Как казахстанские дата-специалисты чувствуют себя в коронакризис
IT-компания Kolesa Group опубликовала второе исследование по дата-профессиям в Казахстане. Сравнили данные с 2020 годом, чтобы выяснить:
- как в целом изменился рынок и портрет профессии за прошедший год;
- какие есть основные направления в дата-профессиях;
- сколько сегодня зарабатывают дата-специалисты.
Данные собирали путем анкетирования респондентов. Всего их было 320: опрос рассылался в профессиональных сообществах и чатах, по внутренней базе и в социальных сетях. Делимся самыми интересными, на мой взгляд, выводами.
Портрет профессии
На рынке неразбериха с должностями. По названию должности невозможно понять, чем занимается человек. Дата-сайентист может называться и научным сотрудником, и разработчиком, и аналитиком. К примеру, сотрудник занимается созданием и поддержкой инфраструктуры данных, создает витрины данных и ETL-процессы. В зависимости от компании он может иметь должность дата-аналитика, BI-аналитика, software engineer или DWH-инженера.
Поэтому мы разделили дата-рынок на 3 больших направления, опираясь на основные задачи специалистов:
- Дата-сайентисты создают продукты с использованием алгоритмов машинного обучения.
- Дата-аналитики приносят пользу бизнесу через анализ данных, поиск инсайтов, подготовку отчетов.
- Дата-инженеры создают и поддерживают процессы сбора, обработки и хранения данных.
Интересен график с источником постановки задач:
Дата-аналитики часто самостоятельно принимают решения касательно своего бэклога. У дата-инженеров сильный перекос в сторону отдела аналитики, а дата-сайентисты помимо руководства получают задачи от продуктовых/разработческих команд и редко самостоятельно ставят задачи.
Растёт доля специалистов с опытом работы 4 года и больше. На графиках видно, что растет и доля специалистов старше 30 лет.
При этом рынок дата-специалистов по-прежнему остается неопытным. 75% специалистов в профессии не больше трёх лет.
Развитие дата-рынка вширь
Доля специалистов, работающих в телеком-компаниях, банках и продуктовых компаниях, снижается за счёт роста доли сотрудников из других отраслей: госсектора, образования, строительства, производственного сектора, консалтинга.
Сфера деятельности компании:
В продуктовых компаниях и банках среди дата-специалистов преобладают дата-аналитики, в телеком-компаниях – дата-инженеры, в госсекторе и стартапах – дата-сайентисты.
Влияние пандемии
По желаемому формату работы мнения разделились почти поровну. 51% респондентов хотят работать в офисе, 49% – удалённо.
Только у 69% сотрудников, работающих по найму, желаемое совпало с действительным. 28% сотрудников, работающих удалённо, предпочитают офис. 34% офисных работников желают работать удалённо.На вопрос о том, чего не хватает при удалённом формате работы треть опрошенных отметили отсутствие условий для полноценной удалённой работы.
«За почти 1,5 года пандемии мы понимаем, что на удалёнке можно выполнять задачи и закрывать тикеты не менее эффективно. Мы хорошо научились работать в этом режиме. Но строить культуру, созидать, ощущать свою сопричастность к чему-то большому на удалёнке очень непросто. Мне бы хотелось собраться со всей своей командой в офисе как в старые добрые времена. Но, скорее всего, мы придём к какому-то гибридному формату работы, когда часть рабочего времени нужно будет проводить в офисе, а часть – там, где пожелаешь», – сказал Пётр Царенко, Chief Data Officer в Kolesa Group.
Ну и на десерт - зарплаты!
Самые высокие зарплаты для data-специалистов – в продуктовых компаниях и стартапах. Самые низкие – в веб-студиях и госсекторе. Все зарплаты ниже указаны в тенге. На момент выхода публикации 1 доллар = 426 тенге.
*Согласно stat.gov средняя зарплата в РК в июне 2021 года составляет 242 542 тенге.
Средняя заработная плата data-специалиста выросла за год на 27%. В 2021 году компании готовы платить в два раза больше за вход в профессию начинающим специалистам.
Зарплаты по направлениям в зависимости от опыта:
Дата-направление в Казахстане бурно развивается вместе с ростом объёма данных. Повысилась значимость специалистов всех трех направлений в сравнении с прошлым годом, рынок более адаптирован к новым специальностям.
За 6 лет я успела поработать в трех крупных IT-компаниях, несколько раз меняла жилье и переехала из Мюнхена в Берлин. В статье я расскажу про немецкую бюрократию, налоги и почему даже айтишники с высокими зарплатами живут в коммуналках. А еще, как в Германии искать работу и жилье, сколько стоит здесь лечиться и жить, и как вы можете остаться без ви…
Издательство деловой литературы «МИФ» представило книгу «Лебер. Дела в горку», рассказывающую историю компании «Лебер» — крупнейшего российского производителя детских площадок, работающего с 2010 года. На страницах книги основатели Лебера делятся своим пятнадцатилетним опытом, рассказывая, как превратить стартап в лидера отрасли и выйти на междунар…
И достаточно скоро.
Глава YC предупредил, что разработчикам всё равно необходимы знания в программировании.
- Что такое фирменный стиль? Кому он нужен и зачем?
- Что делает фирменный стиль?
- Фирменный знак и каким он может быть?
- Как создается фирменный стиль?