Тренды в блокчейне: куда и как инвестируют фонды?

Частные инвесторы интересуются тем, куда инвестируют фонды. И куда не инвестируют. Вопрос инвестиционных схем тоже заботит многих, поскольку ICO умерло. Один из моих знакомых, партнер фонда, инвестирующего в блокчейн-проекты, на условиях анонимности согласился поделиться информацией о том что происходит на рынке.

— Начнем с предыстории. Что произошло на рынке за последние полтора года? Какова причина возникшего хайпа?

— Никто достоверно не знает, что произошло в 2017-18 годах. Моя версия: «идеальный шторм» возник в результате комбинации нескольких факторов:

  • Отличное попадание в психологию людей: блокчейн — это слишком сложно, чтобы рядовой человек мог его понять, но желание удариться в гэмблинг терзает большую долю населения. Это создало спрос.
  • Наличие “денег у азиатских ритейл-инвесторов” (т.е. чиновников, которым надо легализовать свои деньги) этот спрос усилило.
  • Интерес со стороны СМИ, подкрепленные большими заявлениями и быстрыми успехами ранних проектов, раздул пузырь.
  • Рост, подогреваемый предыдущими пунктами, создал петлю положительной обратной связи: чем дороже стоили криптовалюты, тем больше людей в них вкладывались и тем больше был интерес СМИ.

Это что касается крипто-валют.

Дальше произошел переход к крипто-проектам. Люди, поднявшиеся на крипте, искали способы ее применения, хотели диверсифицироваться. Когда появились предложения в виде инвестиций в проекты, в него полились деньги, заработанные на предыдущем этапе. Поскольку все это происходило на фоне растущего рынка крипто-валют, ощущение рисков отсутствовало. Люди, которые быстро поняли суть, очень хорошо заработали.

Остальные проекты разделились на 2 вида: скам и нормальные ребята, у которых уже есть MVP, но проблемы с привлечением денег. Ключевую роль сыграли вторые. Они добавили доверия этому рынку. Начался бум ICO.

Затем начали паниковать уже инвесторы. Объем инвестиций через ICO приблизился к венчурному. А условия для проектов на рынке ICO стали сильно лучше, чем на венчурном. Инвесторов оказались в щекотливое положении и начали “искать выходы на ICO” — то есть еще больше раздувать пузырь.

Пузырь рос до момента удара со стороны SEC. Параллельно начались фоновые процессы: ритейл инвесторы поняли, что их обманывают. Плюс прошло достаточно времени, чтобы стало очевидным, что многие проекты не выполняют свои обещания. Рынок пошел на спад.

— Где мы находимся сейчас?

— Блокчейн-технологии все еще интересны. Есть много крутых внедрений: IBM, XRP, Cinezen в конце концов.

IBM меняет подход в логистике. Логистика — одна из тех отраслей, где существует проблема доверия между разными участниками рынка. IBM на технологическом уровне решает ее: помогает конечным покупателям иметь информацию обо всех промежуточных узлах, начиная с самого начала. Так, в доставке рыбы, информация хранится в блокчейне от самого момента когда рыба была выловлена (она еще не поднялась на борт корабля, а информация уже записана в блокчейн).

Это позволяет как минимум избавиться от левой рыбы, выловленной браконьерами. Помимо этого, это делает конкуренцию более честной: теперь не получится намухлевать с датами.Ну, а как эту информацию будут использовать шеф повары — это отдельная история.

Ripple меняет подход к межбанковским транзакциям. Как ни странно, но самая зарегулированная отрасль — банковская, имеет проблему доверия между участниками. Все это приводит к улучшению жизни простых людей: меньше комиссия, мгновенные операции и так далее.

Cinezen меняет подход к работе на рынке дистрибуции кино, решая проблему доверия между владельцами авторских прав и дистрибьюторами.

Вцелом, рынок начал стабилизироваться. Криптовалюты опустились до своей утилитарной стоимости: теневой рынок и трансграничные переводы и какой-то адекватный уровень спекуляции. Появились бизнес-применения криптовалют — stable coin’ы. Они имеют все те же применения, что и традиционные монеты (эфир, биткоин), но избавлены от одного недостака — волатильности. В этом смысле, стэйбл коины намного лучше подходят для ежедневных транзакций: покупки фильмов, товаров, оплате услуг. Стейбл коины — это «новый черный».

— Какие фонды сейчас задают тренд в сфере блокчейна?

— Нельзя сказать, что есть какие-то ведущие фонды по этой теме. И вообще информация по таким инвестициям не публичная.

Рынок фондов структурирован: институционалы, фонды фондов, коммерческие фонды. Институционалы не инвестируют не в крипто, не в блокчейн проекты потому что такие проекты могут нарушать законодательство разных стран. Исключение могут составлять страны вроде Саудовской Аравии и Венесуэлы.

Обычные VC фонды могут инвестировать в блокчейн проекты, если у них есть соответствующее подразделение внутри. Но поскольку это связано с юридическими рисками, то под такие инвестиции организуют смежные фонды с учредителями физлицами. Все кто поднялся на инвестициях в крипто-проекты — инвестировали по этой схеме.

Есть выделенные проекты: Ripple, TON, EOS и подобное. В них инвестирую все через всевозможные схемы, включая физлиц. Понять кто инвесторы — довольно трудно.

— По какой юридической схеме инвестируют фонды?

— На сегодняшний день все хотят получить долю в капитале по традиционной VC-схеме. Это дает права собственности и защищает от обмана. Инвесторы также получают и права на токены, если те будут выпущены. Но скорее всего выпускать их никто не будет.

— Каков прогноз на ближайшие 6-12 месяцев? Что поменяется на рынке?

— В ближайшие 6 месяцев ничего не поменяется. Основным событием станет запуск TON. Он все изменит.

— Какие новые технологии ждет рынок? Что может стимулировать рост?

— Есть несколько инициатив от крупных производителей аппаратного обеспечения. Но до появления массового продукта на основе блокчейн революции ждать не стоит. Большие надежды возложены на такие проекты как TON и Cinezen. Самсунг и Хуавей планируют смартфоны с аппаратной поддержкой технологий блокчейн. Опера выпустила браузер со встроенным крипто-кошельком.

11
Начать дискуссию