Не только Черная пятница, но и весь ноябрь — это время высокой активности и перспектив роста продаж как для ритейлеров, так и для маркетплейсов. Опыт последних лет показывает, что всеобщее начало борьбы за покупателя начинается не перед самой Черной пятницей, а гораздо раньше. Стартом «оживления» можно считать 11 ноября: на эту дату приходится китайский «День холостяка», или в локализованном варианте «Всемирный день шопинга».
Важно отметить, что возможностью начать распродажу раньше пользуются не только зарубежные онлайн-магазины, но и крупные игроки российского рынка. По нашим данным, с точки зрения ретаргетинга в России с девятого по десятое ноября 2020 года наблюдался бурный рост цены трафика — ставка увеличилась примерно на 15%, и этот уровень держался до конца месяца, сопровождаясь бурным всплеском с 23 ноября (во время подготовки непосредственно к Черной пятнице).
Конкуренция на рынке в этот период крайне высока. Работает это следующим образом: покупатели находят подходящий товар по скидке и начинают проверять сайты других магазинов, сравнивая цены. В Черную пятницу 27 ноября 2020 года обороты в ретаргетинге выросли на 38%, и такой уровень сохранялся все выходные.
В 2020 году важнейшим фактором, повлиявшим на бурные продажи в онлайне, стали ограничительные меры, принятые во время пандемии — ноябрь стал месяцем номер один с точки зрения продаж. Он даже обогнал декабрь, который славится своей предновогодней гонкой за подарками.
В 2021 году мы ожидаем похожую ситуацию: новый локдаун в большинстве городов России вынудит покупателей вновь обратиться к онлайн-магазинам и устроить себе шоппинг-марафон в период ноябрьских скидок.