«Стоит ли начинать бизнес с семьей?»

Зачастую самый сложный вопрос для начинающих бизнесменов состоит не в том, как запустить и «раскрутить» свое дело, а в том, в какой форме его развивать. Начать самому или привлечь к делу свою семью, превратив собственную затею в семейный бизнес? Многие боятся второго варианта, а зря. О том, почему не стоит этого делать, расскажет Ольга Райкес, основатель и совладелец мультисемейного офиса CONFIDERI.

«Стоит ли начинать бизнес с семьей?»

Правильный выход из кризиса

Члены семьи, как правило, самые близкие люди для любого человека. И первая волна коронакризиса послужила отличным поводом, напомнившим многим об этом. Например, о семейных ценностях и о будущем семей, в том числе финансовом – о бизнесах, которые служат источником их доходов и благополучия. В условиях неопределенности многие начали наводить порядок не только в своих домах, но и в юридических и финансовых делах, поняв, что в любой момент внешний фактор может приостановить привычный уклад или повлиять на «трудоспособность» основного кормильца. Поэтому у семьи должны быть план А и Б. То есть, как минимум они должны быть в курсе, и как максимум – войти в бизнес в более активной роли.

И, на первый взгляд, общие семейные ценности в эпоху неопределенности должны были стать ключевым объединяющим фактором, и повзрослевшие дети должны были броситься, как Скарлетт О’Хара спасать свои семейные «Тары» от полного упадка (и в этом плане символично напоминание нам именно сегодня компанией НВО об этом произведении). Однако, будет ли это так, возможно ли вообще успешное ведение бизнеса и построение новых бизнес-империй семьями, как это работает, и что следует учесть?

Преемственность поколений

Когда говоришь о семейном бизнесе в России, большинству приходят в голову примеры малого бизнеса, и отчасти это верно. В России по объективным историческим причинам семейный, как и любой другой бизнес, появился только в 1990-е годы. Однако, как семейный офис, работающий с активами и капиталами состоятельных российских семей, по прошествии 30-ти лет с начала эпохи частного предпринимательства мы видим и другие примеры. Конечно, львиная доля – это те семьи из списка Forbes, патроны которых начинали свой бизнес в 1990-е годы, но в которых дети активно вводятся в структуры и проявляются как активные не только наследники, но и преемники: Алексей Мордашев и сыновья («Северсталь»), Леонид Федун и его дети («ЛУКОЙЛ»), Сулейман Керимов и его сын (крупнейшая в России золотодобывающая компания «Полюс», сеть кинотеатров «Синема Парк», и другие активы), Владимир Евтушенков и его сын («АФК Система»), Самвел Карапетян и его дети («Ташир»), и другие. Есть бизнес-семьи с меньшей стоимостью активов, но находящиеся у всех на слуху. Например, мало кто знает, что федеральная сеть фитнес-клубов X-Fit начала создаваться ее основателем – Игорем Лукашевым еще в 1989 году, а его дочь сейчас возглавляет корпоративное управление сети.

Преемственность поколений является не единственным способом семейного управления компанией. Мы живем во время, когда подросло уже новое поколение предпринимателей – визионеров, способных быстрее и эффективнее адаптироваться к новым условиям гигономики, в которых мы все живем, и, которые в состоянии строить бизнесы вместе с членами своей семьи. «Женские» примеры таких бизнесов, в основном находятся в периметре fashion-индустрии, где успех корпоративных брэндов строится во многом на успехе личных брендов их основателей: сестры Голомаздины и супруг одной из сестер Ирины – СЕО марки 12Storeez Иван Хохлов, или дизайнерский дуэт Ларисы Сафутдиновой и Натальи Никифоровой, представляющий бренд LN Family. Успешный пример семейного бизнеса «по-братски» – владельцы одной из крупнейших компаний-разработчиков мобильных игр Playrix Игорь и Дмитрий Бухманы. Сейчас совокупное состояние братьев оценивается в 3,3 миллиарда долларов. Начинали они с одного компьютера на двоих и самостоятельно писали первые игры, а сейчас их бизнес стремительно развивается на рынках мобильных приложений в Китае, США, Европе и России. Несмотря на то, что братья напрямую не используют свой личный бренд в продвижении компании, их семейная история, несомненно, привлекает внимание общественности, что, в свою очередь, также привлекает новых игроков.

Востребованной семьями отраслью является бизнес HoReCa сектора. Винодельческая компания «Николаев и сыновья» из Краснодарского края, в работу которой вовлечена почти вся семья Николаевых – прекрасный пример продвижения компании на личностях основателей, которым доверяют клиенты. Несмотря на то, что и ресторан, и винодельня компании находятся в Краснодаре, основными клиентами являются жители Москвы и Петербурга, что показывает возможность масштабирования локального предприятия на всю страну. Другим ярким примером являются рестораны братьев Ивана и Сергея Березуцких (Twins Garden, Wine & Crab, Wine & Crab Barvikha и Twins Wine Space), известных по всему миру шеф-поваров. Всего за один год ресторан Twins Garden поднялся с 72 на 19 место в рейтинге The World’s Best Restaurants. Пример Бориса и Ирины Зарьковых, построивших ресторанную империю White Rabbit Family и радовавших своих клиентов во время самоизоляцией не просто доставкой, но и качественными онлайн-ужинами – пример эффективного бизнес-партнерства супругов, которое помогло сохранить этот бизнес в кризис. И, конечно, нельзя не упомянуть интересную семью Игоря Ларионова, великого советского и российского хоккеиста, добавившего к спортивной карьере вполне приличную ипостась ресторатора и винодела, чьи вина предлагают в ряде топовых заведений Москвы, и чья дочь также вовлечена в его бизнес, занимаясь его пиаром.

«Стоит ли начинать бизнес с семьей?»

Как за рубежом?

Интересно, что если посмотреть на такой опыт создания бизнеса семьями за рубежом, мы увидим не просто крупные компании, а корпорации, сумевшие захватить глобальные рынки. Место, в котором побывал хотя бы раз в жизни каждый взрослый или ребенок – McDonalds – было создано братьями Макдональдами, чья синергия в бизнесе позволила превратить в 1960-е годы небольшой ресторанчик во всемирный конвейер фуд-индустрии, работающий до сих пор. Известная компания Walmart Inc., основанная в 1945 году Сэмом Муром Уолтоном и сейчас являющаяся одной из самых дорогих в мире по капитализации, до сих пор владеют его наследники. Не менее впечатляет история компании Ford Motors, которая уже более 100 лет контролируется семьёй Фордов, являясь, одной из наиболее крупных компаний, находящихся под семейным контролем, в мире (также председателем совета директоров является Уильям Форд мл.). Даже известной всем сетью магазинов Auchan с 1961 года владеет ее основатель Жерар Маллиес (хотя сейчас равные доли имеют также его наследники).

Полагаю, что успех семейных бизнеса лежит в том, что их основатели и их преемники в хорошем смысле «горят» бизнес-идеями и ценностями, которые они эти бизнесы транслируют миру. Я могу подтвердить это и другие свои наблюдения также на личном примере. Семейный офис CONFIDERI был основан 10 лет назад мною вместе с первым мужем и, как мы сами говорим сейчас друг о друге, lifetime business partner, став не только одним из первых независимых семейных офисов для частных клиентов в России, но и успешным. Мы собрали за это время не одну награду от SPEAR’S Russia Wealth Management Awards, в первую очередь, за счет того, что мы стали идеальной командой, как основатели бизнеса, которые не просто дополняют друг друга, но дают, работая вместе, двойной КПД. Будучи такой командой (и особенно продолжая это делать, приняв решение о нашей личной жизни несколько лет назад), мы транслируем своим примером такой формат взаимоотношений не только нашим сотрудникам, но и партнерам, и клиентам, что абсолютно критично для бизнеса, в основе которого лежат доверительные отношения.

Многие компании из списка Fortune 500 создавались в кризис. Кризис – это время возможностей, и если у вас есть шикарные бизнес-идеи, дерзайте, и вопреки общепринятому «с родственниками бизнес не делают», если у вас есть родственники, которые способны быть вашими бизнес-партнерами, дерзайте тем более, что у вас есть все шансы, чтобы утроить ожидаемый успех за счет эффективной синергии. Делать семейный бизнес это не просто возможно, но может быть и более эффективно, чем с «чужими» людьми, и если такие партнеры расходятся в личной жизни или в бизнесе, происходит это не потому, что смешалось одно с другим, а потому что есть моменты, которые вам необходимо учесть, и, в том числе, договориться о них на берегу.

  • Разделите бизнес и личные отношения

Чтобы не потерять и бизнес, и отношения, на работе забывайте о родственных связях, а дома – о бизнес-партнерстве. Закрывая входную дверь своего дома, оставляйте все бизнес-проблемы за дверью, одевая тапочки, вы превращаетесь из менеджера в семейного человека. И наоборот – выходя с утра из дома, не выносите оттуда возможные домашние разногласия о том, кто не помыл вчера посуду, постирал красное с кипельно-белым, и поедете ли вы к теще на выходных.

  • Помните, что все-таки до конца это разделить невозможно

Кажется, что этот совет противоречит первому, но мы рекомендуем взвешенный подход к отношениям с бизнес-партнером, поскольку семейные связи уже дают похожие взгляды на мир, а потому договориться вам будет проще. В этом случае критически важно найти себе хобби и время, когда вы будете находиться отдельно друг от друга, не будете думать о работе, и при этом будете чем-то увлечены (спорт, хобби, путешествия, и др.).

  • Помните о том, что остальные члены семьи также оказываются вовлеченным в ваш бизнес

Даже если сейчас в бизнес вовлечены только вы и ваш родственник, то в будущем это может измениться. Долю в компании можно продать, подарить или завещать другим членам семьи, которые не всегда будут разделять ваши интересы. Советуем обговорить этот вопрос еще в начале работы и закрепить такие случаи юридически.

  • Разделите роли в компании в зависимости от образования, опыта, компетенции и психотипа каждого из членов семьи

Каждый должен заниматься своим делом, и в примерах, которые я приводила, каждый член семьи дополняет другого. При этом лучше, если обязанности каждого будут закреплены в письменной форме во избежание недопонимания и споров о сфере ответственности. Договоренности вы можете изменять в дальнейшем, ведь бизнес развивается, с ним развиваетесь вы, и согласно закону Мура информация удваивается каждые 18 месяцев, а, значит, многое может измениться и в ваших договоренностях. Главное, чтобы вы это открыто обсудили и достигли компромисса, который устроит всех.

  • Не допускайте ситуации «третий лишний» и эскалации конфликтов при изменении семейной ситуации

Также как и бизнес, меняться будете вы сами, включая семейное положение и состав вашей семьи. Допустим, вы делаете бизнес с братом, который женится, и супруга начинает ревновать к вам, говоря, что он слишком много проводит времени на работе, не соотнося это с тем, что эта работа является основным источником дохода для ее же семьи и будущих детей. Или, наоборот, вмешивается в ваши дела. Такие потенциальные конфликты нужно разрешать изначально, не давая им эскалироваться так, чтобы они могли нанести угрозу вашему бизнесу. Помочь разрешить такую ситуацию зачастую может внешний человек – медиатор (хороший пример – Вэнди, героиня известного сериала «Миллиарды», работающая психологом в крупной корпорации, отношения основателя с командой в которой строятся во многом по семейному принципу, из-за чего и происходят конфликты, которые она помогает разрешить, как говорится, «все мы родом из детства»).

44
Начать дискуссию