«Скандальный междусобойчик без результата»: глава Cognitive раскритиковала правила тестирования беспилотников в России

Документ Минпромторга — это сигнал для стартапов, что проще переехать в Калифорнию, чем что-то тестировать в России, считает Ольга Ускова.

Ольга Ускова фото из профиля на Facebook
Ольга Ускова фото из профиля на Facebook

Покой нам только снится. Корреспондент «Коммерсанта» обратился за мнением по поводу разработанного Минпромторгом проекта постановления правительства РФ по проведению эксперимента тестирования беспилотных автомобилей на дорогах общего пользования. Документ размещён на портале проектов нормативных актов. Это фееричная бумага. Просто фееричная!

Начнём по пунктам.

Во-первых, эксперимент по опытной эксплуатации беспилотных машин на дорогах общего пользования предлагается провести в Москве и Татарстане с 1 марта 2019 года по 1 марта 2022 года. Он предусмотрен как реализация «дорожной карты» национальной технологической инициативы «Автонет». Его участниками являются МВД, Минпромторг, ФГУП «НАМИ», рабочие группы НТИ «Автонет», ассоциация «ГЛОНАСС/ГНСС-форум» и владельцы беспилотных машин.

Минпромторг в проекте предлагает установить порог для заявителя на проведение эксперимента — уставный капитал не менее 100 млн рублей. То есть «Яндекс» с «КамАЗом» посмотрели свои уставнички и определили: «Всяким лохам и стартапам не место на новых рынках! Мы тут сами как-нибудь». А потрясающий в своей эффективности институт развития «Автонет» радостно это поддержал и направил в министерство.

В принципе, это призыв — всем молодым технологическим автокомпаниям валить в Калифорнию! Интересно, подпись какого замминистра стоит под этими скрижалями?

Очевидно, что никто в министерстве и в «Автонете» не знаком с понятием технологической экспертизы. И что в мире оценивают, можно или нет выпустить беспилотник на дорогу, по его соответствию шести уровням автономности, а не по размеру уставника. Но поскольку участники «Автонета», видимо, сами не очень соответствуют технологическим международным требованиям нового рынка, они решили сосредоточиться на деньгах.

Во-вторых, «количество таких машин, которые могут быть допущены к эксперименту, ограничено до 200 единиц на регион». Это магия чисел! Господа (язык не поворачивается назвать этих людей коллегами), ну почему, почему 200? Вспоминается: «Петька с Васильем Иванычем угнали самолёт. Летят. Вдруг Василий Иваныч орёт: — Петька, приборы! — 200! — Чё “200”?! — А чё “приборы”?» Так же рисовали эту бумажку. Рисовали люди, которым, видимо, наплевать на результат.

В-третьих, результат тут вообще покрыт туманом. «На основании результатов эксперимента Минпромторг должен разработать требования безопасности к инновационным транспортным средствам и методам их испытаний, а МВД сформировать и направить в правительство предложения о целесообразности дальнейшего применения и развития опыта».

Каковы критерии успешности или неуспешности этого эксперимента? Какие выставлены показатели? Что ждут от отрасли? Нет. Минпромторг и «Автонет» пока не ждут от себя ничего определённого. Результат, наверное, будет носить субъективно-эмоциональный характер. Вроде: «Правда классно получилось?»

Там по документу можно дальше продолжать, но по-моему, всё понятно. На новом рынке Автомотив-Россия спецоперация «Атас! Лохи!», которой этот рынок и накроется.

Ни один специалист из Cognitive Technologies не был приглашён для создания или экспертизы этого документа. Ни один специалист из знакомых мне команд с отечественного рынка автомотив не был приглашён. Это скандальный междусобойчик с импотентным результатом.

Обновлено в 18:00. Представители НТИ «Автонет», по инициативе которой создаются правила для тестирования беспилотников, отреагировали на заявление Усковой: по их словам, условия эксперимента могут ещё измениться, а к тестированию нужно допускать только проверенные компании.

В настоящий момент проект постановления проходит общественное обсуждение. Любая конструктивная критика, а также предложения по его изменению могут быть озвучены здесь.

Решение по уставному капиталу в 100 млн рублей еще не принято, также еще нет сформированной позиции по квотам в 200 автомобилей.

В рамках правового эксперимента планируется проведение опытной эксплуатации высокоавтоматизированных автомобилей на дорогах общего пользования. На основании данных, полученных в результате его проведения, предполагается разработать требования, которые будут предъявляться к высокоавтоматизированным транспортным средствам при проведения и оценки соответствия для допуска их на дороги общего пользования на территории стран Таможенного союза, когда такие требования будут включены в Технический регламент Таможенного союза о безопасности колесных транспортных средств. Соответствующие мероприятия предусмотрены планом мероприятий «дорожной картой» по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров НТИ «Автонет».

Те разработчики, которые путают опытную эксплуатацию и демонстрацию опытной разработки и желают видеть критерии успешности этого эксперимента, могут принять участие в конкурсе «Зимний город» НТИ, где четко прописаны все условия и необходимые результаты для победы. В рамках конкурса разработчикам нужно будет подтвердить соответствие представленного решения установленным требованиям по скорости движения, маневренности и так далее.

Компании-разработчики будут отвечать за безопасность участников дорожного движения: водителей и пешеходов. Готовы ли молодые, начинающие стартапы нести ответственность за смерть человека, даже если он переходил дорогу в неположенном месте? Учитывая, что в России многие технологические стартапы рассчитывают исключительно на грантовую помощь, у нас возникают сомнения.

Тестирование высокоавтоматизированных машин на дорогах общего пользования — это большая ответственность. То, что правительство России рассматривает такую возможность уже большая победа!

Страны, которые своевременно не принимают соответствующие изменения заведомо проигрывают лидерство в области разработки технологий «беспилотного» автомобиля.

Необходимо отметить, что для развития технологий «искусственного интеллекта», «нейронных сетей», «больших данных» («big data»), «сенсорики и робототехники», без которых невозможна автоматизация функций управления автомобилем, необходимо проведение тестирования опытных образцов техники, в том числе — в реальных условиях.

НТИ «Автонет»
1212
31 комментарий

Ну да, Калифорния - это вам не тут.
Prior to the start of testing in this state, the manufacturer performing the testing shall obtain an instrument of insurance, surety bond, or proof of self-insurance in the amount of five million dollars ($5,000,000), and shall provide evidence of the insurance, surety bond, or self-insurance to the department in the form and manner required by the department pursuant to the regulations adopted pursuant to subdivision

5
Ответить

Страховка и уставной капитал это разные вещи.
Я лично не против страховки, а требовать 100 лямов уставного капитала похоже на коррупцию, силами государства выкидывают конкурентов.

7
Ответить

Боже мой, что за чушь... Мадам бы не пиаром занималась, а изучила положение дел в той же Калифорнии. В США допуск беспилотнника на дороги стоит 5 млн.долларов (350 млн. рублей). Сколько людей передавят беспилотники, если выпускать любой стартап, с уставным капиталом 10 тыс. рублей, на дороги общего пользования?! А потом этот стартап обанкротится и спросить будет не с кого за погибших. У ООО "КОГНИТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ", которой руководит мадам, уставный капитал 10 тыс.рублей и отрицательная прибыль за последние два года. С кого спрашивать, если что-то случится?! Если мадам хочет, как в США, сделайте ей обязательную страховку на 350 млн.рублей.

8
Ответить

Там страховка 5 млн. а не уставной капитал. Это как если бы за руль разрешали садиться если на счету лежит 400 000 руб., но разрешают садиться просто с полисом ОСАГО на 400 000 руб., понимаете разницу?

6
Ответить

Специально для Когнитивных Технологий сделали "Зимний город". Почему они там не принимают участие?

3
Ответить

Комментарий недоступен

3
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить