PR в красном: эволюция политического бренда
На столе – пионерский горн, барабан, противогаз, автомат Калашникова в разобранном виде, керосиновая лампа, пузырек с чернилами, чернильная ручка, алюминиевый электрический чайник, стакан в красивом подстаканнике. В одном из ящиков – деревянная печать, перочинный нож, октябрятский значок, пионерский галстук, пачка «Беломора», спички и осколок войны, который врачи извлекли из тела нашего героя. В другом ящике стола – сахар рафинад, грузинский чай в бумажной упаковке, засохшая горбушка черного хлеба и соль в газетном кульке.
На полках шкафа собрана тематическая литература: здесь и несколько томов В.И. Ленина, «Капитал» Маркса, книги Сталина и Троцкого, Устав КПСС, «Как закалялась сталь» Николая Островского, «Десять дней, которые потрясли мир» Джона Рида, «Репортаж с петлей на шее» Юлиуса Фучика, есть трилогия Леонида Брежнева, «Лениниана» Мариэтты Шагинян. Есть томики стихов Пушкина, Лермонтова, Блока и Маяковского. Нашлось место и для беллетристики – Диккенс, Джек Лондон, Хемингуэй, Ирвин Шоу.
В платяном отделении шкафа висит Маузер в огромной кобуре, буденовка, старенький, сохранившийся еще с юности перелицованный пиджак с комсомольским значком на лацкане и старая же кожаная отцовская куртка, пережившая три поколения.
У двери – кирзовые сапоги с развешанными на голенищах портянками. Но они – не единственный источник запаха. Картину дополняет аромат одеколона «Красная гвоздика», запах старых газет с пылью, канцелярского клея, лука, кожи и дым от папирос.
В фоновом режиме из репродуктора доносится то «Интернационал», то «Варшавянка», а голос Левитана периодически прерывается позывными радио «Маяк» или передачей «Пионерская зорька». Когда же звучит грустная классическая мелодия, наш герой настороженно замирает.
Что касается взаимоотношений в семье, то из всех своих братьев «красный» уважает и ценит только «белого», с которым у него духовная близость. «Розового» же считает чересчур рыхлым и мягкотелым, а за приверженность к цвету называет «педикюром». Презрительных прозвищ удостоились и остальные братья. Например, «зеленого» он называет не иначе, как лопухом, «желтого» – тусовщиком, «серого» – крысой, «золотого» – «буржуем», «черного» – отморозком, а коричневого – «фашистом». У него есть и собирательное прозвище для своих нелюбимых братьев – он их называет либо «паразитами на теле мирового пролетариата», либо сокращенно – «контрой»
Впрочем, братья не остались в долгу и в ответ дружно кличут его «зэком», намекая на прошлое, в котором нашлось место для каторги, ссылок, тюрем и лагерей по политическим статьям. В доказательство они показывают его довольно внушительное досье, где на первой же странице – фотография героя в фас и в профиль на фоне ростовой линейки.
Ну что ж, давайте ознакомимся…
Подписывайтесь на наш ТГ-канал PR-prosvet, там вас ждут актуальные новости, интересные подборки нейросетей для разных целей, актуальные рекомендации по пиар-продвижению бизнеса через СМИ и интернет-контент и многое другое!
Определение и происхождение термина
«Красным» пиар был назван, потому что символизирует революционное, социалистическое и коммунистическое движение.
Революция же стала ассоциироваться с красным цветом еще в августе 1792 года, когда отряды санкюлотов шли на штурм дворца Тюильри под красным флагом. Тогда же якобинцы сделали его своим символом. С этого момента знамя радикалов левого толка окрасилось красным цветом.
Красный флаг как символ крови, пролитой в революционной борьбе рабочих за свои права, был использован во время Лионского восстания 1834 года. В 1848 году восставшие рабочие во Франции и в Германии своим цветом также выбрали именно красный.
Уже начиная с 1871 года красный цвет стал символом международного революционного движения пролетариата. А потому все последующие революции в России, включая Октябрьскую революцию 1917 года, совершались именно под красным знаменем. По этой же причине в Гражданскую войну сторонники большевиков, как мы знаем, именовались «красными».
С 1923 года, государственным флагом СССР становится красный флаг с серпом, молотом и пятиконечной звездой. С момента своего основания и вплоть до распада Советский Союз активно использовал «красный» пиар для пропаганды идей марксизма-ленинизма, коллективизма и интернационализма.
Что касается современности, то под «красным» пиаром часто понимается не столько символ революции и классовой борьбы, сколько оппозиция правящей партии, ностальгия по Советскому Союзу, некое противопоставление социалистического прошлого России его капиталистическому настоящему.
Цели «красного» пиара
Основные цели «красного» PR можно сформулировать так:
- популяризация социалистических и коммунистических идей;
- формирование позитивного образа советского прошлого;
- пропаганда дружбы народов и пролетарского интернационализма;
- критика капитализма и буржуазных ценностей;
- продвижение идеалов социальной справедливости и равенства.
В отличие от сугубо коммерческого PR, «красный» декларирует продвижение общественных, а не меркантильных интересов.
Когда же возникает потребность в «красном» пиаре?
Благоприятные условия для «красного» пиара
Успех «красного» PR часто связан с:
- ностальгией старших поколений по стабильности и социальным гарантиям в СССР;
- разочарованием молодежи в капитализме;
- потребностью в альтернативах западной идеологии;
- стремлением к социальной справедливости и равным возможностям;
- поиском новой национальной идеи и позитивных ориентиров.
А теперь посмотрим, на каких темах чаще всего играет «красный» пиар.
Инструменты «красного» PR
«Красный» PR часто затрагивает темы:
1. Классовой борьбы пролетариата.
2. Коллективизации и индустриализации в СССР.
3. Победы в Великой Отечественной войне.
4. Интернационализма и дружбы народов.
5. Достижений науки и техники при социализме.
6. Бесплатного среднего, профессионального и высшего образования и медицины в СССР.
7. Бесплатного или недорогого жилья.
8. Отсутствия безработицы.
9. Низкого уровня преступности.
10. Системы профсоюзных путевок в санатории и профилактории.
11. Жесткой системы ГОСТов, регулирующей качество продуктов питания.
12. Высокого уровня образования и культуры советского гражданина.
13. Художественных произведений (в живописи, музыке, кинематографе), вошедших в сокровищницу мирового искусства;
14. Общей атмосферы дружелюбия и оптимизма в обществе.
Эти позитивные темы неизменно вызывают ностальгию у старшего и живой интерес у молодого поколений.
А теперь о том, кто прибегает к методам «красного» пиара.
Кто использует
Для привлечения внимания целевой аудитории «красный» PR используют:
- левые и коммунистические партии;
- профсоюзы и общественные движения;
- ностальгирующие по СССР медиа;
- музеи и культурные центры советской направленности;
- политики, апеллирующие к советскому прошлому;
- коммерческие бренды в маркетинге, играющие на сильном чувстве ностальгии.
А теперь давайте рассмотрим наиболее яркие примеры «красного» пиара, которые, выполняя основную PR-функцию, фактически стали самодостаточными величинами.
Наиболее яркие примеры «красного» пиара
- Красный флаг.
- Окна РОСТА.
- Триптих Маркс-Энгельс-Ленин.
- Октябрьская революция.
- Гражданская война в России.
- Великая Отечественная война.
- Международные фестивали молодежи и студентов, проводимые в разных странах.
- Московский международный кинофестиваль.
- Че Гевара и Фидель Кастро.
- Юрий Гагарин, Валентина Терешкова, Алексей Леонов и Светлана Савицкая.
- «Красная машина».
- Московская олимпиада 1980 года и олимпийский мишка.
- Регалии Ирины Родниной и ее слезы на пьедестале.
- Русский балет советского периода.
- Советские песни, кинофильмы и мультфильмы.
- «Русская пятерка» в «Detroit Red Wings» и вообще российские легионеры в НХЛ.
В последнее время к теме «красного» пиара стали обращаться довольно часто, в том числе коммерческие структуры. Однако технологии этого вида пиара также требуют осторожного обращения. В противном случае отсутствие вкуса, этики, незнание истории, контекста и специфики советского периода приведут к провалу кампании.
О каких рисках идет речь?
Риски «красного» пиара
- чрезмерная идеализация советского прошлого, замалчивание негатива;
- манипулирование ностальгией в политических целях;
- отторжение молодыми поколениями «навязанной» идеологии;
- обострение межпоколенческих противоречий;
- дискредитация идеалов социальной справедливости из-за радикальности взглядов;
- героизация или неуместное упоминание неоднозначных или негативных лиц и персонажей, либо наоборот – принижение заслуг и значимости положительных примеров.
В качестве примера опять же приходит на ум рекламный ролик Сбербанка с вором-домушником Жоржем Милославским, который по недосмотру организаторов кампании какое-то время успел побыть амбассадором влиятельного бренда.
Или, другой пример – ролик «АльфаСтрахование» с девочкой Алисой и песней «Прекрасное далеко». Означает ли ролик, что будущее теоретически может оказаться жестоким по отношению к клиентам «АльфаСтрахование»? Конечно, такой прокол гораздо более лайтовый, чем в предыдущем примере, но тоже является показателем недостаточной проработки стратегии.
Кстати, рекламные ролики под музыку советского периода – гораздо более хитроумное решение, чем может показаться на первый взгляд. Под видом «розового» пиара и создания ностальгической атмосферы для продвижения продукта заимствуются элементы «красного» пиара. По сути, это самый настоящий «серый» пиар, который прячется за спинами «розового» и «красного».
Другое дело, что организаторы кампаний не учитывают побочный эффект – подобными рекламными роликами они непроизвольно запускают «красный» пиар, который может оказать даже больший эффект, чем PR целевого продукта. Это все равно, что привязать молодое деревце к деревянной подпорке, но пышным цветом зацветет не деревце, а подпорка.
В целом же «красный» PR, несмотря на риски идеализации или дегероизации прошлого – довольно востребованный инструмент в современном обществе.
С одной стороны, он – результат неутихающей ностальгии старших поколений о советском прошлом и их попыток найти искры человечности в идеологических реалиях настоящего.
С другой стороны – привлекает часть молодежи идеалами социальной справедливости и равенства возможностей.
И только грамотное применение инструментов «красного» пиара, умелое сочетание ностальгических образов с актуальными социальными ценностями, правильная игра на идеях гуманизма и солидарности способна установить эмоциональную связь с аудиторией и даже вызвать широкий общественный резонанс.
Резюме
На этом наше знакомство с «красным» пиаром подошло к концу.
Не знаю, как вы, но я, с одной стороны, немного устал от нашего сегодняшнего активного и неутомимого братца. С другой стороны, он подкупает меня своим истинным, а не нарочитым демократизмом, своей искренностью и верой в справедливость, которыми часто пользуются другие. Если бы не моральная поддержка «белого» брата и наградной Маузер, ему в этом семействе пришлось бы совсем худо.
Ну а нас ждет знакомство с очередным братом разноцветной семейки PR.
Следите за нашими публикациями!
Нет времени заниматься PR самостоятельно, а держать в штате пиарщика не выгодно?
Подобрать подходящий формат продвижения, разместить статьи в авторитетных СМИ:
Есть вопросы по PR, продвижению в СМИ, управлению репутацией и повышению узнаваемости бренда в интернете?
Задайте их нам по телефону или в любом удобном мессенджере:
Красный пиар как красный терррор, если завели шарманку / берегись, задавит бронепоездом
Уххх
АуфЪ 😎
Благодарю! подписывайтесь, ставьте лайки 😎 делитесь статьёй
Ауууучччч, мне ностальгия в глаз попала! Любимая игра в контексте маркетинга - удачное вплетение и сочетание)
Генсек - шииииииикарен!
Red alert - топ1🔥
да, кто знает- тот поймет