реклама
разместить

Стоимость облака для B2B: как посчитать ТСО миграции в облачную инфраструктуру

Друзья, сегодня хочу поделиться с вами интересной новостью из мира облачных технологий. У одного из провайдеров нашла услугу, которая, на мой взгляд, бьет точно в боль многих ИТ-директоров. Речь идет об оценке совокупной стоимости владения (TCO) облачной инфраструктуры с учетом индивидуальных особенностей бизнеса.

Содержание

TCO: головная боль ИТ-директора

Кто в теме, тот поймет: оценка TCO – это головная боль для многих ИТ-руководителей. С одной стороны, все понимают, что облака – это круто и выгодно. С другой стороны, как посчитать, сколько реально будет стоить этот «переезд»? 🤔 Как выбрать хранилище данных, чтобы потом не сожалеть?

Ведь помимо очевидных затрат на вычислительные ресурсы и хранение данных, есть еще куча скрытых расходов:

  • Миграция данных.
  • Обучение персонала.
  • Интеграция с существующими системами.
  • Поддержка и обслуживание.
  • И даже... (барабанная дробь!) ...риски простоя! 😱

В итоге, вместо обещанной экономии можно запросто получить перерасход бюджета и кучу головной боли.

А если мы захотим сравнить с текущими затратами и оценить целесообразность перехода? У меня задачи оценки стоимости владения всегда вызывали бурное желание … срочно освоить профессию гадалки на кофейной гуще! Потому что, порой, так проще спрогнозировать реальные затраты, чем собирать детальную информацию расходов на инфраструктуру as is и планировать как она изменится через 5, 10 и более лет.

На своем опыте (а я в банке не один бюджет защитила) убедилась: грамотная оценка ТСО – это не просто цифры, это – ваш щит и меч в борьбе за ресурсы! Это позволяет не только контролировать расходы, но и принимать обоснованные решения, которые принесут реальную пользу бизнесу.

Value Engineering — услуга оценки ТСО

И вот, один из облачных провайдеров разработал услугу Value Engineering. Звучит как название секретного плана, но на самом деле это экспертная помощь в оценке ТСО будущей облачной инфраструктуры.

Пример отчета total cost of ownership (ТСО), ссылка на источник отчета в конце статьи
Пример отчета total cost of ownership (ТСО), ссылка на источник отчета в конце статьи

К сожалению, эта «волшебная таблетка» пока доступна только для избранных. Услуга доступна ключевым клиентам, которые имеют значительный объем потребления облачных ресурсов или планируют масштабный переезд в облако. Для таких клиентов провайдер готов предложить индивидуальные условия и эксклюзивный сервис. И я даже могу объяснить почему это так. Подготовка качественной оценки – это титанический труд, требующий полного погружения в бизнес клиента и глубокого знания специфики его ИТ-инфраструктуры.

Именно поэтому появление Value Engineering – это прорыв, даже если сейчас он доступен не всем. Это – первый шаг к тому, чтобы облачные провайдеры начали говорить с клиентами на одном языке, предлагая им не просто «железо», а реальную ценность, подкрепленную цифрами и гарантией защиты бюджета.

Но и это еще не все! 🤔 Знаете, что меня по-настоящему удивило? Помимо оценки TCO и помощи в защите бюджета, в этот сервис входит:

  • Помощь в подготовке ТЭО и защиты проекта по переходу в облако перед руководством (ЛПР).
Ссылка на источник в конце публикации
Ссылка на источник в конце публикации
  • Оценка результатов проекта после миграции в облако — не просто помочь в переходе, а оценить качественные и количественные результаты после!
Источник изображения указан в конце публикации
Источник изображения указан в конце публикации
  • Подготовка расширенных историй успеха для совместного продвижения в СМИ, профильных форумах и конференциях! 🔥— вот это то, чего не хватает очень многим.

Топ провайдеров крупнейших облачных сервисов

Согласно данным cnews analytics, топ провайдеров облачных услуг стремительно расширяет свои горизонты. Выручка топ-10 российских провайдеров IaaS в 2023 г. выросла на 34%, и в ближайшие годы высокие темпы роста сохранятся. Это говорит о том, что сейчас самое время задуматься о переходе в облако, чтобы не остаться позади конкурентов.

CNews, динамика выручки 10 крупнейших участников рейтинга CNews IaaS и CNews100
CNews, динамика выручки 10 крупнейших участников рейтинга CNews IaaS и CNews100
CNews, крупнейшие поставщики IaaS в России
CNews, крупнейшие поставщики IaaS в России

На каждом сайте топ-поставщиков прошлась по услугам и калькуляторам, в поиске похожих сервисов.

РТК-ЦОД (DataLine)

Источник: сайт РТК-ЦОД, страница оценки стоимости облачного хранилища
Источник: сайт РТК-ЦОД, страница оценки стоимости облачного хранилища

Cloud.ru (SberCloud)

Страница с калькулятором стоимости облачных услуг
Страница с калькулятором стоимости облачных услуг

Переходим в подбор конфигурации.

Каталог продуктов
Каталог продуктов

Все красиво, удобный калькулятор оценки, но не нашла похожей функции.

Selectel

На сайте Selectel обнаружила похожий сервис по расчету и сравнению стоимости. Радует, что еще один провайдер задумался о таком сервисе, как помощь в сравнении стоимости облачных услуг и собственной инфраструктуры.

Раздел с ценами и тарифами Selectel
Раздел с ценами и тарифами Selectel

При выборе услуги предлагает оставить заявку и получить помощь с оценкой.

Форма отправки заявки на оценку сравнения стоимости собственной инфраструктуры с облаком
Форма отправки заявки на оценку сравнения стоимости собственной инфраструктуры с облаком

Яндекс Облако

Страница с подбором тарифа и услуг Яндекс.Cloud
Страница с подбором тарифа и услуг Яндекс.Cloud

MWS (МТС)

  • Официальный сайт: https://mws.ru/
  • Раздел «Решения»: https://mws.ru/solutions/ (информацию о тарифах необходимо уточнять индивидуально)
Страница миграции в облако MWS
Страница миграции в облако MWS
Страница выбора услуги Value Engineering
Страница выбора услуги Value Engineering

Среди топ 5 компаний в двух мы обнаружили услугу оценки ТСО. Это говорит о том, что тренд есть и скоро данный сервис будет базой для провайдеров услуг и сможет упростить оценку и защиту бюджета ИТ-директору!

И пока, как отмечает CNews, еще рано говорить об окончательном формировании топового пула поставщиков по аналогии с Amazon-Google-Microsoft на глобальном уровне, у вас есть отличная возможность выбрать партнера, который будет соответствовать вашим потребностям и поможет добиться успеха.

Что делать, если объемы пока небольшие, но нужна оценка ТСО?

  • Обратитесь к облачному провайдеру: Даже если у них нет отдельного сервиса, они могут предложить вам общую оценку и консультацию. Спросите про это!
  • Вспомните о добрых интеграторах: Многие ИТ-интеграторы умеют оценивать ТСО, но часто держат это в секрете. Попытайте их!
  • Ищите мудрых консультантов: Есть независимые эксперты, которые специализируются на оценке ТСО и могут предложить вам объективный взгляд на оценку стоимости.
  • Станьте гуру ТСО сами: Изучите методики, освойте инструменты, и попробуйте оценить стоимость облаков самостоятельно (но будьте готовы к трудностям!).
  • Изучите опыт других компаний: Пообщайтесь с другими ИТ директорами, которые уже успешно внедрили облачные решения и узнайте у них. Найти их можно среди коллег, либо в сообществах. Например, мой любимый клуб ИТ-директоров «ЯиТы», для меня это до сих пор ламповый клуб для своих, где все участники знают друг друга и готовы помочь. Из клубов, где можно найти поддержку знаю еще 4CIO (доступ к чату через канал).
  • Или приходите ко мне @itsm_lady, познакомлю вас с коллегами или интеграторами, кто поможет.

Как оценить реальную стоимость владения (ТСО) облачной инфраструктурой

Из всех доступных в открытом доступе формул мне нравится вот эта.

TCO = Initial cost (I) + Support cost (S) + Maintenance cost (M) + Operational cost (O) + Retirement cost (R)

Источник:https://www.simform.com/blog/ctos-guide-total-cost-of-ownership/
Источник:https://www.simform.com/blog/ctos-guide-total-cost-of-ownership/

1. Initial cost/Evolving product cost (Первоначальные затраты и затраты на развитие): Это все расходы на старте проекта, включая инфраструктуру, ПО, миграцию данных и обучение персонала. Сюда же входят затраты на развитие и поддержку технологического стека, DevOps/FinOps практик и обеспечение безопасности.

2. Support cost (Затраты на поддержку): Этот блок включает расходы на организацию службы поддержки, управление инцидентами, заключение SLA и взаимодействие с поставщиками. Эффективная поддержка – залог бесперебойной работы и довольных пользователей.

3. Maintenance cost (Затраты на обслуживание): Сюда входят затраты на предупредительное обслуживание, обновления безопасности, исправление ошибок, аварийное восстановление и управление простоями. Регулярное обслуживание помогает поддерживать инфраструктуру в оптимальном состоянии.

4. Operational cost (Операционные расходы): Этот блок включает расходы на дата-центр/хостинг, мониторинг, хранение данных, масштабирование, обеспечение надежности и соответствие требованиям. Эти затраты неизбежны в процессе эксплуатации любой ИТ-инфраструктуры.

5. Retirement cost/Decommission cost (Затраты на вывод из эксплуатации): Даже когда вы отказываетесь от использования каких-то сервисов, вам придется понести расходы на экспорт данных, архивирование системы, отключение лицензий и юридические вопросы. Планируйте заранее, чтобы минимизировать эти затраты.

Помните, что точный расчет TCO – это сложная задача, которая требует учета множества факторов. Но, чем лучше вы понимаете структуру затрат, тем более точнее будет расчет.

⚠ Не всегда облачное решение может быть выгодно с финансовой точки зрения, главное, что вы будете делать осознанный выбор при сравнении альтернатив.

Материал бережно подготовлен

Анна Юрченко, ITSM эксперт
В ИТ давно — 25 лет. Пишу про сложные ИТ-решения. Занимаюсь развитием процессов.

О том, что такое ITSM и в чем ценность ITIL Expert написала в ТГ-канале. Возможно читателю будет интересна моя статья «Как ИТ-руководителю показать ценность бизнесу», в которой рассказываю как научиться говорить с бизнесом на одном языке. Подписывайтесь на Telegram-канал ITSM4U, где делюсь лучшими практиками в области управления ИТ.

Изображения с оценкой ТСО взяты у облачного провайдера услуги Value Engineering.

1111
33
11
реклама
разместить
25 комментариев

Анна, спасибо за подробный анализ подхода. Действительно для больших проектов это важно.

4

Мне кажется, везде, где есть ИТ-менеджер - ему придется защищать бюджет. Т.е. средние компании тоже оценят.

2

И даже... (барабанная дробь!) ...риски простоя! 😱

Второй раз за двое суток вспоминаю Генри Форда и его аварийную бригаду на конвейере, которая получала зарплату за время своего простоя -- то есть за то время, когда конвейер работает )

3

Тоже думал про такую систему мотивации у себя, но пришли к выводу, что это не наши реалии 🤣

1

Сильнейшая идея, не перестаю восхищаться)

1

Анна, спасибо большое за статью!
Я попрошу добавить в него рекламности и спрошу, какие компании вы бы посоветовали из перечисленных вами?

2

У каждой из компаний есть свои плюсы и минусы. Я не хочу кого-то выделять.

1
Раскрывать всегда
Разработка IT-продукта в 2025: как сэкономить минимум в 2 раза и запустить проект без классических ошибок — 7 проверенных шагов
Разработка IT-продукта в 2025: как сэкономить минимум в 2 раза и запустить проект без классических ошибок — 7 проверенных шагов
44
реклама
разместить
Чек-лист по проверке на увольнение в 2025.

Собрал в одном месте все значимые факторы, прогнозы и свои мысли по развитию карьеры в 2025 году: какие отрасли будут на подъеме, а какие наоборот не сулят ничего хорошего. О выводах читайте в данной статье.

Кошмар или сон в 2025?
99
44
11
11
Где бизнесу брать «мясо» для контента (60+ источников фактуры внутри)

Забирайте секретный ингредиент, за который платят хорошим копирайтерам

Где бизнесу брать «мясо» для контента (60+ источников фактуры внутри)
88
5 неудобных вопросов IT-аутсорсеру

Выбирая сервисного подрядчика, бизнес часто ориентируется на обещания: поддержка 24/7, безлимитное обслуживание, гарантированное качество и т.д. Но стоит изучить детали, и оказывается, что за красивыми словами часто скрываются подводные камни.

5 неудобных вопросов IT-аутсорсеру
1717
44
11
11
11
11
11
11
11
11
Системность бьёт всё: процессы как главный компонент IT-сервиса

Качественный или некачественный IT-сервис — это не лотерея. Это прямое следствие того, как этот сервис выстроен. Давайте разберем ключевой компонент IT-сервиса — процессы.

Системность бьёт всё: процессы как главный компонент IT-сервиса
1515
66
11
11
11
11
Люди в IT-сервисе: как вдохнуть жизнь в процессы

IT-сервис похож на живой организм. Процессы — его скелет: они задают структуру, обеспечивают системность и порядок. Но живым его делают компетентные люди — они как мышцы, кровеносная и нервная системы. Именно сотрудники делают сервис гибким, адаптивным, способным к развитию.

Люди в IT-сервисе: как вдохнуть жизнь в процессы
1515
22
22
11
11
11
DevOps и управление затратами на облако
DevOps и управление затратами на облако
33
Инструменты — интерфейс для IT-процессов

Представьте, что IT-процессы — это четкий маршрут, а сотрудники со своими компетенциями — опытные водители. Но с машиной без педалей, руля и переключателя коробки передач движение вперед невозможно.

Инструменты — интерфейс для IT-процессов
66
44
11
11
11
Как предпринимателю не ошибиться при выборе эксперта?

Как вас обманывают? Откуда берется экспертиза и как отличить профессиональных консультантов от инфобиза? На чем можно экономить, а на чем точно нельзя?

Кажется, что все эксперты "на одно лицо", т.е. безликие тени (но это если не разбираться)
1919
55
22
11
реклама
разместить
СМБ дуреет с этой прикормки: IT-тренды 2025 для малого и среднего бизнеса

Малый и средний бизнес в России сегодня не только подвержен киберугрозам, но и получает всё больше преимуществ от современных технологий. Но как понять, какие решения действительно принесут пользу, а какие — пустая трата времени и денег? Давайте разберёмся.

22
22
5 неочевидных решений, которые позволят вам сократить расходы на IT

Уже понятно, что 2025 год для бизнеса в России останется периодом турбулентности. И важное умение любого эффективного бизнеса — эффективно подстраиваться под изменения и находить решения для оптимизации.

55
Тренды стоимости облачных услуг в России: повышение цен и новые предложения ☁️💰📈
Изображение из источника hockey.by
11
[]