Пишу про маркетинг, маркетинговые исследования и Customer Development. Среди клиентов: "СБЕР Еаптека", Mail.ru Group (VK), "Достаевский", Skyeng, Sephora и пр.
Ох, без включенных камер все могло быть хорошо именно потому, что респондентов было невидно, а они занимались там чем-то своим)))
Но надеюсь, что действительно хорошо!
Станислав,
Во-первых, вопрос в том, что Рустам не приводит ни одного аргумента и никак не поясняет, что конкретно его не устроило. Где здесь "сотрудничество" и конструктив? Что я должна принять к сведению?
Во-вторых, что значит "не просто прохожий уделяет внимание статье" - а кто он? Насколько я знаю, он не является специалистом в маркетинговых исследованиях и кастдеве. С точки зрения темы он для меня является "просто прохожим" (пользуясь Вашей терминологией).
В-третьих, Вы хотите что-то добавить или просто считаете, что я должна прислушиваться к абсолютно каждому комментарию в свой адрес, совершенно не фильтруя их на адекватность? Если первое, добавляйте. Если второе - я не согласна с Вашей позицией. Прислушиваться я буду: 1.к четкой и конструктивной критике с конкретными комментариями/ вопросами/ аргументами; 2.все-таки от человека, который хоть что-то знает о теме беседы, а не просто обвиняет неизвестно в чем и с непонятными аргументами (а точнее - с их отсутствием).
Вы можете не волноваться: если статья пустая, ее обязательно проминусят и напишут много негативных комментариев.
Рустам, это Ваше право иметь такое мнение. Статья основана на опыте работы в исследованиях более 10 лет - но я допускаю, что она может быть непонятна или идти вразрез с предыдущим опытом. Так что это нормально.
Ну, вот, и все не так страшно ведь)) Тут надо только иметь в виду, что это сумма навскидку - но тем не менее уже в такие деньги можно уложиться.
ТЗ по опыту, не все могут составить, но это не такая проблема: решается все общим обсуждением с командой... =))
Мне тоже кажется, что работает как-то похожим образом...
К слову книга "Спроси маму" мне очень нравится - она действительно классная. Проблема в том, что ее надо на молекулы раскладывать, чтобы люди понимали, сколько там инсайтов и нюансов - и потом тыкать носом, когда во время кастдева они косячат. Иначе приходим к тому, что "мы книгу прочитали, нам все понятно" - но по книге из прочитавших работает никто.
Да, проблема с интерпретацией есть всегда, конечно. Тут полностью согласна! И это то, чему быстро не обучиться: только проведением большого количества исследований, их разбором, проработкой и пр.
Про деньги тоже соглашусь - для стартапов это проблема. Но мне кажется бОльшей проблемой отсутствие понимания, что это сложно и делается все некачественно => потенциально это вряд ли будет экономия при условии дальнейшего вложения денег в неверную/ некорректную идею.
+ с хорошим исследованием можно потом долго работать, возвращаться к нему.
+ окей, в ситуации ограниченности бюджета можно привлечь консультанта, который поможет/ направит, чтобы это было проведено более корректно. К слову, здесь я лично вижу проблему в том, что стоимость подобных консультаций в любом случае не может быть низкой: магическим образом снижение цены ведет к тому, что к таким консультациям прислушиваются в разы меньше. Парадокс=))
Есть такое=))))
Да, я с Вами соглашусь. И, кстати, в отношении действительно маленьких стартапов без денег кастдев очень обоснован, потому что лучше исследовать так, чем вообще никак.
Другое дело, что единороги составляют такой ничтожно маленький процент, что лично я считаю опрометчивым рассчитывать на аналогичный путь. О, нем, конечно, стоит мечтать и работать для этого - но не пренебрегать вот такими "устаревшими" методами. Собственно, из-за этого пренебрежения подавляющее количество стартапов просто не выживают: ну, не у всех удается "попасть пальцем в небо", да и вообще это сложно...
Другое дело - когда вполне себе крупные компании с деньгами, которые заказывали исследования и по прежнему могут себе это позволить, вдруг решают использовать кастдев, потому что это модно-молодежно... И ладно бы просто проводили его - но далеко не всегда есть понимание, что это сложно и надо обучатся, причем обучаться очень серьезно и долго, чтобы по-настоящему смочь хоть как-то заменить агентство (и тут тогда встает вопрос целесообразности, раз все так сложно, долго и трудно).
По поводу стоимости - она, на самом деле, не какая-то космическая. Условно 10 глубинных интервью (минимальный размер качественного исследования/ кастдева) будут стоить около 200 000 руб. (финальная стоимость будет зависеть от целевой аудитории, но порядок цен примерно такой) + эту стоимость можно немного оптимизировать при работе с собственной базой и пр. Я считаю, что это относительно немного при условии хорошего качества и экономии времени (и + замене нескольких как-то проведенных кастдевов).
По конкретному методу решения проблемы, конечно, стоит подумать и посчитать, насколько это оптимально/ нет/ как оптимизировать - но в общем и целом я поддерживаю. Сама я нечасто заказываю доставку еды - в том числе потому, что количество мусора с каждой доставки вызывает у меня просто ужас! Особенно когда осознаешь, какое количество таких вот доставок совершаетс каждый день и есть люди, которые заказывают их бесконечно (то есть плодят адское количество пластика).
В комментарии под статьей нарушено базовое правило комментариев: хочешь получить пользу - ясно выражай свою мысль.
А касательно вопроса - надо понимать, в какой конкретно момент его задавать. Данный вопрос задается (см.текст статьи), когда респондент упорно говорит, что "идея-то неплохая", и мы уже обсудили эту самую идею вдоль и поперек. И вопрос ставится (см. опять же текст статьи) касательно того, в каких конкретно ситуациях он готов использовать данный продукт и почему именно в них, если он ему так нравится. Вариант "во всех тех же самых" здесь не канает, ибо он указывает на "ни в каких" и то, что человек придумывает лишнее.
Любовь, Вы меня, конечно, простите, но я тут не обслуживающий персонал - поэтому если у Вас есть какой-то вопрос/ тема, которую Вам или Арсению было бы полезно получить от меня в виде статьи, надо напрячься и написать как-то вежливо. Да, вот так вот. А не в духе "Че это ты тут понаписала?! Мне кейсов не хватает!".
Комментарий сейчас в большей степени к Арсению, чем к Вам, конечно.
В статье дан конкретный план по исследованию - Вам же нужны кейсы=) Что они Вам дадут?
Любовь, я просто вижу на практике. Сталкивалась с этим во ФРИИ и при работе с одним из клиентов: люди читают книгу и делают по ней... ничего. Суровая правда жизни. А книга между тем классная и очень полезная.
Разумеется, если ЦА - это маркетологи, то их и опрашивать. Я тоже опрашивала маркетологов, когда именно они являлись целевой аудиторией.
Но Вы же понимаете, что для 99% продуктов ЦА вовсе не маркетологи - а значит, их стоит избегать. Потому что они начинают давать общие советы вместо того, чтобы рассказывать о себе. Потому что их опыт априори будет другим - они на все смотрят совсем по-другому, так как сами в маркетинге. Аналогично с теми, кто работает в той же сфере.
Проблема в том, что можно опрашивать и маркетологов - и будет казаться, что результаты хорошие. Но на самом деле информация будет нерелевантна для рынка в целом, потому что потребители в большинстве своем не маркетологи - а значит, мыслят и рассуждают совсем иначе.
Честно говоря, даже источник этого "правила" не назову. Это то, что любое агентство делает априори - отсекает маркетологов, психологов и тех, кто работает в той же сфере, что и продукт.
Вы можете не общаться - я не настаиваю на этом=)
Но со всеми теми, кто имеет своей целью потроллить, а не разобраться, я уже перестала что-то обсуждать: высказывает человек такое мнение - и пусть себе высказывает... В конце концов, это даже не моя ЦА. Если уж на то пошло.
Арсений, давайте комментарии, но без приказного тона уже?=) Ну, приятнее же так общаться, да и я не Ваш личный ассистент.
Если хотите подробно с примерами, ответами на вопросы и прочим - welcome на платную консультацию. Иначе, ей богу, получится статья в формате книги =) Просили инструкцию - дала конкретную инструкцию. Четкую притом.
Да, книгу и курс по Customer Development для тех, кто будет проводить сам, я планирую, но не бесплатно все-таки.
Арсений, кстати, я совсем забыла - вот Вам статья с четким алгоритмом: https://vc.ru/43354-izuchenie-potrebiteley-kak-samostoyatelno-provesti-issledovanie#comments
Конечно, он не настолько подробный (иначе это было бы очень длинно) - но планирую написать ряд более подробных статей, отдельно по каждому из этапов.
Дима, спасибо за поддержку!=))
А то, как это обычно бывает, те, кто согласен и поддерживает, не очень пишут - типа "Ну, все ж и так норм, я согласен":-DDD
Евгений, Вы маркетолог?) Думаю, нет, а я да. Так что можете думать так, как Вам хочется)
Евгений, любой маркетолог будет давать Вам советы по маркетингу вместо того, чтобы рассказывать о себе, как о потребителе. И да, его потребительский опыт будет в корне отличаться от опыта обычного потребителя - именно в силу своей специальности он все оценивает под углом маркетинга.
Когда клиенты маркетологи - это единственное исключение=))
Любовь, исключения из исследования маркетологов, журналистов, психологов и тех, кто работает в той же сфере - это стандартное правило для маркетинговых исследований. И поверьте на слово, опрашивать таких респондентов может только модератор с очень качественной подготовкой - и то будет перекос в результатах.
Вы думаете, это правило случайно родилось?=)
Книга Фитцпатрика очень хороша, и я ее активно рекомендую всем! Вот только общаться с такой категорией респондентов она не учит. По той же самой причине. И, к сожалению, у этой книги есть один недостаток - он заключается в том, что она книга. А потому ее читают ... и потом ничего по ней не делают=) Поэтому уповать на нее только не стоит)
Арсений, Вам нужна инструкция по тому, как самостоятельно провести исследование? Или что-то еще?)
Почему бы и нет, я не против поделиться опытом=)
То есть успешные - это те, кто случайно угадывает или все же изучают)
Евгений, Вы, видимо, не работали никогда со стартапами - они, как и любой другой бизнес, слишком находятся в продукте, чтобы знать своих потребителей и скорее пытаются угадать - а это далеко не то же самое.
Не случайно сейчас активно развивается Customer Development, который, по сути, является тем же самым, что и маркетинговые исследования. С единственной разницей - все этапы здесь выполняются внутри самого стартапа. Но вовсе не от большой экспертности, а исключительно из финансовых соображений. И да, зачастую качество от этого страдает и весьма сильно. Видела это и не раз.
Согласна) Я вообще за то, чтобы для начала просто начать делать эффективные и работающие ролики - уже прекрасно! А потом, глядишь, и будет что-то гениальное или виральное...) Но главное - работающее!)