Управлять удаленными сотрудниками без жесткого контроля. Реально ли это?
Для чего нужна регулярная оценка сотрудников
- Взаимопонимание в команде. Регулярная обратная связь от коллег по работе дает сотруднику понимание, удовлетворяет ли он потребности команды.
- Синхронизация ожиданий. Мы вместе с сотрудником определяем точки развития. Даем возможность повысить уровень компетенций и, соответственно, уровень дохода.
- Рейтинг сотрудника. На этот показатель можно ориентироваться при сборе команды на новый проект.
- Элемент корпоративной культуры. Такая форма оценки учит коллег давать обратную связь сначала через форму, а затем и друг другу лично. Мы привыкаем слышать друг друга.
Как мы настроили, автоматизировали и оцифровали оценку эффективности сотрудников
У нас есть специальный документ с планами оценки для каждого сотрудника.
Кто участвует в организации процесса
Talent-менеджер — планирует процесс, оценивает результаты и составляет карту развития сотрудника, основываясь на обратной связи.
Администратор — рассылает сотрудникам формы для заполнения и отслеживает полученные результаты. Сбор оценок происходит в гугл-форме.
Технолог — сводит данные в единую таблицу.
Сейчас администратор рассылает формы сотрудникам для сбора обратной связи, но мы занимаемся автоматизацией процесса. Скоро появится бот, который будет уведомлять администратора о том, что пришло время отправлять формы. Еще бот станет рассылать всем заинтересованным лицам сообщение о готовности оценки. Если по результатам потребуется личный звонок с сотрудником, система сама организует встречу.
Какие роли в компании мы оцениваем
- Руководители команд. По сути, лидеры профильных отделов.
- Разработчики
- Руководители проектов
- QA
- Аналитики
Сотрудники оценивают своих коллег. Отвечают на вопросы, посвященные профессиональным и софт скиллам, и выставляют по каждому пункту оценки от 1 до 5.
Для каждой роли своя форма оценки. Например, разработчика команда оценивает только по софт скиллам, ведь насколько хорошо он пишет код, понятно по результатам его работы.
Для аналитиков оценивают: коммуникации, вовлеченность, проактивность, компетентность. Все итоговые результаты выражены в цифрах.
Руководители команд — это ключевые люди в командах проектов. Их оценивают по двум главным категориям: удовлетворенность команды работой руководителя и форма погружения в проект.
Отдельная форма существует для оценки эффективности работы QA-специалиста.
Как видите, для каждой роли разработана уникальная форма оценки, чтобы учитывать специфику работы каждого отдела и не превращать весь процесс оценки в формальность для галочки и профанацию.
С какой регулярностью проводится оценка эффективности
Первый ассессмент проводим сразу после испытательного срока сотрудника. Затем — каждые полгода.
Как мы работаем с собранными данными
После окончания оценки мы сводим полученные данные в личный кабинет сотрудника. Затем проводим онлайн-встречу с сотрудником, где, опираясь на цифры, факты и мнения коллег, даем рекомендации и прописываем цели на ближайшие полгода в карте развития. У компетентного и добросовестного специалиста появляются стимулы для карьерного роста.
Что делать, если оценка эффективности сотрудника выявила недостатки в его работе?
Мы объясняем человеку, в каких аспектах его работа неудовлетворительна и где ему нужно прокачать свои навыки. Когда на руках есть цифры и факты, сотрудник понимает, что это не придирки и личные счеты, а объективное мнение его коллег. После этого также составляем карту развития и договариваемся, какие шаги нужно предпринять, чтобы исправить ситуацию. И только если к следующему ассессменту ситуация повторяется, мы расстаемся с сотрудником.
ВАЖНО: мы стараемся быть реалистами и не ставить сотрудникам тяжелых и невыполнимых задач.
Как это работает в реальной жизни
Раз в три месяца проводят часовое или двухчасовое собеседование с разработчиком, выше тебя по скиллам. Задают вопросы, о которых ты даже не думал, вскрывают твои слабые стороны и дают рекомендации. Никакого напряга, как, например, с реальными собеседованиями при устройстве на работу. Да, волнение присутствует, но ты понимаешь, что тут цель не выставить тебя неопытным, а именно вскрыть слабые места, чтобы ты их подтянул.
Обратная связь от опытных коллег позволяет тебе держаться в тонусе. Стимулирует читать книги и вспоминать то, что уже давно забыто.
Что дает оцифрованная система оценки сотрудников
- У руководства есть объективные данные о качестве работы сотрудников, основанные на цифрах, фактах и мнении непосредственных коллег.
- Все сотрудники регулярно получают обратную связь от коллег, не варятся в «собственном соку» и чувствуют себя частью команды. В коллективе не остается места для недопонимания.
- Сотрудники всегда знают, куда им расти и какая награда их ждет за результат.
Я убежден, что даже в таких неочевидных сферах, как управление персоналом, цифровизация помогает руководству «держать руку на пульсе» и поддерживать компетенции сотрудников на высоком уровне. А главное — делать это без давления на сотрудников, программ для скриншотов экранов и бессмысленных совещаний.
Мы за свободу вместо принуждения.
Почувствовать это можно в Telegram-канале Siberian.pro. Расскажем о разработке, поддержим и подарим ценные диджитал-инсайты.
Наличие Talent-менеджера и технолога — вау! Как и вся система работы с данными.
Первый раз сталкиваюсь с таким качественным подходом к оценке работы сотрудников 👍
здорово, что такой подход в обе стороны, но важно и сотрудников таких найти, которые не требуют дополнительного контроля, чтобы норм работать, а тут пока не проверишь не поймешь.
Вы правы, так и есть. Мы наступали на грабли, но со временем поняли, как определять, подойдет ли кандидат нам (и мы ему, соответственно) по ценностям и софт скиллам. Если интересно, рассказывал об этом здесь: https://vc.ru/hr/634351-sobrat-biryuzovuyu-komandu-v-rossii-nevozmozhno-pochemu-eto-ne-tak
Крутая практика! Спасибо за то что делитесь!