{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Как нам удалось разморозить банковские счета IT-компании, заблокированные в Точка Банке по Закону №115-ФЗ

В последнее время многие IT-компании сталкиваются с проблемой блокировки банковских счетов на основании Закона №115-ФЗ. Банки немотивированно блокируют счета и ссылаются на то, что компания отнесена ЦБ РФ к группе высокого риска в связи с совершением «подозрительных» операций.

Как правило, это происходит из-за того, что IT-компании работают с самозанятыми. Российские банки видят в этом скрытые схемы оптимизации фонда оплаты труда (ФОТ) и даже подозревают компании в отмывании денежных средств. В нашем случае "Точка Банк" (структура ПАО Банк ФК "Открытие") посчитал, что операции по выплате вознаграждения самозанятым противоречат Закону №115-ФЗ и заблокировал счета нашего доверителя.

Так, 10 августа наш доверитель получил от обслуживающего банка сообщение об отказе в проведении платежных операций в пользу самозанятых.

При этом, в день блокировки наш доверитель незамедлительно направил в онлайн‑чат с Точка Банком документы, которые подтверждают отсутствие оснований для приостановления обслуживания.

В ответ на претензию Точка Банк сообщил, что компания отнесена ЦБ РФ к высокому уровню риска совершения подозрительных операций вследствие получения информации через Платформу ЗСК (Знай Своего Клиента, Светофор). При этом Точка Банк указал, что не может самостоятельно исключить доверителя из данной категории и не имеет права снять наложенные ограничения.

Точка Банк не предоставил нам объективных мотивированных причин для отказа в проведении операции и до блокировки не запрашивал дополнительные документы, подтверждающие реальность и законность банковских операций, несмотря на то, что у него такое право есть (см. Письмо Банка России от 10.06.2021 № 59-4/29017).

После получения ответа банка мы обратились с требованием ЦБ РФ. Наши основные аргументы были следующими.

1. Основным видом экономической деятельности доверителя является разработка компьютерного программного обеспечения. Оплата самозанятым проходила в рамках основного вида экономической деятельности.

2. Для выполнения конкретного задания на разработку программного обеспечения доверитель привлекает третьих лиц, с которыми заключает договоры на разработку продукта. Работа со специалистами, имеющими статус самозанятых, является распространённой моделью работы в сфере IT и не противоречит российскому законодательству.

3. Самозанятые зарегистрированы в установленном законом порядке и имеют профильное образование и квалификацию, необходимые для выполнения работы.

4. Самозанятые, которые были привлечены для выполнения конкретной работы, оказывают услуги не только нашему доверителю, но и другим лицам.

Мы также обратили внимание ЦБ РФ на то, что деятельность нашего доверителя имеет особую важность в текущей экономической обстановке: доверитель является разработчиком программного обеспечения и сотрудничает с ведущими профильными ВУЗами России в целях создания, развития и внедрения программного обеспечения в различные IT-продукты.

Включение реального российского разработчика в группу высокого риска означает фактическую невозможность ведения нормальной коммерческой деятельности и в конечном итоге может привести к полному прекращению деятельности доверителя.

Следовательно, такие односторонние действия ЦБ РФ и Точка Банк противоречат экономической политике Российской Федерации, направленной на поддержание и содействие российским IT-компаниям.

И вот, 15 декабря сего года мы получили решение межведомственной комиссии ЦБ РФ о том, что наш доверитель исключен из группы высокого риска и его счета подлежат разморозке.

Если Вы столкнулись с аналогичной проблемой, то пишите. Разберемся, чем будем Вам полезны.

0
1 комментарий
Точка

Здравствуйте. Без данных по компании сложно прокомментировать ситуацию детально. Если будет возможность ими поделиться, можно отправить нам в личные сообщения. Проверим, что произошло. Система "Знай своего клиента" начала работать лишь в июле этого года и мы понимаем, её работа может вызывать вопросы у клиентов. Если говорить кратко о том, как ЗСК работает, то через неё Центральный банк доводит до сведения банков свою оценку уровня риска совершения подозрительных операций. Банки, которые применяют ЗСК, обязаны брать в работу такую информацию по всем клиентам, без исключений. Со своей стороны, каждую ситуацию рассматриваем в индивидуальном порядке. Мы учитываем совокупность тех данных о бизнесе, которые у нас уже есть и те, что получили от ЦБ. Все риски оцениваются исходя из положений 115-ФЗ. Критерии опубликованы здесь: https://www.cbr.ru/about_br/dir/rsd_2022-07-01_1/Клиенты Точки также могут в любой момент увидеть бизнес глазами банка в специальном сервисе "Риски". Вместе с анализом операций в нём есть рекомендации, как можно улучшить работу со счётом. Если клиент оказался в "красной зоне" рисков и по мнению ЦБ и по мнению банка, мы обязаны применить меры, предусмотренные 5 пунктом статьи 7.7 закона № 115-ФЗ и сообщить об этом предпринимателю в срок не позднее пяти рабочих дней.
В такой ситуации клиенту важно быстро сориентироваться и понять, что можно сделать. Поэтому не только информируем о статусе рисков, но и сразу даём инструкцию как подать заявление об отсутствии оснований для ограничения работы в Межведомственную комиссию при Банке России. Рассказываем, какие документы нужно будет приложить, в какой срок всё отправить. Также пишем контактный номер Центробанка и ссылку на обращение в электронном виде через интернет-приёмную. Таким образом, наши клиенты могут самостоятельно справиться с подачей обращения в Межведомственную комиссию, не прибегая к сторонней помощи и не неся на неё дополнительных трат.

Нам важно, чтобы вести бизнес с Точкой было безопасно, поэтому стараемся поддерживать с клиентами диалог в любой ситуации. Даём советы, ориентируем, в каком направлении стоит двигаться, чтобы работа по счёту была прозрачной для банка и контролирующих органов. При этом мы обязаны следовать законодательству и рекомендациям регулятора по работе с рисками.
Надеемся, у нас получилось добавить чуть больше ясности. Остаёмся на связи и готовы проверить ситуацию детально, если поделитесь контактами.

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда