Как эффективно переиспользовать собственные разработки и создавать новые полезные сервисы без особых затрат

Рассказываем на примере Альфа-Банка и Альфа-Диска.

Как эффективно переиспользовать собственные разработки и создавать новые полезные сервисы без особых затрат

Предпринимателям часто приходится обмениваться конфиденциальной информацией, например копиями договоров или финансовых документов. Зачастую это происходит через незащищённые облачные сервисы или мессенджеры. Альфа-Банк решил эту проблему с помощью сервиса Альфа-Диск, который позволяет быстро и безопасно передавать данные. Рассказываем, как создать новый продукт для бизнеса из внутренней разработки и почему важно сотрудничество между разными отделами в компании.

Как придумали Альфа-Диск

Как это часто бывает, идея создания сервиса Альфа-Диск родилась во время работы над совсем другим проектом. В 2020 году Альфа-Банк столкнулся с новым вызовом — нужно было максимально упростить корпоративные коммуникации и объединить разрозненные HR-процессы, чтобы облегчить жизнь сотрудникам на удалёнке. Так появился сервис Alfa People, объединивший в себе 200 процессов и 23 программы (вот здесь мы подробно о нём рассказывали).

Важной особенностью Alfa People стало то, что пользоваться внутренним приложением Альфа-Банка смогли не только действующие сотрудники, но и кандидаты на вакансии — для них была открыта «прелогин-зона». Там можно пройти все этапы приёма на работу: заполнить анкету кандидата, получить оффер, заполнить анкету для оформления на должность и следить за статусом приёма.

Но главное — кандидат может собрать и хранить все необходимые документы в одном месте. Рекрутеру не придётся искать их в почте и мессенджерах или запрашивать дополнительно, если что-то потерялось в процессе. Простота и безопасность решения натолкнула команду HR на мысль, что эта функция может быть полезна и другим департаментам банка.

Как Альфа-Диск стал сервисом для бизнеса

Как эффективно переиспользовать собственные разработки и создавать новые полезные сервисы без особых затрат

Защищённый канал обмена данными избавил бы клиентов от необходимости хранить конфиденциальную информацию на ненадёжных сторонних сервисах или в облаке. С этой идеей сотрудники команды HR пришли к коллегам из блока «Малый и Микробизнес» (ММБ), клиенты которого чаще других нуждаются в безопасном документообороте.

Мы подумали, что наш продукт для кандидатов можно переиспользовать, предложив его в качестве дополнительного сервиса. Документы, которыми обмениваются юридические лица, содержат конфиденциальную информацию, например, суммы договоров. Наше главное преимущество заключается в том, что это не облачное решение, а закрытый технологический контур.
Елена Гаврина, Client Journey Owner (CJO) в Альфа-Банке

Сформулировав гипотезу, проанализировав конкурентные решения (облачные сервисы и мессенджеры) и получив поддержку со стороны ММБ, команда HR создала лендинг для тестирования. Страницу сделали доступной тем клиентам, у которых было более 10 контрагентов — это 7700 юридических лиц. Конверсия показала неплохие результаты, Альфа-Диск, как сразу назвали тогда ещё тестовое решение, понравился пользователям: 420 клиентов ознакомились с информацией о сервисе, 45% из них протестировали его. В конечном итоге команда получила 110 контактов, заинтересованных в раннем доступе к Альфа-Диску.

Наша команда в банке делает по сути небанковские продукты. У нас есть большой опыт разработки новых сервисов — мы постоянно изучаем потребности предпринимателей и то, каким образом они их закрывают. Именно здесь мы находим для себя новые идеи, которые потом становятся решениями задач клиентов.
Тимур Измайлов, руководитель управления развития нефинансовых продуктов и сервис

Так как большая часть работы была уже проведена — формально это был готовый продукт, — то реализация заняла не так много времени. Для сервиса создали новый интерфейс, более подходящий под изменившиеся задачи, а также убрали ограничения на загрузку файлов. Если в Alfa People кандидаты сохраняли конкретные документы, необходимые для приёма на работу, в отдельных полях, то в Альфа-Диске подобные лимиты были уже не нужны.

Пожалуй, единственной сложностью было перенести микросервис с одного технологического контура на другой. Иными словами, необходимо было воссоздать его с нуля в интернет-банке, доступном клиентам, сохранив существующую архитектуру и учитывая все технические особенности новой платформы. Кроме того, нужно было заручиться поддержкой службы информационной безопасности.

Весь процесс с момента формулирования гипотезы и до реализации занял не больше полугода. В итоге получился простой в использовании и безопасный сервис.

Доступ к данным, хранящимся в Альфа-Диске, можно получить круглосуточно с любого устройства: телефона, компьютера или планшета. Формат файлов не имеет значения — можно загружать текстовые документы, фотографии, сканы, электронные таблицы и презентации. Все документы хранятся на серверах Альфа-Банка (клиентам доступно 200 МБ хранилища), и доступ к ним можно получить только по паролю. Все файлы проходят проверку антивирусом, чтобы пользователь случайно не загрузил заражённые файлы.

Почему важны коллаборации

Как эффективно переиспользовать собственные разработки и создавать новые полезные сервисы без особых затрат

Сейчас Альфа-Диск — это часть приложения Альфа-Бизнес Онлайн, интернет-банка для юридических лиц. Сервис входит в подписку Альфа-Безопасность (стоимость для предпринимателей — 540 рублей в месяц). Помимо Альфа-Диска, подписка также включает в себя проверку контрагентов и сотрудников, уведомления о штрафах и проверках надзорных органов, защиту бренда и помощь юриста. С момента включения нового микросервиса в Альфа-Безопасность общее число подписчиков выросло более чем на 20% — сейчас ей пользуются более 100 тысяч предпринимателей».

Всё это стало возможным благодаря тесному взаимодействию между отделами.

Наше главное достижение в том, что мы смогли самостоятельно найти точки соприкосновения, возможность для синергии между отделами, объединив два вроде бы не связанных между собой сервиса. Получился новый продукт, который не только упрощает жизнь клиентам, но и приносит деньги.
Елена Гаврина, Client Journey Owner (CJO) в Альфа-Банке

В больших компаниях, насчитывающих десятки тысяч сотрудников, зачастую не так просто найти примеры эффективного взаимодействия между департаментами. В первую очередь именно из-за масштаба. Разные отделы сфокусированы на собственных задачах и продуктах, и у них не всегда есть возможность поделиться идеями и наработками с коллегами, или, наоборот, узнать о существующих и уже готовых к использованию решениях. В Альфа-Банке стараются строить процессы иначе.

Один и тот же продукт или сервис может легко закрывать потребности разных категорий клиентов и приносить дополнительную прибыль с минимальным вложением ресурсов. Нужно лишь найти точки соприкосновения, изучить схожие проблемы у разной аудитории. Создание Альфа-Диска — не единственный пример взаимодействия команд HR и ММБ. Например, запущенный в конце 2021 года сервис проверки и оценки благонадёжности сотрудников, ориентированный в первую очередь на внешних для клиентов ММБ, в какой-то момент заинтересовал команду HR и впоследствии стал важным элементом внутреннего сервиса Alfa People.

Я узнала, что команда Тимура создала сервис проверки сотрудников, и они могут делать это онлайн! Конечно, тут же пришла идея — может быть подключить этот сервис и на наших кандидатов и сотрудников? Это, можно сказать, была первая точка пересечения.
Елена Гаврина, Client Journey Owner (CJO) в Альфа-Банке

Сейчас в работе находится ещё один совместный пилотный проект — HR-платформа для подбора персонала, ориентированная на клиентов блока «Малый и Микробизнес». Идея подобного сервиса родилась из гипотезы, что в данный момент все компании испытывают сложности с поиском сотрудников из-за демографического кризиса и рекордно низкого уровня безработицы (по данным Росстата, он составляет 2,8%). Команды HR и ММБ хотят протестировать, насколько полезным и востребованным может быть новый сервис, а также узнать, какие конкретно функции и возможности поиска могут потребоваться пользователям. Если результаты пилота будут успешными, у предпринимателей появится эффективная платформа для подбора персонала, а копилка Альфа-Банка пополнится ещё одним проектом, выросшим из внутренней коллаборации.

26
32 комментария

не так просто найти примеры эффективного взаимодействия между департаментами В связи с этим, нужны новые специально обученные люди по развитию таких коннектов

5
Ответить

Это точно, у нас из "межотдельного" взаимодействия, только офис-менеджер периодически меняющий воду в кулере у ребят из соседнего кабинета(

Ответить

рекордно низкого уровня безработицы Тут бы старые вакансии закрыть, а потом уже новые рабочие места создавать)

Ответить

Альфа диск, альфа пипл, альфа бизнес, альфа безопасность. Что-то мне подсказывает, что отдел креатива в банке работает ровно на половину. Нужно просто придумать слово к приставке "альфа"

1
Ответить

А еще альфа фьючер пипл(вспомнила - прослезилась), альфа кампус, альфа конфа. Глобальная альфа-монополизация

Ответить

Альфа альфа ))))

Ответить

чтобы облегчить жизнь сотрудникам на удалёнке

Читая подобное, хочется просто взять и уйти со своего завода

1
Ответить