёт информацию о выбытии товара в «Честный знак».

ofd.ru
ofd.ru

Этапы маркировки духов и парфюмерной продукции

В проекте Постановления указаны даты, обязательные к соблюдению для участников. Пока что это примерные даты, они могут поменяться. Обо всех изменениях читайте на сайте честныйзнак.рф с 1 декабря.

ofd.ru
ofd.ru

При этом оператор маркировки должен:

  • Предоставить участникам оборота удалённый доступ к устройствам регистрации эмиссии не позднее 90 дней с даты получения заявки от участника.

  • Протестировать информационное взаимодействие не позднее 30 дней с даты соответствующей просьбы от участника оборота.

  • Предоставить коды маркировки для нанесения их на парфюмерную продукцию с 1 апреля 2020 года.

Как подготовиться к маркировке духов

Чтобы стать участником маркировки и не нарушить закон, нужно выполнить ряд условий.

Подробная инструкция о том, как подготовиться к маркировке, появится на сайте системы «Честный знак» и ofd.ru в ближайшее время.

OFD.ru
OFD.ru

После того, как вы завершите все процессы, сможете заказывать коды в любое время и маркировать товары.

Сколько стоит подготовка к маркировке

Для разных типов бизнеса стоимость подготовки к маркировке разная: всё зависит от процессов компании и объёма работы. Вот примерные расценки.

Для производителя или импортёра:

  • Квалифицированная электронная подпись — от 1500 до 3000 рублей.

  • Код маркировки — 50 копеек без НДС.

  • Услуга ЭДО — от 2,5 до 12 рублей за отправку одного документа.

  • Офисный принтер или принтер-аппликатор — от 7000 до 85 000 рублей.

Для дистрибьютора или оптового продавца:

  • Квалифицированная электронная подпись — от 1500 до 3000 рублей.
  • Услуга ЭДО — от 2,5 до 12 рублей за отправку одного документа.
  • 2D-сканер — от 2000 рублей до 20 000 рублей.

Для розничного продавца:

  • Квалифицированная электронная подпись — от 1500 до 3000 рублей.

  • Услуга ЭДО — от 2,5 до 12 рублей за отправку одного документа.

  • Услуга ОФД — от 850 рублей до 3000 рублей за год.
  • 2D-сканер — от 2000 рублей до 20 000 рублей.

Также некоторые операторы ЭДО и ОФД берут плату за передачу кодов маркировки в ЦРПТ. Стоимость услуги может достигать 2500 рублей в год. В ofd.ru это бесплатно.

Самые большие траты будут на оборудование, но его нужно купить всего один раз. В процессе маркировки придётся регулярно оплачивать услуги ОФД, ЭДО, а также коды маркировки.

Что делать с немаркированными остатками

О том, когда запретят продавать немаркированную парфюмерию, будет известно к 1 декабря. Если на складе останется продукция без маркировки, её нужно будет промаркировать: заказать коды в ЦРПТ, напечатать этикетки и наклеить на упаковку.

Если покупатель вернёт духи, но не сохранит упаковку с кодом маркировки и его нельзя восстановить, повторно ввести товар в оборот нельзя.

Как будут наказывать

Те, кто не подключится к системе маркировки, не смогут продавать товар. При этом поставщики не смогут легально отгружать товар, пока предприниматель не подключится к системе. Также у нарушителей могут конфисковывать товар и выписывать штрафы.

Тем, кто выпускает товары без маркировки, грозит конфискация и штраф по статье 15.12 КоАП РФ:

  • Для должностных лиц и ИП 5000–10 000 рублей.

  • Для юрлиц 50 000–100 000 рублей и конфискация предметов правонарушения.

За продажу, хранение, перевозку или покупку для продажи товаров без маркировки конфискуют товар и оштрафуют:

  • Граждан на 2000–4000 рублей.

  • ИП и должностных лиц на 5000–10 000 рублей.

  • Юрлиц на 50 000–300 000 рублей с конфискацией предметов правонарушения.

Запомнить

Маркировка — обязательные мероприятия для участников товарооборота. Чтобы не нарушить закон, выполните обязательные условия.

  • Зарегистрируйтесь в системе маркировки на сайте честныйзнак.рф.

  • Купите квалифицированную электронную подпись.

  • Подключитесь к системе электронного документооборота — ЭДО.
  • Купите или обновите оборудование в зависимости от своего рода деятельности: 2D-cканер, офисный принтер или принтер-аппликатор, кассы и ПО.
  • Наладьте процессы маркировки в соответствии с принятым Постановлением.
1010
39 комментариев

Маркировка касается трёх сторон: потребителей, бизнеса и государства. Для каждого свои выгодыНе надо тут звиздеть. Для бизнеса очередной геморрой — власть имущие придумали новый побор. Как следствие для потребителей повысятся цены. 

7
Ответить

Правительство РФ обязало с первого января 2016 года всех поставщиков и продавцов чипировать меховые изделия для учёта в системе «Маркировка» налоговой службы. 

Только за 8 месяцев число проданных в России шуб выросло в 16  раз по сравнению с 2015-м годом.

Таки да, платить пошлины и налоги тот еще геморрой.

1
Ответить

Смотря для какого бизнеса - для импортёров шуб и производителей минералки, это лучшее, что может случиться или уже случилось.
Про следствие - давайте уточнять, что за товар. В цене лекарств, код маркировки не почувствуется, особенно в случае, когда он бесплатный.

Ответить

Это что, получается льетуаль перестанет левый одеколон с 50% скидкой продавать?

1
Ответить

маркировка нужна покупателям, хотя цены действительно вырастут. сейчас продают парфюмерию из китая как фирменную например из франции или испании. почему я должен платить не понятно за что 2.5-3 тыс рублей за г---о у которого запах всего лишь имитирует настоящую туалетную воду. я лично попадал два раза, правда при обращении в магазин мне ворачивали деньги без скандала

Ответить

Для потребителя 50 коп. не страшно, но там цена за обслуживание транзакции от 2.5 рублей за бумажку, в цепочке 3 участника, это минимум удорожание в 6 рублей и в плоть до 37 рублей за позицию. Плюс НДС и схема в которой получает деньги «псевдогоскомпания», даже рассуждать дальше перехотелось, все как обычно, для «себя» любимых...

3
Ответить

То ли ещё будет, когда на молочную продукцию введут маркировку.

Ответить