{"id":14293,"url":"\/distributions\/14293\/click?bit=1&hash=05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","hash":"05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","title":"\u0421\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432 \u043d\u0438 \u043a\u043e\u043f\u0435\u0439\u043a\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Аяз Шабутдинов: благими намерениями…

«Аяз Шабутдинов был арестован судом 3 ноября по обвинению в особо крупном мошенничестве и помещен под стражу до 16 декабря. Ему вменяют 8 преступлений предусмотренных частью 4 статьи 159 Уголовного кодекса РФ (мошенничество, совершенное организованной группой в особо крупном размере)....»

На момент 2023 года, можно смело утверждать, что Аяз — один из самых громких представителей инфообразования и индустрии Ed Tech в целом. За плечами простого деревенского мальчика — собственный раскрученный бренд Like (Кофе, хостелы, путешествия, и, конечно, образовательный Центр), кампусы NAMES, огромный блог и «звездный» статус в своей категории. После того, как Синергия и Бизнес молодость прекратили свою деятельность, Шабутдинов и его команда — стали практически недосягаемыми с точки зрения абсолютного роста и успеха.

Однако, теперь, слово «недосягаемый» в адрес Аяза — даже писать очень печально.

Юридическая казуистика

Прежде всего, я хотел высказаться о происходящем как человек с профильным юридическим образованием, который давно не практикует, но сохраняет экспертизу и подвесить дисклеймер:

Все описанное в этой статье — моя личная субъективная и эмоциональная оценка происходящего, которая не относится к делу. Также, я не в статусе человека, который может оспаривать решение суда или же в нем сомневаться.

Тем не менее, с человеческой точки зрения, в судебном процессе вызывают вопросы некоторые из вменяемых преступлений Аязу:

Судом учитываются иски от 8 учеников-предпринимателей, которые, в сумме, отдали Like Центру — 5 млн рублей. Но, по информации из открытых источников, по 4 из 8 исков уже идет гражданское судопроизводство, и это делает параллельный запуск уголовного процесса не просто неоднозначным, а даже исключительным. В других СМИ — вообще говорится о том, что исков было 62, с общей суммой запрашиваемого долга в 11 млн рублей.

Однако, проверка ООО «ЛАЙК ЦЕНТР» в любом доступном сервисе (например, СПАРК, базового тарифа будет достаточно) — эту информацию не подтверждает.

Хочется верить, что, даже на волне «охоты на ведьм», следствие подойдет к рассмотрению дела внимательно. Но, уже существующая мера пресечения для Аяза (пребывание в СИЗО) — вызывает волнение. У многих (и у меня, в том числе) в воздухе подвисает следующий вопрос:

Почему люди с более громкими фамилиями, обвиняемые по той же ч.4, статьи 159 УК РФ, в делах которых фигурировали суммы крупнее в десятки и сотни раз — не были помещены в изолятор, а все время процесса — находятся под домашним арестом (нет, я не про то, что всех в СИЗО, а наоборот)? Предполагаю, что в озвучивании предполагаемых мной имен — читатель не нуждается.

Кроме того, хотелось бы, чтобы учитывалось то, что у Аяза — двое младенцев дома, и, неоспоримый и действующий — социальный статус.

Зеркало социума

И, несмотря на то, что в предыдущем абзаце, я, практически, сравнял кейсы Аяза и некоторых блогеров-инфлюенсеров, здесь мне хочется обозначить четкую границу между видами деятельности первого и вторых.

Об этичности того, что предлагает миру экосистема Like Центра — можно говорить бесконечно, и так и не прийти к единому мнению. Но, проанализировать общественную реакцию на «успешный успех» Шабутдинова — мы вполне способны в отрыве от деталей.

Тот пласт предпринимателей, что сейчас ведет бизнес, не вызывающий вопросов у потребителя — начинали заниматься своим делом еще в 90-е, а некоторые — и того раньше. Заслугу тех, кто строил новую экономику на руинах отменить нельзя. Так же, как и нельзя игнорировать ключевые этапы развития и трансформации окружающего мира.

С момента повсеместной популяризации использования социальных сетей в качестве бизнес-инструмента, мы стали слышать о том, что предпринимателем может стать каждый. Мол, теперь, для того, чтобы быть акулой — не нужно ей рождаться. Станьте ей прямо здесь и прямо сейчас, даже если живете отнюдь не в океане, а в пруду.

И, при всей комичности этого тезиса — доли правды в нем отрицать невозможно.

Век трансформации, в которой изменения проходят волнообразно, приносит нам самые неожиданные результаты. Тот, кто делает бизнес сейчас и выходит на первые позиции, используя новейшие и прорывные инструменты — не укладывается в устои тех, кто пока, все еще, развивает свою деятельность привычно. Именно среди таких новаторов и оказался Аяз Шабутдинов. Его открытость относительно очень нестандартного подхода и нарочитая искренность перед аудиторией — ситуацию лишь усугубили.

Аязу всего 32 года. Он находится в ряду тех, кто делал аудируемый бизнес на протяжении последних десяти лет, в которые мы успели пережить не только трансформацию, но и несколько глобальных человеческих «катастроф». Несмотря на происходящее, он продолжал расти в России (и платить налоги в бюджет нашей страны), и говорить об этом так громко, как только мог, придерживаясь простой позиции: «Так же как я, может каждый. Но, для этого вам придется принять то, что, в ваши рамки не вписывается».

Оказавшись в ситуации, в которой мы становимся «старше» возможностей окружающего мира с каждым днем, есть только два пути:

1) Адаптироваться и меняться в ногу со временем, повернув ситуацию в свою пользу;

2) Или же — бастовать против новизны, считая самых быстрых — еретиками.

И здесь появляется главный вопрос, который, на самом деле, и таится в центре происходящего конфликта неприятия:

Готово ли большинство из нас — меняться вообще? Или же выразить хейт в сторону лидеров мнений проще, потому что мы с вами — так никогда не сможем?

Именно случай с Шабутдинов и Like Центром, и, главным образом, общественная реакция на происходящее — являются идеальным примером черно-белого мышления.

А в Like Центре ли дело?

Несколько дней назад мой девятилетний сын, плотно интересующийся робототехникой и технологиями в целом, задал мне неожиданный вопрос:

«А где вообще учат на предпринимателей?»

И, побывав практически на всех ступенях в этой среде — от владельца собственного бизнеса до нанимаемого управленца в чужой компании, я — так и не смог дать своему ребенку однозначного ответа. Кто вообще такой предприниматель? Это — всего лишь роль, функция, опционал, которая не дает человеку какого-либо привилегированного статуса.

Из-за Индустрии 4.0 (Цифровизации) многие компании и корпорации запустили свои университеты. Ниша бизнес-образования существует достаточно давно, но кадровый голод — все еще продолжается, и все сильнее усиливается с каждым годом из-за турбулентности, в которой мы находимся. Таких проектов, как Like Центр — мы наблюдаем достаточно, но Аяз и другие твердые лидеры мнений в этой среде — дали простую и пошаговую инструкцию на практике, преподнося новый опыт от своего лица. Шабутдинов — давно не является преподавателем и точно не рассказывает про успешный успех, или, как ему сейчас предъявляется, про свой путь (хотя, многим был полезен и этот опыт). Он — идеолог, энтузиаст и амбассадор бренда Like Центра и Ed Tech в принципе. Он приоткрыл завесу, транслируя то, что команда в подобных организациях умеет делать вещи, пока недоступные для ВУЗов, то, что путь к цели через подобное обучение периодически происходит — проще и быстрее. Но, теперь, когда такой подход вынесли на публичную порку, те инновационные пути, что простраивались в последние годы, очень сильно пошатнутся. Как минимум, стоит ожидать «ступора» от устоявшихся лидеров, а вот мошенники на сниженной конкуренции — продолжат множиться. Кроме того, подобная ситуация, к огромному сожалению, может дать негативную установку-импульс для молодежи, которая снова решит, что урезание пула возможностей — это четкий и ясный знак, который кто-то может прочесть как: «Пора валить». Соответственно, о том, что кадровый голод усилится — говорить не приходится. Там, куда направятся инициативные — и будет расти молодежное предпринимательство.

Того ли мы добиваемся, на постоянной основе занимая позицию «против»?

Возвращаясь к практической части обвинения Шабутдинова, стоит отметить, что нельзя отрицать и негативный опыт клиентов, который в действительности мог иметь место. Существовали ли отсутствие результата или же отрицательный результат обучения в принципе? Да. Но, неоспоримый факт заключается в том, что такой фактор существует в абсолютно всех сферах, в разных масштабах.

Однако, из-за неприятия нам непонятного — в фокусе оказываются именно такие проекты, как у Аяза, приравниваемые в текущем тайминге — к продаже воздуха.

Что будет дальше?

Давать прогнозы — дело неблагодарное. Но, имея профильный опыт, я не могу этого не сделать.

Из той динамики, что мы сейчас наблюдаем последние несколько лет, у Аяза — есть два исхода его судебного процесса. Либо он проведет в СИЗО до года и выйдет после суда, либо же — проведет в СИЗО пару лет, суд приговорит его к годам четырем-пяти и освободит по УДО.

Это моя субъективная, но реалистичная оценка ситуации.

Со своей стороны я могу сказать, что хотел бы, чтобы шумная часть истории Шабутдинова закончилась 16 декабря 2023 года — то есть, чтобы в эту дату арест был прекращен и его отпустили под домашний, или же, прекратили уголовный процесс полностью. Этот расклад был бы идеальным (с учетом того, что уже произошло) и для самого Аяза, и для Like Центра.

Его бизнес сейчас является, практически, автономным в силу сильного топ-менеджмента компании и большого количества опытных преподавателей. Поэтому, если с Центром ничего не произойдет, это дело продолжит жить, и, спустя очень долгий и тернистый путь, но, все же, команда дождется Аяза, и взойдет на новый виток развития. Лично мне хочется верить в то, что все произойдет именно так, и судебный процесс — не разрушит ни самого Шабутдинова, ни его команду и сделает их лишь сильнее.

Последний дисклеймер

Тех, кто дочитал до этого места — я хочу от души поблагодарить, потому как этот материал получился очень эмоциональным и крайне субъективным, но, с точки зрения моих личностных ценностей — не мог быть не опубликован.

Именно для этой части читателей я подсвечу еще один факт:

Я знаком с Аязом более восьми лет, но, при этом, никогда не был учеником Like Центра. Однако, это, ни в коем случае, не характеризует, что я отношусь к его деятельности негативно. Просто мой путь сложился иначе.

В определенный период времени у меня была возможность увидеть финансовую составляющую «ООО ЛАЙК ЦЕНТР», но в каком контексте и почему — я не могу написать из-за NDA. Однако же, со всей серьезностью, могу утверждать, что экспертиза юридического отдела и бухгалтерии компании Аяза была высока и, целиком и полностью, базировалась на белых процессах. Я бы сказал, что тому, что я увидел — многие предприниматели — могли бы позавидовать.

Команда Like Центра идет в сторону IPO, и это — не просто про цель, а максимальное соответствие этому стремлению с точки зрения структуры финансов, налогов и тому подобное. Кроме того, договорная система была отработана очень круто и качественно, а платформа подтверждала то, что Центр является образовательным проектом с точки зрения МСП.

При этом, я нисколько не занижаю успехи тех образовательных платформ, которые, как и команда Аяза — преследовали благие цели и делали так, как пока умеют далеко не многие.

В завершение, хочу еще раз повторить, что этот материал содержит в себе исключительно субъективную оценку происходящих сейчас событий, которое я не имею права ставить под сомнение или же осуждать. Для этого есть другие люди, которые сейчас выполняют свою работу на местах.

Аязу и его семье я хочу пожелать сил и терпения. Почему-то, я твердо уверен то, что этот эпизод не сломает его, а команда — во всем поддержит своего идейного вдохновителя и приложит максимум усилий для сохранения своей текущей деятельности.

Ксения Анатольевна написала, что обвинять человека в мошенничестве, будучи недовольным качеством его услуг — абсолютно неверно. И нам остается надеяться, что все растиражированные заголовки с громкими словами — не являются решающим фактором в деле обвиняемого.

0
26 комментариев
Написать комментарий...
Dimitry

Выглядит как заказняк

Ответить
Развернуть ветку
Pavel

Дочитал до "простого деревенского мальчика" и сразу стало ясно что заказняк.

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Жиганов
Автор

и всё верно пишите, вам точно дальше читать не нужно)

Ответить
Развернуть ветку
Edgard Gomez

пишЕте

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Жиганов
Автор

а я думал еще длинный текст получился, сократить или не стоит. но понимаю что норм

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Жиганов
Автор

конечно заказняк, именно он. ваше право так думать)

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Chuguev

Это оно и есть

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Жиганов
Автор

смешные)

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Grinchenko

спасибо за альтернативную точку зрения, было интересно прочитать

если что, своего мнения по поводу происходящего у меня нет, я просто наблюдаю

Ответить
Развернуть ветку
Dan

Тут основной вопрос всегда: кто за этими мальщиками с горящими глазьями стоит. Большой, взрослый, со связями и в тени. Парень из деревни в 13 лет строит миллиардные бизнесы? Возможно, но только потому что это кому-то надо. И потому что очень удобный "образ".

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Жиганов
Автор

и бизнес он не в 13 лет начал, а в 22 года кажется или чуть раньше в бм учился

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл

След БМ виден невооруженным взглядом. "Вгоняй это стадо в кредиты, пусть лучше эти деньги будут у меня в кармане" - таков основной постулат небезызвестного Парабеллума))
Годы прошли, подход к стаду не изменился.

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Жиганов
Автор

вот если Аяз уйдёт, то да, именно только такие и останутся

Ответить
Развернуть ветку
Dan

Неотвратимое желание верить в сказки у подавляющего большинства НАСЕЛЕНИЯ

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Жиганов
Автор

к сожалению или для кого то счастье верить в такое объяснение чужого успеха... вот его трудности и ярко демонстрируют что не стоит..... и многие из его знакомых знают как он 9 лет назад все потерял, был весь в долгах и начинал не с нуля, а жесткого минуса

Ответить
Развернуть ветку
Dan

Вера в могучих юношей, которые миллионы раз падают но тут же поднимаются на горы из миллиардов денег, неискоренима. Тут вам и Илон Маск, и иже с ними. И вот уже легенды одна на другой множатся. А то что у Илона папа алмазный король, "многие знакомые" как-то призабывают. А там в "круге первом" полно сверхсостоятельных желающих примерить на себя молодость, оставаясь в тени. Достаточно найти любого юношу без тормозов, и дело в шляпе. В общем, "ищите женщину", вернее не женщину, а того, кто надевает на себя эту молодую перчатку.

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Жиганов
Автор

так же и неискоренима армия диванных аналитиков и людей футляров, но тут уж кто на что решил фокус внимания держать

Ответить
Развернуть ветку
Alla Gromova

Из всего многообразия статьей про Аяза, первый раз встречаюсь с чем-то положительным. Я надеюсь, что ваша субъективная точка зрения откликнется в рассуждениях большинства

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Жиганов
Автор

спасибо за комментарий, но я старался описать исключительно свою честную позицию, просто не может данное события меня лично оставить в покое. Но в тоже время никому ничего не навязываю и не к чему не призываю. Хотя в каждом слове уверен на тысячу процентов.

Ответить
Развернуть ветку
Irene G

Во-первых, на редкость грамотная статья с точки зрения пунктуации.
Во-вторых, да, те кто не в теме, действительно слышали, читали про Аяза как "продажа воздуха", "успешный успех". Поэтому очень интересно и даже полезно видеть альтернативное, пусть и субъективное, мнение.

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Жиганов
Автор

спасибо, реально кроме субъективного мнения ничего и не старался написать.

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл

1. Человек с профильным юридическим образованием так и не смог научиться грамотно расставлять запятые? Нуууууу, ок.

2. Вы, надеюсь, в курсе (как близкий знакомый Аяза), что основная масса МК и курсов направлена на выстраивание агрессивной рекламы, рост охвата через навязывание, шок-эффект, массовость и т.д. Т.е. на мгновенный результат ради достижения показателей. А именно показатели являются тем, вокруг чего строится юридическая защита всей деятельности like-центра.

Но, как человек из бизнеса, вы же должны понимать, что погоня за сиюминутными показателями в большинстве случаев обрушивает бизнес на долгосроке. Что разовые быстрые продажи ничего общего не имеют со стратегическим планированием, взращиванием лояльности, брендов, "взрослением компании". И вот всему этому like-центр не учит, компетенций нет.

Да, клиентов учат набирать кредиты ради вложений в маркетинг (а возможно и в оплату услуг "экспертов"). Да, усилия вознаграждаются быстрыми результатами, лавинообразным ростом продаж. Но все это без учета окупаемости, долгосрока, прогнозов по рынку и т.д. И приправлено это шаблонными, набившими оскомину шагами, вроде "торговли еблом" в соцсетях, красивых шлюших фотосессий, сказок об успешном успехе, выдуманных показателей обо всём.

Говорю это не по сплетням, а глядя на своих знакомых, кто прошел МСА. Бизнес как был в плато, так после кратковременного пика там и остался, растеряв ключевых клиентов из-за задранного ценника и "идиотизма" (по мнению этих самых ключевых клиентов) поведения руководителя бизнеса.

А вы можете и дальше оплакивать бедного Аязку. Как несправедливо с ним обошлись правоохранители...

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Жиганов
Автор

п1 - за запятые конечно извините, русский язык на юрфаке только первые полгода, буду над этим работать
п2 - не близкий, а знакомый.... про мгновенный результат согласен - у меня даже термин есть в рамках обсуждения стратегии - жертвы инфобиза. Моя статья не про обучение и контент курсов, она про ситуацию Аяза.
И именно как человек из бизнеса могу сказать что и вне России учат на старте про великое будущее не всегда думать, стратегия - это когда гипотезы протестил.
Так как курсы сам не проходил в лайке, но то что слышал именно от БЛИЗКИХ знакомых про кредиты история закончилась как уже летя 5-6 назад, да, такой период вроде был, но прошел.
И как комментировал выше - основная суть статьи не только про Аяза лично, а про систему и ее тенденции.....

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл

Мой коммент возможно излишне агрессивен, извините. Про всю систему, думаю, классика жанра. Возглавь ее, если не можешь задушить. И тряси налоги, сборы, откаты и т.д.

Насчёт кредитов немного не правы. Ориентируют на кредитование. "Вложись в маркетинг любыми способами, сейчас у тебя 100 клиентов, а после будет 1000, которыми и отобьешь затраты и проценты" - как-то так.

Суть в достижении роста, заявленного на старте курса. А что дальше, по барабану - это не зона ответственности лайк центра. Поэтому так так трудно юридически прижать инфоцыганство

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Жиганов
Автор

но даже инфобиз инфобизу рознь, Лайк точно не из тех кто продает воздух и контент из книжек про бизнес

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Жиганов
Автор

про кредиты спорить не буду, так как не был на курсах, а мнения вон разные
про пунктуации вон за меня ниже заступаются)

Ответить
Развернуть ветку
23 комментария
Раскрывать всегда