Кейс о дизайне планшетного приложения: снять скептицизм и расположить пользователей к продукту
Когда у пользователей есть опасения, что новый цифровой продукт не решит их проблему и усложнит работу, они заранее предвзято относятся к нему. В таких ситуациях от удобства интерфейса зависит, будет ли продукт востребован или его станут избегать.
Команда digital-агентства «Атвинта» рассказывает на примере планшетного приложения для участковых врачей, как разработать интерфейс продукта, который будет востребован.
К нам обратилась компания-разработчик, которая совместно с КОМИАЦ решила создать планшетную версию МИС для участковых врачей — тех, которые ездят к пациентам на дом.
Предыстория
На старте была идея приложения, пожелания врачей, полученные в ходе модерационной сессии, и ряд ограничений, связанных с исходным программным обеспечением больниц.
Программа, на основе которой нужно разработать интерфейс приложения, выглядит так:
Такой интерфейс не очень удобный и понятный, зато к нему привыкли. Врачи опасались, что новая программа усложнит их работу, а начальство обяжет их разбираться в новой функциональности вместо того, чтобы делать прямую работу — лечить людей. Они были скептически настроены по отношению к будущему приложению.
Нужно было разработать такой дизайн планшетного приложения, который снизит «цену привыкания» к продукту и даст пользователям удобный инструмент для работы.
Шаг 1. Выясняем боль пользователей
Люди будут пользоваться продуктом, если он помогает решать повседневные задачи быстрее и с меньшими усилиями. Перед непосредственной разработкой мы разобрались, для решения какой задачи люди будут использовать приложение, как они решают эту задачу сейчас и как мы можем улучшить пользовательский опыт с помощью интерфейса.
Заказчик на старте работы провел модерационную сессию с врачами города. В рамках модерируемой дискуссии наш заказчик и врачи обсудили, с какими сложностями в работе они сталкиваются сейчас, что поможет им работать эффективнее и каким они бы хотели видеть будущий продукт.
В процессе обсуждения выяснили основную боль врачей, которые выезжают к пациентам на дом.
До создания приложения врачам на вызове приходилось переписывать в ежедневник адреса и имена пациентов, которых нужно посетить, каждый раз с нуля опрашивать, записывать результаты осмотра в ежедневник, а по возвращении в больницу переносить записи в МИС — медицинскую информационную систему.
При таком подходе врач больше времени тратит на каждый осмотр и делает двойную работу, перепечатывая заметки из ежедневника в информационную базу больницы. Приложение нужно, чтобы убирать эти узкие места в работе врачей.
По итогам модерационной сессии были определены функции будущего приложения:
- Просмотр списка вызовов с адресами и информацией о пациентах.
- Удаленный доступ к истории болезни, хранящейся в базе больницы.
- Возможность удаленно внести информацию о состоянии пациента во время визита на дом.
- Возможность делать заметки в свободной форме.
Шаг 2. Разбираемся в пользовательских привычках
При проектировании пользовательских сценариев первым делом разобрались в привычной последовательности действий врачей на работе:
- В начале рабочего дня врач просматривает список пациентов, которых нужно посетить.
- Когда приходит на вызов, знакомится с историей болезни.
- Осматривает пациента и заполняет шаблон осмотра.
- Помечает в свободной форме дополнительную информацию, под которую не предусмотрен шаблон.
В случае, если бы продукт разрабатывался с нуля, этого было бы достаточно для построения пользовательских сценариев. Однако мы создавали интерфейс для приложения, которое будет интегрировано с существующей медицинской информационной системой (МИС).
Поэтому следующий шаг при проектировании — предусмотреть сценарии, по которым будет взаимодействовать приложение с базами данных больниц.
Шаг 3. Узнаем технические нюансы
На следующем шаге собираем информацию о том, как продукт будет взаимодействовать с существующим программным обеспечением
От заказчика мы узнали, что приложение будет получать из базы данных больницы карту пациента и передавать туда заполненные шаблоны осмотра. Заметки будут храниться только в памяти планшета.
Функции приложения по способу хранения и передачи информации:
- В карте пациента врач просматривает информацию, загруженную из базы больницы.
- При осмотре пользователь вводит в шаблон новые данные, которые передаются в базу данных.
- Заметки хранятся только локально на планшете.
Из-за технических ограничений базы данных нельзя смешивать загрузку карты пациента из МИС и заполнение шаблона осмотра в один раздел. Эти функции должны работать независимо, чтобы данные о новом осмотре не смешались с прошлой информацией.
Шаг 4. Формулируем пользовательские сценарии
На этом шаге мы опираемся на информацию, собранную на втором и третьем шаге и создаем сценарий, который учитывает и рабочий процесс врача, и технические ограничения.
С поправкой на необходимость разделить получение информации из информационной системы больниц и передачу данных обратно мы составили такой сценарий приложения:
- Врач авторизуется и попадает на главный экран со списком вызовов.
- В начале приема врач из карточки вызова переходит в «Карту пациента» и знакомится с историей болезни.
- После этого врач возвращается на экран вызовов, переходит в раздел «Осмотр» и заполняет информацию по шаблону.
- Врач делает заметки в свободной форме. Заметки можно делать параллельно с заполнением шаблона осмотра, а также независимо от осмотра.
Шаг 5. Проектируем зоны внимания
Основная функция приложения — ��оказать электронную карту пациента и дать возможность заполнить ее в процессе осмотра. Причем часть информации должна быть постоянно под рукой, а другая нужна временно.
Мы предусмотрели в интерфейсе 2 основных блока — статичная информация и область интерактивного взаимодействия с приложением. Плюс вспомогательный блок с навигацией. Эти блоки распределили по зонам внимания:
- Навигационное меню у левого края.
- Статичная информация в левой части экрана. Эти данные остаются на виду в течение всего осмотра.
- Справа — рабочая область, с которой пользователь взаимодействует. Информацию в этой части можно либо менять, либо пролистывать и переключать по вкладкам.
Такое распределение позволило сгруппировать информацию по смыслу и разнести меню и рабочую область, чтобы избежать случайных нажатий.
Шаг 6. Избавляемся от лишнего
Убрать ненужное — задача не менее важная, чем структурировать информацию и эргономично расположить элементы интерфейса.
На этапе аналитики мы выяснили, какая информация хранится в МИС и чем из этого пользуются врачи ежедневно. Данных оказалось очень много, и мы задались вопросом: «А действительно ли вся информация, хранимая в МИС, нужна врачам, когда они направляются к пациенту на дом?».
В процессе дизайна мы вместе с заказчиком уточняли у врачей, что важно перенести в интерфейс приложения, а что можно опустить.
Например, в списке вызовов оставили только основную информацию о пациенте: фамилию и имя, адрес, телефон, причину обращения, а также номер участка и больницу, к которым пациент прикреплен. От врачей мы узнали, что эта информация для них очень важна, когда они отправляются на вызов.
Шаг 7. Адаптируем к сенсорному экрану
При проектировании шаблонов осмотра пришлось сохранить древовидную структуру с несколькими уровнями вложенности, как в привычной врачам информационной системе.
Древовидная структура — не лучшее решение для тач-экранов, так как в них возникает большая вероятность промахнуться мимо элемента при нажатии или попасть не в то поле. Но структуру нельзя было менять, потому что врачам привычно работать именно так.
Привычное не означает, что более удобное решение не приживется. Однако оно получит сопротивление на стадии внедрения и на моменте, когда надо попробовать. А именно этого мы стремились избежать.
Мы оптимизировали размер текстовых полей и расстояние между элементами, чтобы пользователь легко управлял касанием в нужной зоне, не задевая другие элементы.
На иллюстрации ниже интерфейс существующей медицинской информационной системы и итоговый дизайн приложения для врачей.
Результат
Получился интерфейс, который учитывает пожелания, привычки и рабочие паттерны врачей. Продукт реализован и запущен в ряде больниц области.
Это закрытое приложение, которое устанавливает системный администратор. Приложение связано с базой данных больницы с помощью IP больницы, а воспользоваться им может только врач конкретной больницы по рабочему логину и паролю.
По отзывам врачей, это приложение позволяет им больше внимания уделять пациентам и их текущему состоянию, а не выяснению предыстории болезни. Теперь под рукой вся информация, нужная во время осмотра. Благодаря синхронизации с МИС врачи не тратят время на перенос результатов осмотра из блокнота в компьютер.
Почти каждый из мужицких человеков хоть раз, но пинал грушу данного автомата. Для кого-то это воспоминания из детства или юности, а для кого-то — бизнес, который приносит лавешечку. Действительно приносит ли...? А вот читай статью — узнаешь!
Три года. 27 тонн нераспроданного товара. Минус 2.000.000₽ на счетах. Я стоял на грани закрытия, пока не обнаружил способ продавать без посредников. Сегодня мой магазин приносит в 4 раза больше
Он вступит в силу c 1 июня 2025 года, за исключением некоторых положений.
В январе 2025 года в России стали приостанавливать работу магазинов по искам Роспотребнадзора.
Почти за 4 месяца работы прибыли нет, пока ушла в минус на 12 000 рублей, 2500 из которых отдала за замену камеры видеонаблюдения — её разбил какой-то неадекват, когда на бутылке с сиропом заклинил дозатор…
Работа в найме это в первую очередь про стабильность, и в конце концов про выгорания, стресс и неуважение от вышестоящего руководства. И в один момент мне все это надоело, я решил уйти, рискнуть и создать свое дело. В конечном итоге рискнул так, что мне пришлось жить на улице.
За скандалами и многомиллиардными долгами маячит тень некомпетентного менеджмента и вечного распила. Стоит ли судить компанию по отчёту РСБУ, или локальные проблемы сильнее?
"Перелом мизинца задней левой ноги"
Это точно приложение для врачей, а не для ветеринаров?
Нашли пасхалку :)
для врачей-ветеринаров же.
... и получился сайт =/
какого размера должен быть планшет, чтобы читать этот текст
Вот тут есть кнопочка на этот случай видимо
хуейс