Как завоевать сердце кандидата на техническом интервью

Есть мнение, что техническое интервью у IT-специалистов — это этап собеседования, где именно кандидат должен показать себя убедительно, элегантно продемонстрировать свои hard и soft-скилы и вообще быть самым классным. Но мы придерживаемся другой точки зрения: это возможность не только найти подходящего коллегу, но и самим произвести приятное впечатление и подсветить культуру компании для новых людей. Хотим поделиться с вами лайфхаками, которые, по нашему опыту, провести техническое интервью, которое не оставит равнодушным ни одного кандидата.

Как завоевать сердце кандидата на техническом интервью

Почему это правда важно

Сегодня компании продолжают найм IT-специалистов вопреки всем внешним обстоятельствам, и классных людей уровня Middle+ и Senior по-прежнему сложно находить. При этом, как правило, такие кандидаты сами выбирают из компаний, а не наоборот.

Поэтому, если техническое интервью прошло на троечку, ваш потенциальный сотрудник может передумать и не принять офер, не порекомендует вакансии вашей компании коллегам и оставит о вас негативный отзыв на habr. Опять-таки, проблематично будет вернуться к такому кандидату, если вдруг он сначала не подошел вам, а вот теперь его профессиональный опыт идеально вписывается в текст вакансии. Даже если вы классные, не очень качественно проведенное интервью потенциально несет большие репутационные риски.

«Очень многим разработчикам не так важны проекты или продукт, как адекватные люди в команде, — рассказывает Антонина Светличная, HRD Nerve.Ai. — Поскольку они (специалисты выше уровня Junior+) уже могут себе позволить выбирать из оферов, они очень внимательно ищут людей, с которыми захотят работать в будущем».

Что может пойти не так и как сделать, чтобы всем было комфортно?

Возможно, это очевидные вещи. Но, например, все-все тьюториалы по «составлению идеального резюме» советуют элементарно откликаться на вакансию с почты ivanov_aa, а не с почты ksuha999. Этот дурацкий совет просто не читают, потому что «ну зачем, у меня же десять лет опыта». И шлют свои отклики, пополняя тайную копилку мемов hr.

Тут не бывает мелочей, поэтому пробежимся по волнам памяти о вашем техническом интервью и проверим, что вы и так знаете, а что можете для себя найти в наших советах. Кстати, если мы о чем-то забыли, напишите в комментариях под этим текстом.

Кто должен прийти?

Раньше с нашей стороны всегда были HR и технический специалист со стеком, который мы ищем. Сейчас мы приглашаем ещё руководителя проекта. Часто у кандидата возникают вопросы о продукте, над которым он будет работать. Вот здесь наш разработчик может не знать точных ответов, ведь у него другая зона ответственности, а project-менеджер как раз дополнит картину.

✅ Кристальная ясность и прозрачность для кандидата — плюсик вам в карму.

Вежливость, кэп!

Да, включить камеру, поздороваться и рассказать, какая у тебя должность, на какой проект сейчас вы ищете человека — это очевидные вещи, но не всегда. Особенно если в конференцию забегают сразу пять человек помимо HR, задают быстро массу вопросов и убегают, потому что всё спросили и «асап нужно на другой созвон». Кандидат не успевает ничего спросить и явно чувствует себя, мягко говоря, растерянным.

Антонина Светличная, HRD, вспомнила случай из своей профессиональной практики. Однажды после подобного интервью на офер о работе очень классный специалист написал так: «Знаете, вы так себя невежливо вели. У меня осталось сколько вопросов, а я даже не понял, что за толпа людей заваливала меня вопросами по своей специализации. Я с вами работать не хочу».

✅ Всегда нужно представляться самому, или кто-то один должен представить всех.

✅ Мы все очень занятые, но важно набраться терпения и выделить личное время, чтобы кандидат получил ответы о том, что его волнует.

Опросник vs Диалог

Формально процесс интервью — это когда тебе задают вопросы, а ты отвечаешь. Но мы максимально стараемся превратить этот процесс в живую беседу, а не проводить экзамен по чек-листу или просто решать технические задачи.

Импровизировать без подготовки сложно: у нас есть своя памятка по вопросам, и мы советуем нашим техническим специалистам составлять план, чтобы держать его перед собой. Но всё же мы стремимся показать, что мы живые и интересующиеся. В общем, что мы — тоже люди :) Когда ты прогоняешь человека по вопросам и не даешь ему обратной связи, ты вводишь его в ступор, и тут не выигрывает никто.

Вот так наш Flutter-разработчик Николай вспоминает про свой самый негативный опыт собеседования: «Интервьюер монотонно прогонял меня по опроснику, не дал никакого фидбека на мое решение задачи и сказал: “Интервью закончится, погуглишь и сам узнаешь ответ”. Это было ужасно, но я тогда на всю жизнь запомнил, как делать не нужно. И сейчас на своих интервью так не делаю».

У диалога, правда, есть другая сложность: важно вовремя себя остановить и не зависнуть на одной теме. Когда мы проводим интервью, то HR следит за ходом беседы и, при необходимости, меняет ее направление. Разные вопросы нужны, чтобы кандидата можно было оценить максимально объективно и комплексно. Кстати, об этом поговорим чуть позже. А пока:

✅ Проводить интервью, как беседу, а не как экзамен.

✅ Готовить план и держать его перед собой, как шпаргалку.

✅ Задавать разные вопросы, чтобы как можно больше узнать о кандидате.

Вопросы для реального мира

Наш Backend Team Lead Олег рассказал, как его знакомый разработчик в другой компании отбирал кандидатов: он строго проводил почти экзамен по вопросам из разных областей. Такой суровый отбор проходили единицы и потом отлично себя показывали в процессе испытательного срока. Звучит воодушевляюще, но мы — за гибкий подход.

«Мы брали ребят с пробелами в некоторых вопросах. Но что важно. На интервью они доказывали, что у них горят глаза и они могут решать проблему любыми способами, — рассказывает Олег. — На таких людей стоит делать ставку. Тем более, если они вписываются в команду по ценностям».

Кстати, небольшая ремарка про вопросы: мы стараемся спрашивать о том, с чем кандидат будет сталкиваться каждый день. Просто проверять темы, которые он в идеальном мире должен знать, но они вообще не влияют на его работу у нас, мы не будем.

✅ Задавать вопросы о реальной рабочей практике, а не просто проверять начитанность и широту кругозора кандидата.

Тестовое задание vs задание на собеседовании

Мы не даем тестовые задания, когда ищем технических специалистов. Есть редкие исключения, когда человек сам его просит, но это 1%, в 99% случаев — нет. С одной стороны, тестовое может отпугнуть кандидата. На рынке дефицит хороших специалистов, и если у них уже есть оферы на руках, они вряд ли захотят найти время и что-то порешать для нас. С другой стороны, в случае с тестовым можно попросить сделать кого-то за тебя, и вот это сложно отследить.

Ещё есть третья сторона: нам очень важно понять, как человек мыслит и как решает задачи в реальном времени. Поэтому, например, наш Backend Team Lead Олег на собеседовании просит показать любой свой код, чтобы оценить, как человек пишет. «Можно увидеть, какая структура у кода, что внутри. Так я оцениваю, насколько качественно всё сделано, — объясняет Олег. — Небрежно и с кучей комментариев, или наоборот код технически грамотно написан, или неграмотно и есть проблемы с архитектурой. Это всё в комплексе поможет мне понять, какой реально технический уровень у кандидата».

Другой вариант подобного задания — дать готовый кусочек кода из существующего проекта или сделать что-то на ходу и спросить, что будет, если, например, нажать на Enter. Этот подход практикует наш Flutter-разработчик Николай. «Если кандидат сильный, то даю сложный и интересный код. Если кандидат слабее, беру простой пример из головы, — рассказывает он. — Затем обсуждаем, в чем проблемы, как и что можно улучшить. Так я выясняю, насколько человек погружен и насколько разбирается во Flutter, как во фреймворке». Ещё один из приемов — это спросить, сталкивался ли ваш потенциальный коллега с проблемой, которая возникла у нас, и узнать, как бы он ее решил. Так на собеседовании что-то новое может узнать и интервьюер.

Следует ли из сказанного выше, что тестовые задания — это нежизнеспособная идея? Нет, ничуть. Когда мы ищем дизайнеров, маркетологов, контент-стратегов и даже аналитиков, мы отправляем тестовые задания. Небольшая ремарка про аналитиков: эти специалисты сейчас тоже в дефиците на рынке, но тестовое задание поможет понять, как кандидат описывает и декомпозирует задачу.

✅ Тестовое может отпугнуть, но понять, как человек решает задачи на реальных примерах, вполне реально в ходе интервью.

Про химию между людьми

На этапе технического собеседования мы проверяем hard-скилы кандидата, но, помните, мы начали с того, что кандидат, в том числе, выбирает себе окружение? Это довольно субъективный момент, но без него никуда. У обеих сторон есть возможность оценить, вы на одной волне или нет. На собеседовании у вас проходит тест-драйв на совместимость: получается ли понимать друг друга или очень много времени уходит на объяснение? И хочется ли вам решать задачи вместе по утрам на созвонах?

«Иногда не все задания пишутся сложным техническим языком: часто они проговариваются вслух, — делится своим опытом наш Team Lead Backend Олег. — Возможность быстро объяснить и быть уверенным, что тебя поймут правильно, важна для обеих сторон. И вот если на интервью пытаешься задать вопрос, а кандидат его понимает не так, как тебе нужно, это повод сказать, что что-то у нас не так. Но это нормально».

Например, наш разработчик Николай обращает внимание ещё и на то, насколько у него и кандидата одинаковый выбор инструментов, насколько в этом смысле у них совпадает вкус. Потому что задачу можно решить множеством способов, но лучше экономить время и не спорить из-за радикально разных подходов.

Ещё очень важный комментарий: если вы ищете человека в свою команду и вы будете работать вместе каждый день, ему важно об этом сразу рассказать. Вам обоим станет проще примерить на себя роли будущих коллег. Мы всегда честные и открытые с кандидатами, это проговариваем на собеседованиях.

✅ Сразу говорить, если кто-то в команде интервьюеров — будущий коллега кандидата.

✅ Транслировать ценности компании, озвучивая важные для вас качества.

Обратная связь

Ещё лет десять назад нормально было оставить без ответа неподходящего кандидата или написать ему что-то сухое в духе «К сожалению, вы нам не подходите». Сейчас же роль нетворкинга сильно важнее, и небрежно отнестись к составлению фидбека после собеседования — это ошибка, а не естественное положение дел.

Интервьюеры после беседы должны передать HR характеристику кандидата, и чем более полной она будет, тем лучше для всех. Кандидат сможет узнать о своих сильных и слабых сторонах и почувствует, что вам важны люди. Нам же будет легче к нему вернуться, если откроется подходящая вакансия. Чтобы дать хорошую обратную связь, нужно не зависать на одной теме и узнавать как можно больше про опыт вашего собеседника.

Пример плохой и хорошей обратной связи от нашего HRD Антонины Светличной:

«Представим ситуацию: нам крайне важно, чтобы наш кандидат работал с базами данных PostgreSQL. После собеседования интервьюер пишет сухое “С PostgreSQL не работал, не берем” или “Плохо знает PostgreSQL”. А, например, что делал кандидат на Ruby или на чем-то ещё, мы из такого текста не узнаем. Классная обратная связь от интервьюера по hard-скилам может выглядеть так: “Ruby — на четверку, базы SQL знает и работал, круто разбирается, а с PostgreSQL не работал”. Если у нас откроется вакансия, где важны Ruby и SQEL, мы сразу вернемся к этому человеку».

Допустим, интервьюеры постарались и дали подробную обратную связь, тогда нам проще составить текст письма, например: «У тебя отличные soft-скилы, ты хорошо знаешь Ruby, и мы все хотели бы с тобой работать, потому что с тобой приятно общаться. Но прямо сейчас мы не готовы сделать тебе офер: нам очень нужно, чтобы наш сотрудник уже работал с PostgreSQL, и, к сожалению, нет возможности обучать тебя сейчас. Если у нас появятся вакансии, подходящие для твоего опыта, я могу тебе написать?»

Согласитесь, это письмо более информативное по сравнению с «Извините, вы нам не подходите». Такую обратную связь хорошо воспринимают кандидаты, мы расстаемся с ними на приятной ноте и без проблем сможем с ними связаться вновь.

Ещё мы работаем над тем, чтобы собрать у себя библиотеку полезных ресурсов для разработчиков и других технических специалистов. Это поможет дать конкретные рекомендации, как прокачать те или иные скилы.

✅ Всегда давать полную обратную связь кандидатам: это говорит о том, что вы думаете о каждом человеке. Следовательно, и в компании вы тоже бережно и внимательно относитесь друг к другу.

Как всё это запомнить?

Мы помогаем нашим техническим специалистам стать лучше и увереннее проводить интервью. У нас есть подробные памятки для наших коллег со списками вопросов по каждой вакансии. А ещё наш HR-отдел дает развернутую обратную связь после собеседования: на что обратить внимание, что прошло хорошо и что можно улучшить.

Вдобавок мы советуем всем составлять план беседы, чтобы не упустить важные детали. И, конечно, всё приходит с опытом. Техническое интервью — это, правда, важный этап, поэтому мы не жалеем времени на подготовку к нему.

Давайте резюмируем

Чего на техническом интервью лучше не делать:

  • Забывать представляться и включать камеру;
  • Учить кандидата разработке, прикольным фишкам и так далее;
  • Вступать в конфликт (здесь на помощь должен прийти HR);
  • Разглашать информацию, которая находится под NDA;
  • Задавать вопросы только по одной теме;
  • Давать негативные оценки и переходить на личности;
  • Давать свои контакты;
  • Заваливать кандидата вопросами, не давая ему возможности узнать то, что важно для него;
  • Давать кандидату инициативу по ведению беседы;
  • Убегать с интервью, как только все спросили.

А что поможет завоевать сердце кандидата:

  • Быть элементарно вежливым и проявлять искренний интерес;
  • Сразу говорить, если ищете человека себе в команду, и вообще быть честным и открытым в любых вопросах;
  • Проводить интервью как беседу и не превращать ее в экзамен;
  • Задавать вопросы о текущей рабочей практике и приводить в пример реальные кейсы;
  • Дать возможность кандидату задавать свои вопросы;
  • Обязательно комментировать решение кандидата, будь то тестовое задание до собеседования, или задание, которое вы даете в режиме реального времени;
  • Давать полезную обратную связь после интервью, каким бы ни было ваше решение по кандидату.

Будем рады, если вы поделитесь своими лайфхаками в комментариях к этому тексту!

5 комментариев

на редкость актуальные и полезные советы, так держать!

Ответить

Спасибо.

Ответить

😄

Ответить

кайф, спасибо!

Ответить