{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Правила торга: как выжать максимум

Валерия Акулич
Бизнес-тренер BusinessTools

«Торг здесь неуместен» – фраза из романа «Двенадцать стульев», которую произносит Ипполит Матвеевич и получает одобрительный пинок от Остапа Бендера.

В реальных переговорах вы смело можете произносить эту фразу если: у вас есть более выгодное предложение от другого партнёра или вы абсолютно уверены, что оппонент пойдёт на все ваши условия. В остальных случаях – «Торг уместен!».

Как выжать в процессе торга максимум? На эффективность торга влияют три составляющие:

  • Бюджет переговоров
  • Подготовка
  • Нужда

Давайте с каждым пунктом разбираться по порядку.

Бюджет переговоров

Бюджет переговоров – это не стоимость контракта, это то, сколько времени, сил, энергии и денег вы или ваш оппонент потратили на процесс переговоров.

Пример

Чем больше ваш бюджет переговоров, тем более уступчивым вы будет в процессе торга. Поэтому уменьшайте свой бюджет переговоров и увеличивайте бюджет переговоров вашего партнёра.

Подготовка

«Victoria amat praeparationem» в переводе с латыни означает «Победа любит подготовку». Эта фраза применима ко всему переговорному процессу, но торгу я советую уделить особое внимание.

Для базовой подготовки ответьте на 7 вопросов:

  • Какова моя цель – наилучший, желаемый и минимально допустимый вариант?
  • Какие условия я могу и готов обсуждать в рамках достижения моей цели?
  • На какие подвижки я готов пойти: наилучшие, желаемые, минимальные?
  • Какова цена и ценность этих уступок для меня и второй стороны?
  • Какова цель и зона интересов второй стороны?
  • Какие условия он может/будет обсуждать в рамках достижения своей цели?
  • На какие уступки он будет готов пойти для достижения своей цели и интересов?

Для подготовки используйте свой опыт, историю предыдущих переговоров с клиентом, финансовые отчеты компании-партнёра, инсайдерскую информацию.

Фото с сайта Pexels

Нужда

Нужда – это страх, чувство перемотивации. Перемотивация возникает, когда вы не просто нацелены на достижение какого-то результата, а не представляете себе дальнейшую жизнь без этого результата.

Если вы испытываете нужду в переговорах – вы проиграли. Вы будете уступать требованиям партнёра снова и снова и в итоге согласитесь на невыгодные для вас условия сотрудничества.

Поведение, которое выдаёт в вас нужду:

  • слишком много говорим
  • проявляем чрезмерную эмоциональность
  • опережаем события, забегаем вперёд в процессе обсуждения условий
  • стремимся как можно быстрее завершить переговоры

Если «нужда в переговорах» знакомое вам чувство, то советую прочитать книгу Джима Кэмпа «Сначала скажи “Нет”».

Как контролировать «нужду» при переговорах:

  • перед переговорами продумать «Что я буду делать в случае положительного решения?» и «Что я буду делать в случае отрицательного решения?»
  • контролировать речь
  • думать о результате переговоров, но не зацикливаться на нём
  • брать паузы
Фото с сайта Pexels

На своих тренингах я подробно рассказываю про каждый этап переговоров, делюсь секретами и «фишками» опытных переговорщиков. Участники проигрывают свои сложные кейсы, получают мою обратную связь. Программы по коммуникации и переговорам можно посмотреть здесь.

В завершение статьи поделюсь моими ТОП-5 «фишек» торга:

  • Продумайте шаг торга: сколько вы будете скидывать при каждой следующей подвижке (хороший ход, когда каждый следующий шаг меньше предыдущего: скидка 5:, потом 8, потом 9,2, потом 9,8).
  • Используйте шт. или % так, как выгодно вам: «увеличение суммы поставки на 1% = 10.000$», «увеличение отсрочки платежа с 4 до 8 дней = 50%».
  • Первично не соглашайтесь, даже если предложение вас устраивает. Есть шанс, что оппонент ещё подвинется.
  • Двигаясь в торге на встречу оппоненту, всегда используйте приём «Если мы…., то вы….».
  • Никогда не уступайте в начале переговоров в надежде расположить оппонента к себе, это фатальная ошибка.
0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда