Сравниваем Ozon, Яндекс Маркет и Wildberries. Где выгоднее торговать?

Уровень комиссий, которые маркетплейсы берут с продавцов, часто меняется. Поэтому вопрос «а где выгоднее продавать?» не устаревает никогда. Особенно актуален он становится летом, когда продавцы готовятся к высокому сезону в сентябре-декабре. Сегодня поговорим о том, как разобраться в комиссиях основных маркетплейсов.

В этой статье я сравню тарифы основных маркетплейсов на разные услуги, чтобы понять, что и где дешевле продавать в высокий сезон, но сначала — немного теории.

Как известно, с маркетплейсами можно сотрудничать по трем моделям:

Delivery by Seller (DBS) — продавец делает все сам. Сам организует доставку, сам находит склад для хранения товара, сам занимается сортировкой и упаковкой. Маркетплейс в этом случае только предоставляет витрину.

Fulfillment by Seller (FBS) — в дополнение к витрине маркетплейс берет на себя доставку товара. Вопрос хранения и складской обработки в этой модели продавец по-прежнему решает самостоятельно.

Fulfillment by Operator (FBO) — модель, при которой сотрудничество между маркетплейсом и продавцом наиболее тесное. От продавца требуется только отвезти товары на склад, все остальные задачи по хранению и доставке выполнит маркетплейс

Модели могут называться по-разному: у Яндекса FBO — это FBY (Fulfillment by Yandex), а у Wildberries DBS — это Real FBS. Кроме того, существуют и дополнительные модели, например FBS Express у Яндекса — модель с ускоренной доставкой.

Комиссии отличаются в зависимости от модели: чем больше услуг предоставляет маркетплейс, тем выше будет комиссия. При этом не факт, что самостоятельно хранить и доставлять выйдет дешевле. Разница в комиссиях между маркетплейсами за одно и то же действие может быть очень большой. Давайте посмотрим.

OZON

Витрина: от 2% (благотворительность) до 15% (аксессуары для электроники, интим, электронные сигареты, книги). На основные категории комиссии держатся в районе 5–8%. Вот здесь можно посмотреть подробную таблицу.

Эквайринг: включен в комиссию. Это значит, что точно сказать, какой процент взимается с выплат, мы не можем — эта комиссия есть, но она непрозрачная.

Доставка и складская обработка: как и у Яндекса, удобнее всего комиссии за склад и доставку приведены в официальной табличке на сайте Ozon. Вот они:

Сравниваем Ozon, Яндекс Маркет и Wildberries. Где выгоднее торговать?
Сравниваем Ozon, Яндекс Маркет и Wildberries. Где выгоднее торговать?

У Ozon также много дополнительных опций — утилизация товара, прием возвратов, обработка брака и так далее. Их полный список можно почитать тут.

Яндекс Маркет

Витрина: от 1% (ремонт) до 15% (интим-товары). В основном комиссии на основные категории товаров располагаются на уровне 4–8%. Вот здесь можно посмотреть подробную таблицу.

Эквайринг: от 1% до 2,2%. Комиссия зависит от того, как часто вы хотите получать выплаты. Выгоднее всего установить частоту выплат «раз в месяц», тогда комиссия будет самой низкой — 1%. Если хотите получать деньги чаще, придется заплатить побольше.

Доставка и складская обработка:

Я сделал наглядную таблицу с тарифами Яндекс Маркета.
Я сделал наглядную таблицу с тарифами Яндекс Маркета.

С 1 июля тарифы понизились — складская обработка стала стоить 3% вместо 4% (минимум 20 рублей и максимум 60 рублей).

У Яндекса есть еще несколько дополнительных платных опций, например хранение излишков или утилизация товара, так что финальная стоимость зависит от того, какие опции вам нужны. На практике к ним приходится прибегать редко — просто старайтесь вести бизнес аккуратно, не допускать простоев и порчи товара.

Wildberries

Официально Wildberries не публикует тарифы на свои услуги в открытом доступе, а информация из сторонних источников чаще всего устаревшая. Это, на мой взгляд, странный подход к привлечению продавцов, но давайте попробуем восстановить картину по тем данным, которые имеем.

Витрина: по данным этого сайта (самое свежее, что мне удалось найти), комиссия составляет от 5% до 15%. При этом многие предметы из наиболее распространенных категорий, например спортивные или хозяйственные товары, попадают в категорию 10% или даже 12%.

Экваринг: найти отдельную комиссию за эквайринг на Wildberries мне не удалось, поэтому будем считать, что она скрытая — то есть вшита в основную комиссию, как и на Ozon.

Доставка и складская обработка: стоимость доставки варьируется от 30 до 900 рублей в зависимости от габаритов товара и категории. Стоимости работ по сортировке, упаковке и прочим складским услугам мне найти не удалось. Однако в СМИ можно увидеть несколько сообщений об увеличении цены хранения: сначала в июне, а затем и в июле — правда, часто без конкретных цифр.

Вывод

Давайте подведем итоги и сравним все три основных маркетплейса по комиссиям и стоимости услуг.

Витрина и эквайринг. Комиссии за размещение товара на площадке у Яндекса и Ozon очень похожи. Яндекс предоставляет больше опций для вывода денег, позволяя сэкономить на более редких выплатах, — у Ozon комиссия за эквайринг вшита в основную. В целом, большой разницы между ними по этому параметру я не вижу. На их фоне выделяется Wildberries с комиссиями заметно выше.

Доставка и складская обработка. Здесь преимущество на стороне Яндекса. Доставка между разными городами у него значительно дешевле, чем у Ozon. Дешевле обойдется и хранение на складе, а также складская обработка товара. Тарифы Wildberries мне оценить сложно, так как в открытом доступе их нет, а на неофициальных сайтах они приведены не полностью.

Напоследок давайте откроем калькуляторы расходов Яндекса и Ozon и сравним выручку при разных комиссиях.

Например, вы продали пару ботинок за 5000 рублей из Москвы в Казань по модели FBO. В Яндексе вы получите 4750 рублей выручки, на Ozon — 4197.

Сравниваем Ozon, Яндекс Маркет и Wildberries. Где выгоднее торговать?

Или ваш товар — смеситель для ванной, который вы продали за 750 рублей внутри Москвы по модели FBS. В Яндексе вы получите 585 рублей, а на Ozon — 563.

Еще пример: вы продали стиральную машину из Санкт-Петербурга в Калининград за 35000 рублей по модели FBO. Ваша выручка в Яндексе — 32750 рублей, на Ozon — 31810 рублей.

Ситуация на рынке меняется постоянно, поэтому, чтобы быть в курсе последних новостей, подписывайтесь на мой Telegram-канал.

2020
53 комментария

Привет!
У меня группа компаний, продаём на Wildberries и Ozon с 2019 года.

Встретил статью по своей тематике. Прочел. Но не понял, зачем она нужна) Наверное, я совсем не ЦА. Поэтому было бы очень интересно пообщаться с теми, кого реально данная тема интересует.

Дело в том, что по-моему мнению, у поставщика маркетплейсов вопрос ставится несколько иначе. Сама по себе комиссия - это только часть айсберга.

Помимо этого вы должны закладывать в экономику ряд других очень важных параметров:
1. Себестоимость товара (ну тут итак понятно);
2. Расходы на упаковку товара (да, в 99% случаев товар нужно доупаковать. Чтобы защитить от его уничтожения и/или по требованию площадки);
3. Расходы на доставку товара от производителя / на склад маркетплейса.
4. Расходы на продвижение. Реклама, SEO-оптимизация, отзывы и прочее, и прочее. Там очень большой список)
5. Ваши постоянные и разовые затраты. Например, хорошая Инфографика стоит денег.
6. Запас (обязательно закладывайте запас на развитие и на всякий случай)
7. Налоги. Как ни странно многие люди про это забывают.

Я к чему это все. Что информация о том, где какая комиссия, для вас по сути бесполезна.
Если кто-то из читающих данный комментарий планирует выходить на маркетплейсы - открывайте Эксель и набрасывайте черновик экономики. Только в таком формате вы сможете понимать, будет ли вам выгодно продавать тот или иной товар на том или ином маркетплейсе. Рекомендую поставить нижнюю планку доходности одной продажи в 20% на вложенные.

Следующий нюанс. Если вы хотите на ВБ, то заходите и регистрируйтесь. Там сейчас, в отличие от 2019 года, регистрация в пару кликов проходит. После регистрации находите в верхнем меню Аналитика -> Комиссии, логистика и хранение. Там увидеть кнопку, которая ведёт на калькулятор. Там и получите конкретную информацию по комиссии и стоимости логистики для вашего товара.

А ещё, более полезный лайфхак я считаю. Если ищете товар - сперва займитесь изучением системы аналитики, например Маниплэйс. Сейчас без аналитики что-то делать смерти подобно.

Не знаю, будет ли кому-то мой коммент полезен и интересен. Я надеюсь, что все же будет.

Если есть вопросы - пишите в лс)

22

здравствуйте! спасибо за кммент,прадва полезен. Может подскажите как проводить оптимальную аналитику при выборе позиций в нише (например одежда)?

Сервис "Я.Маркета" очень сильно отстаёт от конкурентов. Как клиент - никогда там не покупаю, очень-очень медленные. на 2 месте - WB, не смотря на их неопрятные пвз. На 1 месте ОЗОН конечно же.
Но как поставщик на маркетплейсы - выбираю WB.

6

Хз, у меня с маркетом наоборот всё всегда ок с доставкой, плюс подключен, у вб постоянно траблы с товаром, то упаковка порченая, то сроки нарушаются. А у озона пунктов нет рядом с моим домом, хотя, конечно это мой личный кейс, обычно их достаточно много

2

СПБ, как продавец по ФБС могу сказать, что у маркета товары доходят до покупателей в полтора-два раза быстрее, чем у озона. В Москву, например, вообще за ночь доезжают, у озона же может и два-три дня ехать. На следующей неделе они ещё закрывают склад и будут работать через пвз - считай ещё плюс день будет.

1

Комментарий недоступен