Как устроена Baidu
Продолжаю рассказывать о китайских интернет-гигантах. Baidu — третья компания из BAT, китайских интернет-корпораций первой волны, и аналог нашего «Яндекса».
Обзор от заместителя директора по стратегии и анализу Mail.Ru Group.
Рыночная капитализация составляет «всего» $67 млрд против $368 млрд у Alibaba Group и $340 млрд у Tencent. Выручка за 2017 год — $12 млрд при росте 20%, прибыльность по EBITDA — 32%. Мультипликатор к выручке получается в два раза ниже, чем у Alibaba и Tencent: с одной стороны, из-за не столь быстрого роста, но главное — инвесторы куда менее оптимистичны относительно будущих успехов.
Может показаться, что компания «так себе», но во-первых, $67 млрд — это семь «Яндексов», а во-вторых, у неё есть или были продукты на главных интернет-рынках, без Baidu весь китайский интернет был бы совсем другим. Отдельно можно отметить, что ещё летом Baidu стоила $98 млрд, но китайские компании переживают не лучшие времена из-за торговых войн, да и ИТ-компании — тоже, на эту тему можно писать отдельную статью.
Структура бизнеса
Baidu состоит из пяти больших направлений.
- Search — поисковый сервис.
- Newsfeed — «умная» лента вроде сервиса «Яндекс.Дзен».
- iQiYi — видеосервис, микс YouTube и Netflix.
- FSG — финансовые сервисы.
- AI-проекты.
Также Baidu принадлежат 20,5% Ctrip (путешествия), 2,3% DiDi (такси), 5% Ele.me (доставка еды) и 3,2% Bitauto (продажа авто) — всё вместе это стоит около $8 млрд.
Поиск и сопутствующие продукты
Основное направление, сгенерировавшее во втором квартале 2018 года 61% выручки, но выросшее за год всего на 16%. Компания запустила веб-поиск в далёком 2000 году, начав с предоставления white-label другим сайтам. Спустя год открыла собственный сайт Baidu.com, зарабатывая, как и положено, на контекстной рекламе. В 2005 году вышла на IPO и стоила $4 млрд.
Стоит отметить, стран со своим сильным поисковым сервисом немного — только Россия и Китай (с натяжкой ещё Южная Корея и Япония). Как правило, всех побеждает Google, но в Китае его заблокировали: официально в 2010 году и фактически — в 2012-м. Даже если недавние слухи о потенциальном возвращении и окажутся правдой, ему будет сложно.
Разные подсчёты противоречат друг другу, но можно считать, что у Baidu 70% местного рынка, а остальные 30% делят между собой Sogou из команды Tencent и Shenma от Alibaba. Sogou недавно вышла на IPO и стоит $2,5 млрд, умеет искать по общедоступному контенту WeChat и получает трафик из ресурсов Tencent — WeChat, браузера, сайта и так далее. У Shenma нет десктопной версии, но зато это поиск по умолчанию в самом популярном китайском браузере UCWeb. Кроме них есть ещё Haosou антивирусной компании Qihoo 360, но его доля уже нематериальна. К слову о конкуренции — в 2014 году Baidu пыталась выйти на рынок Бразилии: запустила поиск и даже купила местный Groupon, но не пошло.
Mobile Baidu
77% выручки приносит мобильная аудитория. У отдельного приложения, похожего на «Яндекс» (именно поисковое, не браузер), MAU — 444 млн, а DAU — 148 млн. Впечатляюще много. По сути это тоже браузер, но с зафиксированной домашней страницей Baidu и голосовым поиском. В него же интегрированы новостная лента и короткие видео.
Хотят превратиться в подобие WeChat: веб-мастер регистрирует аккаунт и привязывает свой сайт, при посещении пользователь может подписаться на новости аккаунта или написать ему сообщение — всё как у официальных аккаунтов в WeChat. Такие сайты поднимают в выдаче, говорят, что 38% результатов уже именно такие.
В апреле запустили мини-приложения наподобие WeChat или «Сервисов ВКонтакте». Кажется, преимуществ для разработчиков пока мало: нет ни социального графа, ни платежей. Зато они умеют открываться из поиска, и наверное, их тоже будут поднимать в выдаче. Сейчас таких приложений всего 50, причём часть — от дружественных сервисов: iQiYi, Ctrip, Uxin и других.
В июне появилось экспериментальное приложение Jiandan с продвинутым голосовым поиском (например, одна и та же фраза, произнесённая детским голосом и мужским басом, вернёт разные результаты) и, главное, без рекламы в выдаче — сомнительный сигнал.
Другие продукты
По сравнению с нашими поисковыми сервисами, в выдаче Baidu непривычно много собственных проектов. По популярным запросам пять–шесть ссылок из десяти ведут на сервисы Baidu.
Baidu PostBar — запущен в далёком 2003 году, ближе всего к форумам по интересам, но точного аналога в России нет. Каждому поисковому запросу соответствует форум с набором топиков, а если для какого-то запроса такого вдруг не окажется — можно стать первым. Модератор назначается Baidu из числа самых активных пользователей. Follow-модель тоже присутствует, но с учётом того, что 69% трафика до сих пор приходит из поиска, она явно не основная.
Проект зарабатывает на рекламе и немного на VIP membership. В 2016 году были попытки прикрутить короткие видео и прямые трансляции с подарками, но не полетело. Удивительно, но соцсети вроде Weibo до сих пор до конца не убили проект: 191 млн уникальных пользователей в вебе и MAU 80 млн у приложения — вот что значит поддержка поисковика.
Baidu Zhidao — Q&A-сервис вроде «Ответов Mail.Ru». Zhidao с большим отрывом лидирует в вебе, но приложение отстаёт от Zhihu, поддерживаемого Tencent. Весь трафик, понятно, из поиска.
Baidu Encyclopedia — китайская Wikipedia, запущенная в 2008 году. Причин существования две: во-первых, конечно, трафик из поиска, во-вторых, периодические блокировки оригинальной Wikipedia.
Помимо этого, можно отметить сайт, браузер, магазин Android-приложений, мобильный антивирус и виртуальную клавиатуру, направляющую поисковые запросы, — но крупных успехов нет: все они занимают вторые–четвёртые места после продуктов Tencent и Alibaba. Зато карты на равных конкурируют с AutoNavi от Alibaba (у обоих проектов MAU по 290 млн), а облако наподобие Dropbox или «Облака Mail.Ru» вообще занимает 71% рынка по аудитории.
Новостная лента
Newsfeed — «умная» лента на базе собранных о пользователе данных (в основном clickstream), а не его социальном графе. Ближайший отечественный аналог — «Яндекс.Дзен». Реклама размещается между публикациями и внутри самих статей, причём авторы получают отчисления только от второго. Помимо привычных материалов с текстом и рисунками, встречаются короткие видео — недавно говорили, что проникновение уже достигло 50%.
Отдельного приложения нет, лента встроена в другие продукты Baidu: поисковое, браузер и Baidu PostBar. Несмотря на это, результаты выделяются отдельно: на такую рекламу пришлось 10% выручки Baidu, рост год к году 213% — грех не похвастаться.
В целом в Китае Toutiao, Kwai и YY задали тренды на AI-ленты, короткие видео и прямые трансляции. Приложения с большими аудиториями внедряют эти функции и монетизируются на них, даже когда это неочевидно с западной точки зрения на продукт: сервис знакомств Momo и музыкальные приложения Tencent зарабатывают в основном на IVAS-подарках в стримах.
Видеосервис
Самый заметный успех Baidu после поиска — iQiYi. Этой весной, продолжая консолидировать его в своей отчётности (то есть контроль по-прежнему у Baidu), вывели часть акций этой дочерней компании на IPO, текущая капитализация — $18,5 млрд. Сервис генерирует для Baidu 24% выручки при росте 51%.
Про Tencent Video уже рассказывал, iQiYi — конкурент от Baidu. С точки зрения продукта это смесь пользовательского контента с социальными элементами вроде YouTube и платного профессионального — фильмов, сериалов и шоу вроде Netflix. Аудитория огромна — 419 млн активных пользователей в месяц. Интересно, что большинство пользователей смотрит шоу со смартфонов, а не на большом экране.
42% выручки — реклама, 40% — подписки (растут быстрее всего), 18% — лицензирование контента, прямые трансляции и так далее. С пиратством в Китае начали бороться в 2007 году, в 2014-м добили крупнейших, но пользователи ещё не отвыкли: несмотря на цену всего в $3, подписку покупают только 15% зрителей.
Инвесторы надеются на изменения, но пока всю выручку съедают расходы на лицензирование контента (56%) и свой продакшн (19%). Годовая подписка продаётся в bundle с JD membership. Неожиданно, что JD договорилась с iQiYi, а не с Tencent Video.
Стоит отметить, с музыкой у Baidu получается хуже, чем с видео. Baidu Music продан в 2015 году, вместо него сейчас будут инвестировать в NetEase Music.
Финансовые сервисы
Уже анонсирована сделка по деконсолидации направления в отдельную компанию Du Xiaoman, но в отчётность за второй квартал 2018 года выручка ещё включалась, 4% общей. С точки зрения продукта это электронный кошелёк, выдача кредитов и wealth management (инвестиции и управление капиталом). Заметных успехов по сравнению с WeBank и тем более с Ant Financial здесь достичь так и не удалось, отчуждение непрофильного актива выглядит скорее правильным шагом.
К слову, в феврале Baidu продала свой бизнес по доставке продуктов игроку от Alibaba Ele.me за $500 млн и $300 млн за будущий трафик Baidu. C одной стороны, годом ранее бизнес оценивался в разы дороже, с другой — жесточайшая конкуренция субсидий на этом рынке всё равно убивала неготовый к войне Baidu Waimai, на момент продажи он занимал всего 5% рынка.
Есть ещё Baidu Nuomi — вариация на тему Groupon, но тоже умирающая: всего 4% рынка, в 2015 году было 14%. Для сравнения: у Meituan (команда Tencent) здесь 36%, а у Koubei (Alibaba) — 56%. Направление кинобилетов в мае передали iQiYi за $200 млн.
Искусственный интеллект
С 2017 года Baidu напирает на то, что является «AI-компанией». Основных проектов в этой сфере два: распознавание голоса и беспилотные автомобили.
DuerOS — движок распознавания голосовых команд, который предполагается использовать в чужих устройствах, уже говорят о 25 млн активных. Сервис также доступен в приложениях Baidu, плюс запустили уже третью «умную» колонку Xiaodu — продают дешевле себестоимости, чтобы накапливать данные. У конкурентов есть аналогичные устройства, Alibaba и Xiaomi полагаются на технологии других компаний, но если понадобятся, купят.
Apollo — операционная система с открытым исходным кодом, надеющаяся стать Android for Cars. Оборудование разрабатывать не планируют, только на уровне стандартов. Начали в далёком 2013 году, в 2017-м перенесли наработки в open-source. По объёму и результатам (количеству вмешательств живого водителя) тестов пока заметно отстают от Waymo.
Направление не приносит выручки, но брокеры оценивают только Apollo в 4% стоимости компании.
***
Чтобы воспользоваться этим методом, нужно зарегистрироваться в системе и привязать биометрию к банковской карте.
С 1 марта 2025 года продавать энергетики несовершеннолетним запрещено по всей России.
«Спишь?». Именно это сообщение прислали IKEA Канада своим подписчикам. Таким образом они решили сделать промо для своих матрасов. Они разослали сообщения в промежутке между 22:00 и 5:00. И тем канадцам, которые откликнулись, IKEA сделала подарок в виде бесплатного матраса.
А быстрее всех «умерла» GPT-4o.
Расписано все действительно интересно, спасибо.
У них еще удобный переводчик есть - без него лаоваю в Китае не выжить)
Так вот кого Яша косплеит последнее время...
Население в 10 раз больше РФ.
Расположена целиком южнее РФ.
Коммунизм капиталистического толка.
Коммунизмом там даже и не пахнет, социализмом тоже.
100% капиталистический строй. КПК называют клубом миллионеров и миллиардеров.
Вы всегда выдаете новые & релевантные комменты?)