Анализ конкурентов: зачем, когда и как парсить данные?

Все любят считать чужое: бюджеты, трафик, прибыль. В SEO это не прихоть, а необходимость. Мы собрали самый полный гайд по анализу конкурентов. Тут не только про инструменты и шаблоны, но и про общение с клиентом. Как понять, зачем нужен анализ здесь и сейчас, кого анализировать, а самое главное — как донести это до заказчика?

Текста много, поэтому для читателей разбора от Rocket Business мы оставляем кликабельную навигацию:

Для примера мы взяли сайт Gloria Jeans. Когда-то для них мы делали SEO. А сегодня сделали подробный анализ их конкурентов.

                                                            Посмотреть кейс можно тут

Если не хотите читать: вебинар по анализу конкурентов на YouTube

Какими бывают конкуренты?

Конкурентов делят не только на прямых и косвенных. В более широких маркетинговых анализах есть еще категории: ключевые, потенциальные, неявные. Мы поговорим о трех подвидах.

Прямые. Это компании с максимально схожими продуктами/услугами, условиями, с одинаковой аудиторией. В SEO это прямые конкуренты по ключевым запросам, топу в выдаче. Например, для магазина одежды GJ прямые конкуренты — O'STIN, MODIS, Befree. Все бренды относятся к одному ценовому сегменту, имеют оффлайн и онлайн магазины, работают на молодежную аудиторию, в ассортименте есть коллекции, повторяющие тренды.

Косвенные. К ним относятся компании, которые предлагают альтернативные товары/услуги или цены. Возвращаемся к примеру с GJ. Бренд косвенно конкурирует с брендами на маркетплейсах, магазинами детской одежды или обуви. Принцип понятен — пересечение по группам товаров.

Неявные. Компании, которые предлагают разные услуги и товары на разных условиях, но борются за одни и те же деньги своей ЦА. Представим оффлайн-магазин Gloria Jeans в торговом центре. На одной площади за деньги посетителя соревнуются магазины одежды, фудкорт, кинотеатр, боулинг. В рамках одного торгового центра все это — неявные конкуренты магазина GJ.

А есть еще деление?

Конечно. Чаще всего на тех, кого считает конкурентами клиент, и тех, с кем он реально конкурирует.

Почему это важно? Первый шаг в анализе конкурентов — мир и согласие в этом вопросе с заказчиком.

Нередко бутиковый магазин дизайнерской мебели считает своими конкурентами Hoff или Диван.ру. При знакомстве с проектом выясняется, что магазин работает с дизайнерами, напрямую покупатели обращаются редко, все позиции только под заказ, а целевая аудитория явно относится к премиум-сегменту. На этом этапе важно донести до клиента, с кем на самом деле стоит сравнивать свой бизнес.

Анализ конкурентов: зачем, когда и как парсить данные?

Зачем и когда проводить анализ конкурентов?

Глобально: для роста трафика, конверсий на сайте и повышения заработка клиента. В общем, ради всего, для чего и затевается бизнес.

Локально: для выявления сильных и слабых сторон сайта, переоценки его структуры, посадочных страниц, ссылочной стратегии, коммерческих и поведенческих факторов. Важно отметить для себя не только плюсы конкурентов, но и их недостатки. Такой анализ — база для грамотной стратегии, которая поможет достичь целей глобальных.

Лояльно ❤. Анализ конкурентов — очень хороший инструмент повышения лояльности вашего клиента. SEO-шники, ответственные за проект, еще лучше его понимают, вникают в особенности бизнеса заказчика, в конце концов — сближаются с человеком. Концепция human-to-human как раз об этом.

Когда?

Рассмотрим первый вариант — старт работ. Для него анализ конкурентов обязателен. Выясняем базу: что за проект, про что он, что за ниша, кто в ней есть, кроме заказчика, откуда его конкуренты получают трафик.

Грамотный анализ поможет ответить на важные вопросы.

— Мы будем продвигаться по низкочастотным запросам и получать супер-целевой трафик?

— Сайт уже занимает неплохие позиции и наша задача — бороться за топ по высокочастотным запросам?

— А может, мы будем наращивать общий трафик и по информационным, и по коммерческим запросам?

Вариаций масса. Влияют на них моно- или мультирегиональность, регионы продвижения, загруженность ниши и еще десятки факторов.

Второй вариант — ситуативный анализ. Как правило, его проводят на этапе, когда SEO-шник вводит новую группу запросов, или замечает, что позиции плохо растут по каким-то разделам или группам. Самое время провести анализ для сверки: возможно, специалист упускает очевидное или пропустил важное обновление в индустрии.

Третий вариант — стагнация. Чтобы из нее выбраться, нужны новые идеи. Их как раз можно подсмотреть у конкурентов.

Как применить результаты анализа?

Выясняем точки роста:

  • почему у конкурента покупают больше, а у нас — меньше или вообще не покупают;
  • способы удержания клиента и повышения среднего чека;
  • в какие подниши можно углубиться для меньшей конкуренции.

Еще оцениваем, что с нишей в целом: растет, падает, стагнирует. И, конечно, считаем чужие деньги! Точные бюджеты на рекламу и продвижения определить без внутренних источников почти невозможно. Но даже приблизительная оценка позволит неплохо сравнить возможности клиента и его конкурентов.

Виктория, SEO-специалист Rocket Business

Помимо технических параметров пройдитесь и по такому чек-листу. Как конкуренты:

  • получают трафик;
  • подстраиваются под сезонные и месячные циклы продаж;
  • реагируют на кризисы и застои;
  • выбирают tone of voice общения с аудиторией.

Как подготовиться к анализу?

Позиционирование. Чем бизнес вашего клиента выделяется среди конкурентов? Вернемся к GJ.

Ранее бренд позиционировался как fast fashion – быстро реагировал на тренды, быстро производил и поставлял. Сейчас фокус сместился на качество материалов и пошива, при этом скорость производства сохраняется.

Сегмент ЦА сохранился: женский отдел самый объемный.

Отзывы. Рискуем уйти в SERM, но все же напишем пару слов. Социальные подтверждения формируют мнение целевой аудитории о компании влияют на репутацию — и в лучшую, и в худшую сторону. Отзывы могут сыграть настолько важную роль, что на пути к сайту значительная часть пользователей может передумать. Ниша с традиционно низкими рейтингами — городские поликлиники. На их фоне особенно круто смотрятся платные медцентры, которые традиционно много внимания уделяют репутации в сети. Возможно, в поликлиниках произошел мейковер, исчезли очереди, неработающие лифты, неприветливый персонал. А вот шлейф негативной репутации никуда не делся.

Анализ конкурентов: зачем, когда и как парсить данные?

А что там у GJ? Довольно неплохо. И по количеству, и по качеству. Больше 300 отзывов и оценка 4,5 в Яндексе* — очень даже хороший рейтинг. По сравнению с конкурентными оценками в 4,2, 4,3 и 4,4 — точно неплохо.

                                                      *рейтинг по региону Ростов
                                                      *рейтинг по региону Ростов

Mystery shopping. Это наш старый добрый прием — тайный покупатель. Сделайте самое простое: оставьте заявку на сайте, оформите заказ без оплаты, закажите обратный звонок по услуге, оставьте запрос на консультацию. В общем — любое конверсионное действие на сайте.

Фиксируйте данные:

  • ответили ли вам;
  • когда перезвонили или написали;
  • как проконсультировали;
  • что предложили;
  • совпадают ли условия на сайте с фактическим сервисом.

Ответы не дают объективной картины, особенно в случае крупных клиентов — федеральных сетей или магазинов. Зато помогут получить представление о возможных проблемах и стратегиях комментарийной отработки.

Что оцениваем?

Мы добрались до практической части. Далее мы пройдемся по пунктам в таблице с анализом конкурентов. Оценивать будем:

  • показатели трафика;
  • техническую оптимизацию сайта;
  • ссылочную массу;
  • коммерческие факторы.
                                           Кликабельный слайд с сервисами есть <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fdisk.yandex.ru%2Fi%2FrkSos04DBP7xoQ&postId=1009741" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">тут</a>
                                           Кликабельный слайд с сервисами есть тут

Разбираем конкурентов Gloria Jeans

Трафик. Сайт gloria-jeans.ru высокотрафиковый, поэтому данные из SimilarWeb можно взять без проблем. То же относится к сайтам конкурентов: ostin.com, oodji.com, modis.ru, befree.ru.

                                                    А скачать полный шаблон можно <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fdocs.google.com%2Fspreadsheets%2Fd%2F1xQh4y5ZIONdFxhCbRGtpB-9MwztQ3MDzttKkC3_g7gk%2Fedit%3Fusp%3Dsharing&postId=1009741" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">тут</a>
                                                    А скачать полный шаблон можно тут

Что видим? По общему количеству визитов и органике понятно, что главный конкурент — O'STIN, остальная тройка имеет показатели существенно ниже. Поведение посетителей на всех сайтах примерно одинаковое.

Техническая оптимизация. GJ однозначно стоит проработать 404-ю страницу, которая почему-то отдает ответ 200.

Микроразметка здесь визуально востребованная вещь, важно ей уделять внимание. Представьте, насколько это цитируемые сайты: как минимум, ссылки на товары пересылают друг другу в мессенджерах и соцсетях.

Скорость сайта — тоже не сильное место. Сюда же отнесем оптимизацию изображений.

Почему у 3 из 5 магазинов нет заголовка H1 на главной странице, можно только делать предположения.

Анализ конкурентов: зачем, когда и как парсить данные?

Ссылочная масса. GJ лидирует по количеству ссылающихся доменов и ссылок — примерно в 2-4 раза больше, чем у конкурентов. Пропорционально распределение по всем типам ссылок также выше у GJ.

Анализ конкурентов: зачем, когда и как парсить данные?

Коммерческие факторы. Тут справедливо работает правило «чем больше, тем лучше». Стандартный способ связи с техподдержкой — чат-бот — не везде реализован. Онлайн-консультант считается допотопным инструментом, но и он бы пригодился. С ним пользователям не нужно переходить в мессенджеры: они остаются на сайте и совершают действия.

Анализ конкурентов: зачем, когда и как парсить данные?

Отзывы в карточках товара есть на 3 из 5 сайтов. Мотивировать покупателей давать обратную связь на сайтах гораздо сложнее, чем на маркетплейсах. Но пытаться все же нужно: о влиянии социальных подтверждений на принятие решения написано и сказано достаточно. Люди куда охотнее тратят деньги, когда знают о том, что такую покупку уже одобрил незнакомец в интернете.

Социальное присутствие — важный фактор, особенно в тематике одежды и моды. Оджи, например, проигнорировали размещение ссылок на свои соцсети.

Проверка конкурентов на наличие коммерческих факторов дает нам понимание общей картины — все ли мы учитываем при взаимодействии пользователя с сайтом или что-то упускаем.

Поболтаем про клиентов

Бывает, что клиент смотрит на весь проведенный анализ и:

— расстраивается и решает, что все слишком долго-объемно-невозможно и откладывает нововведения;

— решает, что все не так уж и плохо и затягивает с правками;

— понимает, что изменения нужны масштабные, а выделить на них ресурсы сейчас он не готов.

Что делать? Будем откровенны, всех пугают большие таблицы и огромные списки. Чтобы к ним подступиться, заказчику нужно сделать дополнительное усилие над собой. Стоит не просто показать объем проделанной работы, но и помочь клиенту понять, что с этим делать. Выход такой:

1. Дробить. SEO-шник в любом случае разбирает анализ на конкретные задачи для программистов, дизайнеров, контент-менеджеров. Такой список стоит показать и клиенту. Тогда вы не просто указываете на минусы сайта, а предлагаете шаги по решению проблем.

2. Расставлять приоритеты. Про классику тайм-менеджмента вы прочитаете в другой статье. Здесь следуйте принципу разделения дел на важное/срочное/неважное/несрочное. Поможет разобраться в плане работ и вам, и клиенту.

3. Внедрять изменения. Главное — просто начать делать. Между анализом и работами на сайте должно пройти минимальное количество времени.

4. Регулярно проводить аудиты. Один раз — круто, но недальновидно. Вместе с клиентом нужно решить, как часто вы будете проводить сравнительные анализы. У проекта могут быть сезонные особенности, может поменяться набор услуг или товаров, а на рынке может появиться новый инструмент для анализа. Установите периодичность проверок — например, раз в 6 месяцев — и соблюдайте ее.

Наш Телеграм-канал с новостями и обзорами
Канал для партнеров с лидами на SEO, разработку, дизайн, SMM

Давайте поболтаем в комментариях! Что еще стоит учесть при анализе конкурентов? Как ваши клиенты реагируют на его результаты?

3535
52 комментария

Про списов конкурентов от клиента — прям боль) с одной стороны, он полезен, чтобы понимать, как себя оценивает клиент и куда идут в офлайне. Но для оценки сеошки всегда подбираем других. Никогда ещё эти списки не совпадали 😁😁
А статья интересная, думаю, новинчкам будет максимально полезно

7

В SMM то же самое, кстати. Крошечные бутики с одеждой из Турции считают прямым конкурентом MAAG, мастера маникюра с одним кабинетом - салоны на 25 человек персонала (с парикмахерами и бровистами, конечно), а кофейни-будки-сетевухи - полноценные заведения на 30 столов.

Непонятно, это мания величия или реальные цели?) Типа fake it till you make it, не знаю даже

Не туда смотрите, не на то. Это всё, конечно, тоже важно-интересно, но сильно меньше чисто сеошных метрик типа запросного индекса, тематической авторитетности и т.п.
Ну и тема парсинга не раскрыта. Что и чем парсить предлагаете?

6

Спасибо за комментарий, Виктор) Эта статья - выжимка вебинара, краткий пересказ. На видео я говорила о том, что это более комплексный подход, он закрывает вопрос того, как смотреть шире на конкурентов. Не хотелось делать формат мастер-класса в режиме онлайн или с пошаговой инструкцией: на мой взгляд, такого контента уже достаточно.

Но от этого ваш комент еще интереснее) Поделитесь, какие сеошные метрики стоит включить в анализ? Может, расширю и выпущу второй материал

1

Работали с производителем окон и копнув глубже по маркетингу, оказалось что полтора года был фокус на привлечении конечных покупателей окон, а не застройщиках и архитекторах.
Соответственно акцент делался на шумоизаляции, долговечности и др. так если бы окна продавали домохозяйкам.

Это конечно подуровень маркетинговых активностей, но системность и порядок, это сильнейшее конкурентное преимущество, которого не видно. После внутреннего анализа и понимания болей своей реальной ЦА компания прекратила получать ущерб от неправильной работы. Начал высвобождаться бюджет для таких исследований о которых у вас написано :)
Спасибо за материал!

2

Отличный пример, прям о том, что я имела в виду выше. Круто, когда это все-таки на ранних этапах определяется и дальше строится вся стратегия - на понятной ЦА, на выделленных преимуществах, на отстройке от конкурентов.
А если агентство может предложить весь комплекс этого всего и сразу - вообще здорово, ну или работать в связке с толковым маркетологом со стороны клиента. В статье как раз огорчаюсь по поводу того, что такая схема не всегда встречается в работе, приходится решать такие задачи уже в ходе сотрудничества.
Но ваш опыт - прям показательный!
Интересна обратная связь от клиента - оценили все-таки?)

2

Да, пример - классика.

2