Как сделать совещание просто пушкой?

Предупреждение. Мне задали много вопросов о совещаниях. Решил записать своё мнения в виде наглого утверждения — я знаю, вот как всё устроено! — чтобы дать уважаемым читателям материал для обсуждения и узнать их мнение.

Ну или, может быть, вы захотите в комментах поделиться своим мнением о моей аватарке. Кстати, материал длинный, его имеет смысл сразу занести в закладки, чтобы не потерять.

Зачем ты вообще проводишь совещания?

Цель зависит от формата совещания. От «принять решение» до «выделить время» в расписании очень занятых участников.

Онлайн или оффлайн?

Все онлайн, потому что сотрудники находятся в разных городах и работают удаленно.

Как долго длится?

Мои совещания face-to-face могут длиться либо 15 минут, либо час. В Calendly настроены соответствующие виды event’ов для того, чтобы записывающийся на совещание занял мое время правильно.

Кто инициатор совещания?

Тот, кому оно нужно. Более чем в 50% случаев — не я. При этом тот, кто запрашивает совещание, определяет его продолжительность.

А просто позвонить директору нельзя? Только строго по записи?

Я сразу уточню причину срочности. И если ее не было, попрошу записаться и положу трубку.

Проводишь ли общие совещания всей компанией?

Для решения рабочих вопросов считаю общие совещания бесполезными: пока кто-то спорит, другие успевают задремать. Поэтому общие совещания имеют смысл только в ситуации, когда все могут быть вовлечены в любой момент. Например, удаленная команда пьет вино, слушает музыку и рассказывает друг другу истории.

Ставишь счётчик зарплат для каждого участника, чтобы в конце подсчитать затраты?

Нет, так как я не провожу совещания полным составом компании. Но если человек на почасовой оплате за работу, то совещания оплачиваю как рабочее время.

Как определяется список участников?

Принцип такой: не те, кто могут пригодиться, а только те, без кого не обойдемся.

Что делаешь с молчунами?

Молчуны — это частая проблема больших совещаний. Решения два:

  • Приглашать только тех, кто реально нужен, без лишних людей. Если участник совещания ничего не сказал и у него ничего не спросили — это последствие твоего поступка.
  • Если человек нужен, но хочет отмолчаться из-за стеснительности, я его постепенно готовлю. Задаю простенькие вопросы, на которые он не забудет ответ от стресса.

Что делаешь с говорунами?

Быть говоруном — это следствие темперамента человека. Тут хорошо работает принцип: если известно о выступлении «говоруна», предварительно огласить правила.

Если человек ушёл «не туда», я могу его перебить. Бывает, что вместо ответа на вопрос человек начинает размышлять или рассказывать историю. Если его размышления не были целью — я его прерываю.

Как поступаешь с участниками, говорящих неуместные или неактуальные вещи? (Если их прервать — обижаются, если нет — обижаются остальные)

Прерываю и отправляю к психологу прорабатывать обиду.

Как сделать совещание эффективнее?

Мы определяем акцептор результата действия по Анохину. Т.е. в теме нужно указать не только субъект совещания, но и то, что мы должны получить в результате.

Как действовать, если начальник растекается мыслью по древу уже второй час, а тебе вообще-то работать надо?

Реально вряд ли у вас есть возможность эффективно изменить ситуацию. Даже если сделаете ему замечание, велик риск негативного изменения отношения к вам. Подремите, расслабьтесь, медитируйте.

Какая главная цель совещаний?

Зависит от формата. Доклад — устранить пробел в знаниях других людей. Дискуссия, диалог, анализ — мозговой штурм, устранение недопонимания. Дебаты — принятие решения. Обратная связь — скорректировать поведение другого человека или мотивировать его продолжать работу.

Частота проведения?

У нас проводятся ежедневные совещания (при работе над фокусной задачей) и еженедельные (для одного непосредственного подчиненного, при этом совещание одновременно совмещает доклад, дискуссию и обратную связь).

В каком формате предпочтительнее проводить совещание с удаленной командой: созвон только с голосом, созвон обязательно с камерой?

Созвон с камерой создает дополнительный дискомфорт: нужно подумать о своем внешнем виде, фоне, порядке на столе в конце концов, поэтому большинство избегает видеозвонков. Но одновременно свобода говорить с камерой — это признак хороших Soft Skills и власти. Существуют исследования, доказывающие, что люди лучше выполняют обязательства, взятые на себя при включенной камере.

Какие вопросы лучше вынести на совещание, а какие — предпочтительнее обсудить в личной беседе?

Если я правильно понял из контекста, то речь идет про критику. В таком случае этот вопрос выходит за рамки совещания: обратная связь и критика в целом достойны отдельного обсуждения. Основные принципы таковы. Первое: публичная критика вряд ли приведет к тому, что человек станет другим или получит мотивацию к изменениям. Второе: критикуйте не личность, а конкретный поступок. Например: не «Ты мудак, потому что вечно факапишь сроки», а «Этот файл надо было отправить вчера, он не отправлен и это имеет следующие последствия».

Совещание нужно, чтобы услышать или чтобы сказать?

Зависит от формата. Например, ты слушаешь доклад или ты докладываешь. А есть дебаты: это, чтобы принять решение, не послушать и не сказать.

Как делать совещания максимально короткими, если их проводишь не ты? :)

Отвечать односложно, не проявлять инициативу, не критиковать других.

Какое самое всратое совещание было за последнее время?

Большая часть совещаний с клиентами, которые собирают на созвон 5-7 человек. В основном эти люди молчат и сидят с выключенным микрофоном, чтобы никто не услышал их храп.

Удобно ли орать на подчиненных через зум?

В 99.9% случаев орать — это признать свою менеджерскую импотенцию. Поэтому рекомендую не проверять — удобно это или нет. Высший пилотаж управлять миром, не переходя на крик.

Что делать, чтобы тебя слушали на совещании?

Идти на курсы ораторской речи. Рекомендую школу «Король Говорит» и конкретно преподавателя Макеева. Самые простые инструменты привлечения внимания: пауза в речи и вовлечение собеседника в диалог.

Как быть уверенным в себе и не краснеть?

Неуверенность, страх ошибки, покраснение означают, что человеку крайне важно, что о нем думают другие. Проблему можно либо проработать с психологом, либо попытаться решить ее самостоятельно, изучив книги/вебинары про ассертивность. Проработав психологическую компоненту, важно практиковаться: чем больше повторов, тем увереннее в себе станет человек.

Что делать, чтобы быть убедительным?

Говорить о том что важно для слушателя, а не для говорящего. Рекомендую курс презентации Ильяхова в Яндекс.Практикуме (потому что он бесплатный) и его же книгу «Ясно, Понятно».

Как же я ненавижу совещания внутри корпораций. Одно дело, когда говоришь с владельцами бизнеса. Эти ребята рационально относятся к своему времени и не любят растекаться мыслями по древу. А вот корпораты, где совещания человек на 12, и каждому надо самовыразиться. А то, что остальным неинтересно слушать это бред – ничего потерпят. Поддерживаю тех руководителей, которые запрещают совещания или вводят жесткие нормы на проведение совещаний, типа не больше 30 минут, не чаще 1 раза в неделю и т.д. Это реально экономит много времени.

Денис Родионов, руководитель агентства Родионов Консалтинг

Как «добыть» из людей пользу, если они к этому не расположены?

Здесь дело не в совещании. Эту проблему нужно исправлять заранее. По этой теме хорошо высказался Ильяхов: https://maximilyahov.ru/blog/all/le-context/

Как проводить совещания, если в команде есть конфликты?

Решать проблему вне совещаний и изучать конфликтологию: знание ее принципов позволит эффективно разрешать ситуации, в том числе и не с помощью компромиссов.

Как привить культуру утренних или вечерних планерок, когда члены команды планируют завтрашний день, подводят итоги прошедшего, рассказывают о возникших препятствиях, предлагают решения, запрашивают ресурсы?

Баланс фрустрации и поддержки. Плотное суточное планирование невозможно. Чтобы его реализовать, требуется гарантировать 2 аспекта: защиту сотрудников от информационного вмешательства (отсутствие новых задач) и точное прогнозирование времени на задачу. Такое можно воплотить только у линейных сотрудников на автоматизированном производстве или у сотрудников склада. Но им то как раз совещания и не нужны. В случае интеллектуальной работы всё иначе: предварительно выделив час, за это время не удастся решить, как улететь на Марс или создать лекарство.

Ты ведешь все планирование в Calendly или интегрируешься с Google Календарь /Outlook?

Calendly — это способ бронирования времени. Данные оттуда затем попадают в Google Календарь — к сожалению, без обратной связи. Я не нашел способа сообщать Calendly через Google Календарь, что я занят.

Как подготовиться к совещанию каждому участнику в зависимости от роли?

Все очень зависит от цели и формата. Но что точно важно: посмотрите на ситуацию глазами того, кому будете говорить. У него другие цели и ресурсы.

Как готовятся участники к совещанию в твоей компании?

Никак — и это благодаря продуманной инфраструктуре. Например, если мы обсуждаем бизнес-процесс, то участники совещания уже будут с ним знакомы. Если мы обсуждаем KPI, то они всегда под рукой. Наша политика такова — большая часть данных находятся в актуальном состоянии.

Какие документы нужно подготовить до совещания?

Тоже никаких. Если что-то нужно — быстро находим онлайн в облаке.

Вы проводите совещания по заранее определенной структуре или экспромтом?

Нужна свобода в пределах рамок. Каждые 30 секунд сверяться с планом не обязательно, однако важно ничего не забыть. Простая общая структура: GROW (Goals — Цели; Reality — Реальность, факты; Opportunities — возможности, варианты решения задачи; Ways — Пути, конкретный план). Но для некоторых форматов используется другая структура.

Формат часовой встречи с инвестором?

Действовать по следующему порядку:

  • Перед встречей подготовить вопросы к инвестору. Если вопросов нет, открыть фильтр задач от инвестора к тебе, и все равно готовить вопросы по этим задачам.
  • Пройтись по прошлому action-follow-up.
  • Пройтись по вопросам к инвестору.
  • Ответить на такие типовые вопросы:
  • Что нового вы сделали в прошедшем периоде для улучшения предыдущих результатов?
  • Какие новые инициативы вы планируете реализовать в новом периоде?
  • Что инвестор может сделать еще или делать по-другому, чтобы ускорить достижение целей?
  • Где сейчас затыки в работе: какие нужны дополнительные ресурсы, чтобы их убрать?
  • Ответить на другие вопросы, если они есть.

А как делать недельные спринты по Agile?

Вот отличная статья об этом: https://www.atlassian.com/ru/agile/scrum/sprint-planning

Как подключаете онлайн участников к оффлайн-совещанию?

Делаем наоборот. Оффлайновых добавляем к онлайн. Происходит это по Zoom или через Skype, выводя их на экран. Камера будет на ноутбуке или планшете. Я всегда беру планшет на рабочие встречи и с него выхожу в Zoom: так все слышат и видят всех. Присутствующих онлайн плохо видно из-за маленькой картинки, поэтому желательно выводить изображение на проектор или большой телевизор.

В чем принципиальная разница оффлайн/ онлайн?

Срезается невербалика, не всегда можно понять консистентность человека. Если это имеет последствия (например, человек берет обязательства, которые затем не выполняет), то имеет смысл разговаривать только со включенными камерами.

Очередь выступления

Начинаем с юнги, капитан последний.

Нужна ли модерация?

Да. При этом необязательно роль модератора выполняет отдельный человек. Основная задача модератора — следить за соблюдением повестки. Если начинаешь подозревать, что дискуссия ушла куда-то не туда, стоит спросить как последние высказывания связаны с целью совещания.

Как эффективно модерировать Zoom?

В Zoom есть множество технических инструментов, самым полезным из которых является выключение микрофона тому кто бесит вас

Удается ли тебе достичь цели или все превращается в балаган с взаимными оскорблениями?

Мне в 99% удается достичь цели, а вот участникам не удается устроить балаган. Однако — для повышения квалификации! — мне было бы интересно попробовать перевести открытый конфликт в состояние дружбы взасос.

Как успеть дать слово всем /узнать мнение всех /получить вклад каждого?

Планировать и быть реалистичным. Подумать: сколько людей будет, сколько времени им нужно? Пятиминутное совещание из пяти участников обречено заранее.

Как наказываешь отсутствующих участников?

Вообще не наказываю. Если человек отсутствует, значит, у него есть уважительная причина. Если человек отсутствует без уважительной причины, то все вопросы ко мне, как я дошел до такой жизни.

Как держишь внимание группы людей?

Самый лучший способ: говорить, что важно для них и влияет на их жизнь. Технические инструменты: интонация, паузы, вопросы к участникам.

Как фиксируются результаты совещания, и какие документы формируются после него?

Хорошее совещание в качестве результата дает 3 продукта: принятые решения, план действий, фиксирующий документ. Запись созвона — это не документ, а лишь сырье для него. Идеально — сразу вести протокол (кто-то берет на себя роль секретаря). Чтобы делать это продуктивнее можно использовать сервис Конспектус Товеровского. Если сразу писать задачи в Asana или рисовать что-то в Miro, вы попросту не успеете за устной речью людей.

Что нужно сделать после совещания?

Как можно быстрее написать Meeting report и восстановиться от стресса.

3535
28 комментариев

А есть ресурс, где можно прочитать про акцептор результата действия по Анохину более простыми словами, чем в Вики https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D1%84%D1%83%D0%BD%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC или в большой медицинской энциклопедии https://бмэ.орг/index.php/%D0%90%D0%9A%D0%A6%D0%95%D0%9F%D0%A2%D0%9E%D0%A0_%D0%A0%D0%95%D0%97%D0%A3%D0%9B%D0%AC%D0%A2%D0%90%D0%A2%D0%9E%D0%92_%D0%94%D0%95%D0%99%D0%A1%D0%A2%D0%92%D0%98%D0%AF
?

2
Ответить

Хороший вопрос, идеального референса у меня нет. Вот лекция на 5 минут с медицинским сдвигом https://youtu.be/9gwUlbS_9BA. Но еще более важны примеры как это работает в связки с целями и прочим бизнес-функциями. Я найду длинную, но отлично мотивирую лекцию и пришлю

2
Ответить

А сколько человек у вас в команде, что телефонные звонки с несрочными вопросами (насколько я понял, поправьте если не так) по сути насильно заменяются совещаниями с повесткой и таймингом? Мне кажется, такой подход может демотивировать сотрудников (например, если они считают, что получить ответ в телефонном разговоре будет в 5 раз быстрее, чем вносить запись в календарь и тд)

2
Ответить

В компаниях всего - 70. В непосредственной коммуникации со мной - дюжина.

Со мной можно вообще не разговаривать, я же людей не говорить нанимаю, а работу делать. И если для того чтобы работу работать им нужно помощь, то они ищут возможности для этого. Демотивированных нет. Я воспитываю в людях высокий локус внутренней ответственности, поэтому такие явления как "демотивация" или "обида" у них вообще жизни редко встречают. О чем-то насильном на работе они знают только из интернета. Например, у нас даже не нужно отпрашиваться если в рабочее время нужно куда-то уйти. Видимо у нас разный "багаж".

1
Ответить

Calendly — это способ бронирования времени. Данные оттуда затем попадают в Google Календарь — к сожалению, без обратной связи. Я не нашел способа сообщать Calendly через Google Календарь, что я занят.


У меня в Маше http://deepvoice.me работает в обе стороны...

1
Ответить

Мне в 2 стороны не нужно. Маша молодец, но ее я использую только для автоответчика, календарь не подключал, личного опыта нет.

1
Ответить

Спасибо, подпишусь на ваши статьи. У меня затык говоруна перебить. А вдруг он выдаст что-то дельное именно после того, как я его перебью. И мы не узнаем про эту его нетленку никогда

1
Ответить