Как мы превратили заглавный продукт в «legacy», а теперь на нем зарабатываем
Путь от внутренней монолитной CRM-системы к коммерческой SaaS-платформе для рынка закупок
«Каждый выпущенный продукт особенный, я все их люблю одинаково» – так, может быть, скажет новоиспеченный ПМ-романтик-в-душе. Но проект, который идет с компанией сквозь года и разные команды, становится заглавным продуктом, заставляет сменить стэк, методологии и вообще подход к работе – такой проект вызывает особый трепет в душе любого менеджера.
На связи ZAKUPKI.GROUP, мы проектируем корпоративное ПО на Java EE.
Изначальное видение и функциональные требования
Эта история начиналась стандартно. Заказчик – бизнес по участию в госзакупках. Сотрудники их тендерного отдела работали в гугл-таблицах, что очень неудобно: сотни закупок ежедневно, по каждой надо делать свои расчеты и проверки. Десятки открытых вкладок в окне браузера, низкий КПД и высокая вероятность допустить ошибку – все это не устраивало клиента.
К моменту обращения к нам бизнес уже начинал автоматизировать рабочие процессы с помощью питоновского фреймворка Jam.py, а нашей задачей было создать личный кабинет (с управлением пользователями и биллингом) и синхронизировать его с платформой. Но в процессе работы стало понятно, что Jam.py ограничен в возможностях и не помогает в решении нужных задач. В итоге, обсудив это с клиентом, решили писать новую CRM на Laravel – PHP-фреймворке, который мы хорошо знали.
Целью было создать систему, в которой удобно функционировать по всем этапам госзаказа: от поиска закупок до просчета логистики отправлений. Мы расширили команду и начали работу над проектом.
Публикация продукта
В какой-то момент нас озарило: такой продукт нужен всем! Действительно, удобных инструментов для автоматизации работы с закупками и до сих пор на рынке немного. Поэтому мы провели дополнительную аналитику и выявили еще больше нужд бизнеса, которые можно закрыть: поиск закупок и контрагентов, работа с контрактами, календари, оплаты и т. д. Мы хотели сделать систему максимально гибко настраиваемой, чтобы каждый мог адаптировать ее под себя.
Тут перед нами встала проблема: где брать информацию о закупках? Сначала закупки нам поставлял партнер, но данные от него поступали очень грязные. А если понадобится объединить несколько таких источников, то разные форматы и структура данных вообще не позволят их нормально обрабатывать. В идеале надо было агрегировать данные самим – притом много и в промышленных масштабах. Для этого мы пригласили Артема с его знаниями и опытом в настраивании парсеров (спойлер: Артем нам пригодился не только для парсеров, сейчас он CTO).
В итоге мы действительно опубликовали продукт и были очень рады первым продажам. Но, как истинные перфекционисты, мы не захотели на этом останавливаться и продолжили искать точки роста.
Переход на микросервисную архитектуру и смена команды
Все это время мы делали монолит на Laravel, но количество услуг и фич росло, их стало сложно вписывать в монолитную архитектуру – она для этого слишком неповоротлива, и по сути мы имели дело со спагетти-legacy-кодом. Артем предложил перейти на микросервисы, которые можно быстро разрабатывать и гибко внедрять. CRM была на голых серверах, со всеми ручными поднятиями, а теперь нам нужна была некая система оркестрации контейнеров, и мы переехали на Kubernetes.
Команде предстояло научиться работать с новыми технологиями и методологиями, и именно Артем стал идейным вдохновителем и начал привносить новые знания. Но у нас уже был техлид, и он не был готов к переменам и не поддержал наш рывок вперед, в команде завязался конфликт. В итоге техлид ушел, а за ним и все разработчики. Артем стал CTO, собрал новую команду и пустился в бой. С этой командой мы работаем и по сей день, и нынешняя компания взяла название от продукта – ZAKUPKI.GROUP.
Как обстоят дела сейчас и планы на будущее
Заказчик, помимо участия в госзакупках, решил наращивать прямые продажи лабораторного оборудования. Поэтому сейчас наш фокус сместился на разработку сайта с каталогом и магазином. И уже к этому сайту мы привязываем существующие и новые микросервисы:
- парсеры закупок, юрлиц, новостей;
- биржа тендерных специалистов;
- биллинг;
- калькулятор логистики;
- маркетплейсы и т. д.
Если изначально мы планировали продавать подписку на CRM-систему, то сейчас каждый из этих микросервисов можно единоразово выкупить. Но мы не отказываемся от идеи единой экосистемы для участников госзакупок, и, возможно, следующей итерацией станет создание нового фронтенда, который объединит все в одну площадку. Например, Тинькофф работают по такой же схеме – юзер думает, что находится на одной платформе, но на самом деле у них под каждую задачу есть микросервис со своим фронтом в единой стилистике.
Вы прочитали историю о том, как один продукт может сформировать вокруг себя целую компанию и дать команде работу на годы вперед! Мы растем и учимся на собственных ошибках, и поэтому в следующих статьях можем поведать об успешных или провальных кейсах, а также рассказать о внутренних процессах: формирование аналитического отдела, обучение сотрудников, внедрение новых технологий/методологий и т. п.
Пожалуйста, дайте знать, если тема показалась вам интересной, мы будем рады любым комментариям!
Ходят легенды, что работники склада ВБ используют рулетки, которые начинаются с 5 см. Как думаете, правда или вымысел? Но сегодня не про легенды. Я придумал бота, который поможет сразу узнать за что селлеры получают штраф и какие действия предпринять, чтобы урегулировать конфликт с маркетплесом.
Кто разогнал стоимость новостроек до космоса? Сами застройщики со своими рассрочками и разогнали. А вот тупики в переговорах обваливают фондовый рынок. Рублю на стероидах всё нипочём, а биткоин продолжает чилить. Предлагаю почилить и вам с чашечкой кофе за чтением вашего любимого дайджеста.
Но «классический поиск» всё ещё может быть хорош — например, если нужно найти конкретную страницу, считает старший обозреватель The Wall Street Journal Джоанна Стёрн.
Я человек разносторонний, отдал 13 лет бальным танцам, где работал со своей будущей женой, поработал учителем по обществознанию и истории 2 года, учителем много не заработаешь, поэтому я..
Если вы, как и я, планируете на бумаге — делюсь удачными шаблонами, нашла вот здесь
Мы живём в то время, когда каждый второй маркетолог называет себя "диджитал-стратегом", "трансформационным лидером" или ещё каким-нибудь придурком, не несущим в себе никакого смысла. За этими громкими титулами скрывается одно — тотальная профнепригодность
Наша сегодняшняя героиня — молодая феминистка, только что закончившая ВУЗ по специальности филолог, решает устроиться воспитательницей в детский сад за 20 000 рублей в месяц. Как ей удалось попасть на работу в крупнейшие IT-компании и построить там карьеру, а потом всё бросить и уехать в другую страну — читай прямо сейчас!
Эта статья — практическое руководство, которое поможет вам понять когда настает пора обновлять дизайн бренда и сайт компании. Как найти точки роста бизнеса за счет правильного дизайна, созданного под актуальный запрос вашей целевой аудитории и как не сойти при этом с ума.
Черногория — одна из самых привлекательных стран для россиян, желающих приобрести недвижимость за границей. Страна предлагает не только красивую природу и мягкий климат, но и множество преимуществ с точки зрения жизни, инвестиций и безопасности. Одним из ключевых плюсов является возможность получения вида на жительство (ВНЖ) при покупке недвижимост…
С такими слова обратился ко мне некий Никита.