5 этапов продаж менеджера по продажам

Нередко плохие коммуникативные навыки менеджера приводят к низкому уровню продаж и финансовым потерям для компании. Эффективная система «5 ступеней продаж» научит работать с возражениями клиента, понять его желания и потребности и успешно закрыть сделку.

5 этапов продаж менеджера по продажам

Если ты хочешь узнать точки роста в своем отделе продаж и получить пошаговый план роста бизнеса в 2 раза, то записывайся на бесплатную индивидуальную диагностику отдела продаж.

👉 Записаться на диагностику 👈

Содержание

Понятие техники продаж

Разработаны специальные алгоритмы, позволяющие менеджеру наладить контакт с клиентом, устранить возможные возражения с его стороны, превратить потенциального покупателя в реального и закрыть сделку в короткие сроки. Эту систему принято называть техникой продаж. Такой процесс включает несколько шагов и позволяет грамотно и тактично подвести клиента к решению сделать покупку.

Приведем пример:

Покупатель приходит в магазин за конкретным товаром — обувью или одеждой определенного размера или фасона. Менеджер может просто сказать, что такой модели в наличии нет, тогда покупатель уйдет к другому продавцу.

Если же пользоваться системой, можно попробовать найти решение. Например, узнать, есть ли подходящий размер в другом филиале магазина и забронировать товар для покупателя. Таким образом, клиент получит решение проблемы, а компания — прибыль.

5 этапов продаж менеджера по продажам

Кому нужно владеть техниками продаж

Система пяти ступеней нужна всем компаниям, которые занимаются прямыми продажами товаров или услуг.

Если предприятие работает в системе B2C — business-to-consumer, система поможет продавцам-консультантам наладить контакт потенциальными клиентами, подвести их к совершению сделки, заключению договора услуг, покупке товара и пр. Понимать принцип работы системы должны не только менеджеры, но и руководящий состав, чтобы контролировать рабочий процесс, вовремя выявлять и устранять ошибки сотрудников. Это касается не только продажи товаров, но и оказания услуг.

Система 5 шагов применяется в работе B2B — business-to-business — при проведении презентаций. В этом случае роль покупателя играет ответственное лицо компании-партнера, которое принимает окончательное решение о сотрудничестве.

Этот же алгоритм будет полезен в рекламе и маркетинге. Система позволяет грамотно привлечь внимание целевой аудитории и подвести к решению о покупке еще до личного контакта с продавцом.

Пять ступеней техники продаж

Классическая схема включает 5 основных этапов. Каждый из них играет важную роль и не может быть пропущен при работе с клиентом.

Шаг 1: устанавливаем контакт с потенциальным клиентом

Первый шаг к успешному взаимодействию — создать положительное мнение о себе и компании у потенциального клиента. В беседе нужно быть приветливым и доброжелательным, но не навязчивым. Чтобы снизить формальность и напряжение, можно на некоторое время отвлечься от основной темы.

Шаг 2: выясняем потребность покупателя

Установив контакт, необходимо выяснить, что именно ищет клиент, какие потребности испытывает. Это поможет найти подходящий продукт или услугу и предоставить ее клиенту в нужном свете. Для этого нужно задать клиенту открытые вопросы:

  • какую цель он преследует, какой результат хочет получить?
  • какие продукты он приобретал и использовал раньше?
  • какими функциями и особенностями должен обладать товар и пр.

Не стоит злоупотреблять уточняющими вопросами, если клиент четко обозначил свои требования. Это может вызвать раздражение, клиент может счесть менеджера некомпетентным.

Шаг 3: представляем продукт клиенту

Выяснив потребности клиента, продавец представляет свой продукт с той стороны, которая способна решить проблему покупателя. Важно подчеркнуть достоинства товара так, чтобы клиент оценил очевидность выгоды для себя. В презентации должно быть минимум оценочности и максимум фактов.

Желательно предоставить клиенту право выбора, показав ему несколько продуктов. О каждом нужно рассказать честно, со всеми плюсами и минусами.

Шаг 4: работаем с возражениями

У клиента могут возникнуть сомнения или негативные мысли по поводу товара. Задача менеджера — выслушать покупателя и показать, что его сомнения понятны. После чего необходимо подвести его к мысли, что эти проблемы можно решить.

Примеры:

  • слишком высокая цена — показать клиенту, в чем выгоды и преимущества более дорогого продукта, предложить кредит или рассрочку;
  • сомнения в качестве - рассказать процессе производства, гарантиях, сервисном обслуживании.

Как правило, для самых частых возражений созданы специальные пособия, которые помогут убедить клиента.

Шаг 5: продаем продукт или услугу

На этом этапе не стоит быть агрессивным и требовательным, но проявить некоторую настойчивость. У покупателя нужно узнать, какой продукт ему понравился больше, подходят ли ему условия сделки и когда он готов ее заключить. Если клиент не планирует совершить покупку в ближайшее время, узнать причину и уточнить сроки..

Наша команда создала специальный конструктор, позволяющий быстро генерировать скрипты для продаж, отлично проявившие себя на всех этапах.

Чтобы повысить эффективность каждого созвона с клиентом, переходите по ссылке👈

Возможности и достоинства системы 5 шагов продаж

Схема пятиступенчатого подхода универсальна и подходит для работы в сфере продаж любого типа. Благодаря четкому пошаговому алгоритму менеджер может взаимодействовать с клиентами максимально продуктивно и легко корректировать процесс на любом этапе.

Пример практического применения

Рассмотрим, как применять пятиступенчатую систему продаж на практике.

Чтобы установить контакт, нужно поздороваться с клиентом и дать понять, что встреча с ним продавцу приятна. Менеджер должен назвать свое имя и должность в компании.

Выявляя потребность клиента, нужно расспросить о характеристиках товара, желаниях и предпочтениях покупателя.

На этапе презентации нужно подчеркнуть выгоды для клиента. Например:

  • показать стиральную машину, у которой есть нужные режимы стирки и сушки;
  • найти модель с быстрой стиркой, помогающую экономить время;
  • если бюджет небольшой, подобрать недорогую модель, предложить скидку или рассрочку и пр.

При работе с возражениями нужно выяснить, что именно смущает клиента:

  • если товар имеет крупные габариты, предложить доставку;
  • рассказать о производстве товара, материалах, из которых он сделан и пр;
  • показать как работает устройство;
  • сообщить о о гарантийных условиях и сервисе.

После разрешения всех сомнений предложить оформить договор, пригласить на кассу и рассмотреть варианты оплаты.

Как ускорить продажи с помощью CRM-систем

CRM-системы дают возможность развивать бизнес и увеличивать клиентскую базу. С их помощью можно:

  • анализировать работу отдела продаж и оценить, сколько звонок и сделок выполняет каждый сотрудник;
  • ставить продавцам перечень задач;
  • оптимизировать получение заявок за счет объединения онлайн-магазина или сайта с мессенджерами, электронной почтой, телефоном и пр;
  • рассортировать и настроить карточки заказов так, чтобы продавцы владели полной информацией о продуктах, а руководство могло отслеживать количество сделок и историю контакт с заказчиком;
  • разработать скрипты коммерческих предложений и шаблоны документов.

Все это поможет экономить время и сделает работу с покупателями более эффективной.

5 этапов продаж менеджера по продажам

Другие техники продаж

Увеличить клиентскую базу и количество продаж можно, совместив пятиступенчатую систему с другими методами. Наиболее эффективными считаются:

  • Метод перекрестных продаж — предлагать к основному товару расходные материалы, дополнительные аксессуары и пр. Если торговля ведется через интернет-магазин, добавить на страницу ссылки-напоминания для покупателей. Это помогает не только увеличить сумму чека, но и уменьшить затраты на рекламу.
  • Upsell — покупателю предлагают продвинутый вариант товара или услуги. Это может быть расширенная гарантия, скидка при покупке большой упаковки, бизнес-тариф и пр.
  • Down-sell — предложение более недорогого товара, который подходит покупателю по цене и набору опций. Хотя чек получится меньше, покупатель проникнется доверием к компании и придет за покупками повторно.

Если несмотря на все усилия отдел продаж не выполняет план, рекомендуем воспользоваться курсом Продавец-ракета. Он обучит менеджеров искусству переговоров и позволит быстро повысить показатели.

Вопросы и ответы о системе 5 шагов в продажах

Что значит техники продаж?

Это набор правил и техник общения к клиентами, позволяющих закрыть сделку на максимальный чек. Порядок действий выбирается в каждом случае индивидуально, учитывая готовность покупателя, его бюджет и пр.

Какие виды техники бывают?

Самые эффективные системы - 5-ступенчатая техника, сторителлинг, апселл и даунселл, а также перекрестные продажи.

Что за метод SPIN-продаж?

Название включает аббревиатуру из 4 видов вопросов:

  • S — ситуационные - выясняем контекст;
  • P — проблемные, выясняют потребность и боль клиента;
  • I — извлекающие, выясняют, что будет, если не решить проблему клиента;
  • N — направляющие, поясняют важность и ценность продукта.

Как лучше работать с возражениями?

Главный принцип работы: перед тем, как привести контраргумент, нужно выяснить причину отказа от покупки. Затем согласиться и задать несколько уточняющих вопросов, чтобы найти выход.

Когда суть становится ясна, можно привести аргументы, и если собеседник их примет, дальше можно перейти к этапу заключения сделки.

Действительно ли эффективен отдел продаж вашей компании? Можно ли извлечь больше прибыли? Умеют ли менеджеры отрабатывать возражения? На эти вопросы даст ответ бесплатный аудит трех возражений от "Фактора Продаж"

Как сделать покупателя постоянным

Чтобы завоевать расположение клиента на длительный срок, важно делать акцент не на абстрактных достоинствах продукта, а на его полезности для конкретного человека. Открытые вопросы помогут выяснить боли и потребности, подобрать лучшее предложение и повысить лояльность покупателя.

Подписывайся на мой телеграмм канал

«Александр Кандеев - Фактор продаж»

Здесь о продажах, инструментах роста конверсии и денег в кассе 💸

1
Начать дискуссию