реклама
разместить

Управление вниманием пользователя с помощью дизайна

Управление вниманием пользователя с помощью дизайна

Всем привет! На связи команда DIGIMATIX. В этой статье мы расскажем о том, как с помощью дизайна можно управлять вниманием пользователя.

Почему это важно?

В современном физическом и диджитал-мире конкуренция за наше внимание и время колоссальна. Состоявшиеся компании и начинающие стартапы затрачивают много ресурсов на привлечение. А завладев вниманием пользователя, необходимо его еще и удержать настолько, насколько это возможно. Преследуемые цели как краткосрочны, так и долгосрочны: от продажи билетов на концерт до завлечения в свою экосистему. В этой борьбе за внимание и время загораются и гаснут «тренды», оставляя след или уходя навсегда в веб-архив. Перед дизайнерами интерфейсов стоит задача: провести пользователя через весь цикл, помогая достичь результат и получить положительный опыт, не потеряв его интерес и внимание.

Лук решает

Небезоснователен факт о том, что важно произвести первое впечатление. Любой сайт, приложение, реклама в метро часто оцениваются по первому взгляду или по первому загруженному экрану. Визуальная обложка с хорошо продуманными акцентами и иерархией контента может надолго сохранить внимание, помочь достичь целей, повысить шанс повторного посещения или покупки. Неважно, какой цели вы хотите достичь: проинформировать, эмоционально воздействовать, заполучить или усилить интерес, улучшить пользовательский опыт или изменить его полярность — помните о важности первого впечатления, так как пользователь еще не знает, что его ждет после клика. До него есть только интерес (или потребность), который вернется только после первичной оценки. Лишь после этого и начнется формирование опыта от использования продукта: начнется поиск интересующей информации.

Управление вниманием пользователя с помощью дизайна

Очевидно, что алгоритмы поиска сильно разнятся от пользователя к пользователю — у всех свой бэкграунд из уникального опыта и сформировавшегося мышления. Однако многочисленные исследования выявили и помогли сформулировать некоторые общие паттерны восприятия, которые могут стать подспорьем в работе дизайнеров интерфейсов.

Принципы и законы восприятия:

Правило 7 ± 2 (закон Хика)

Для решения задачи человеку комфортно воспринимать определенное количество объектов — оптимальное количество 7 ± 2. Если объектов становится больше, время на принятие решения увеличивается.

Управление вниманием пользователя с помощью дизайна

Диаграмма Гутенберга

Поиск нужной информации пользователь начинает с левого верхнего угла (при чтении слева направо) и перемещается вправо в поисках дополнительных данных. Затем переводит взгляд в нижнюю левую часть и перескакивает в правый нижний угол. Подобный паттерн носит название «Диаграмма Гутенберга».

Управление вниманием пользователя с помощью дизайна

F-паттерн и Z-паттерн

Паттерны были выявлены Якобом Нильсеном при помощи технологии ай-трекинга. Определения, возможно, до сих пор актуальны, хотя были озвучены больше 15 лет назад, не учитывали мобильных устройств и «фестивального/креативного/подвижного» дизайна.

Z-паттерн наблюдался при просмотре страниц без большого количества текста с преобладанием графических элементов. Взгляд следует сверху слева направо, затем — по диагонали вниз к нижнему левому краю, останавливаясь в нижнем правом углу.

F-паттерн наблюдался на сайтах с большим объемом текста и небольшим содержанием графики.

Оба паттерна показывают, что интерес снижается по мере прокрутки страницы.

Управление вниманием пользователя с помощью дизайна

Недосказанность (дорисовывание)

Видя незаконченную форму (например, квадрат без одной стороны), восприятие начинает добавлять ей «недостающий» элемент.

Управление вниманием пользователя с помощью дизайна

Сложные формы

Внимание всегда притягивают более сложные объекты. Если простые формы легки для понимания, то визуально доминантным нужно уделить достаточно внимания, чтобы определить их значение.

Управление вниманием пользователя с помощью дизайна

Закон близости

Элементы, расположенные в определенной близости, автоматически воспринимаются как группа. Компоненты пользовательского интерфейса должны располагаться таким образом, чтобы их без затруднений можно было классифицировать.

Управление вниманием пользователя с помощью дизайна

Закон подобия

Схожие элементы в дизайне воспринимаются пользователем как равнозначные (группа), даже если элементы разделены. Следует убедиться, что ссылки и навигация визуально отличаются от обычных текстовых (некликабельных) элементов и представлены в едином стиле.

Управление вниманием пользователя с помощью дизайна

Закон симметрии

Симметричные элементы воспринимаются как взаимосвязанные и создают ощущение целостности и порядка.

Управление вниманием пользователя с помощью дизайна

Закон Фиттса

Время, требуемое для попадания в цель, прямо пропорционально расстоянию до цели и обратно пропорционально ее размеру. Другими словами, делайте выделяемые элементы (например, кнопки CTA) большими и располагайте их ближе к пользователям.

Управление вниманием пользователя с помощью дизайна

Способы управления

Описанные выше принципы и законы, с одной стороны, вносят хаос (а для многих кажутся очевидными), но, с другой стороны, они трансформировались в правила, лайфхаки и приемы, при помощи которых создается цифровое пространство. Однако без знания и понимания их невозможно создание продукта для любой платформы. Пункты, приведенные ниже, подчеркивают важность каждого элемента, используемого в дизайне.

Управление вниманием пользователя с помощью дизайна

Типографика

Структурированная типографика облегчает восприятие информации, позволяя легко находить ключевые фрагменты без необходимости чтения всего текста.

Контраст формы

Из множества объектов наш взгляд сфокусируется на сложной форме. Но в обратную сторону это работать уже не будет, так как доминанта может существовать лишь одна.

Контраст цвета

Выделение цветом – это один из самых простых способов обратить внимание на нужный объект.

Позиционирование

В зависимости от того, на что необходимо сфокусировать внимание, возможно расположение объектов таким образом, чтобы один из них казался ближе или дальше других.

Глубина

То, что происходит вблизи, кажется для нас более важным. Такой принцип используется для всплывающих окон.

Визуальный вес

Важные объекты можно выделить, увеличивая их размер по сравнению с другими, тем самым придавая им больший визуальный вес.

Анимация

На фоне статичных объектов сайта небольшое движение сразу выделяет важный элемент и привлекает к нему внимание.

Направление движения

Самые простые направления, которые используются в интерфейсе и легко считываются, — «вперед» и «назад». «Назад» находится левее, «вперед» — правее.

Скролл

При помощи скролла можно направить и вести по нужному пути. При этом пользователю не нужно задумываться о том, какие действия необходимо совершать.

Звук

Звук можно использовать как один из способов управления вниманием, чтобы обратить взгляд пользователя на изменение статуса или состояния (например, при получении сообщения или уведомления).

Лицо и взгляд

Вниманием также можно управлять с помощью лиц. В зависимости от того, куда обращено лицо или взгляд персонажа в интерфейсе, туда, скорее всего, обратим свое внимание и мы.

Что делать дальше?

Вести пользователя до конца. Пользователь лучше всего запоминает самый яркий момент взаимодействия и окончание взаимодействия с продуктом, а отрицательный опыт запомнится навсегда, и второго шанса может и не быть. Если процесс взаимодействия касается продаж — не стоит внедрять категорически новые решения. Стоит использовать классические паттерны взаимодействия: расскажите, где пользователь сейчас, что он может сделать и сколько шагов ему еще осталось для завершения, дайте понять, что процесс завершен — наградите его «результирующим» экраном. Уверены, что эти старания окупятся.

Управление вниманием пользователя с помощью дизайна

Вместо вывода

На наш взгляд, не существует единственного и правильного метода, как работать с вниманием аудитории. Понимание того, зачем вы это делаете и какие ожидания или гипотезы на данный момент сформированы, плавно подведут вас к тому, что контекст, опыт и потребности пользователей, с которыми вы взаимодействуете, нужно изучать и экспериментировать.

3434
реклама
разместить
6 комментариев

Вы забыли, наверное, самое главное - сюжетность. Первое, на что обращает внимание пользователь в 10 из 10 случаев - фото, 3D, анимация, иллюстрация - то есть объекты, где может быть мощная сюжетная визуальная сцена. Это сильнейший прием. Все остальное - второй план.

2

Евгений, здравствуйте.

Спасибо вам за ваш комментарий!

Вы несомненно правы — это сильнейшая составляющая. Но мы не забыли, а даже растерялись включать ли этот пункт в статью. У нас даже возник спор о том стоит ли про это рассказывать в материале. В процессе его мы пришли к общему мнению, что имея в распоряжении весь набор о котором вы упомянули, но не руководствуясь базовыми принципами — мы создадим хаос. Также хочется отметить, что на важность фото, 3D, анимаций и иллюстраций сильно влияет сама суть проекта.

Давайте посмотрим на сервисы которыми ежедневно пользуются миллионы: поисковые системы Яндекс, Google Bing, Wikipedia или на ресурс на котором мы с вами общаемся – царит типографика, архитектура контента и продуманная навигация и взаимодействие. А когда мы переключим внимание страницы которые предлагают «физический» или цифровой продукт (Apple, Sonos, Samsung )— без графики увы не обойтись.

2

Хорошо структурировано, спасибо.

1

Спасибо, нашим дизайнерам очень приятно!

Спасибо, что рассказали, теперь все будут знать это!

1

Спасибо, нашим дизайнерам очень приятно!

2
Зато всего $7 в месяц: китаянка ночует в уборной на работе, чтобы накопить на машину или собственное жильё

Свой «быт» показывает в Douyin — китайской версии TikTok.

Зато всего $7 в месяц: китаянка ночует в уборной на работе, чтобы накопить на машину или собственное жильё
2929
2525
22
11
Молодец! Целеустремлённая, у неё все получится
😎 Как страховому агенту развивать личный бренд?

Люди склонны покупать у того, кому доверяют. Особенно это касается таких продуктов, которые помогают обеспечить безопасное будущее человека. К ним относятся и страховые полисы. Если агент хочет повысить продажи, то ему полезно строить личный бренд. Тогда целевая аудитория будет понимать: это надежный профессионал — у него можно приобрести страховку…

😎 Как страховому агенту развивать личный бренд?
Чистый убыток «Почты России» вырос по итогам 2024 года в 2,9 раза — до 20,6 млрд рублей

Выручка составила 219 млрд рублей — на 3,3% больше год к году.

Источник фото: «Известия»
1515
33
В мире: бизнесы рапортуют о росте прибыли, чтобы привлечь инвестиции. В России: бизнесы рапортуют о росте убытков, чтобы привлечь субсидии и прямые трансферты из бюджета.
Прокуратура попросила приговорить бывшего замглавы Минцифры Максима Паршина к 13 годам колонии строгого режима по обвинению в коррупции

И назначить штраф в 315 млн рублей.

Максим Паршин в зале суда, 2024 год. Фото «РИА Новости» 
1414
88
Вор на воре сидит и вором погоняет!
ТОП-12 МЕСТ куда поехать на электричке из Москвы
ТОП-12 МЕСТ куда поехать на электричке из Москвы
250
1010
Как я сел в "тюрьму", а после выхода стал юристом и заработал 4.000.000 рублей

После выхода из тюрьмы я бы никогда не подумал, что захочу помогать гражданам отстаивать свои права. Благо я узнал про каналы, которые дали мне возможность зарабатывать 500к+/месяц.

Как я сел в "тюрьму", а после выхода стал юристом и заработал 4.000.000 рублей
1212
H&M создаст ИИ-двойников 30 своих моделей

Компания хочет использовать их изображения для публикаций в соцсетях.

Модель Матильда Гварлиани (слева) и её цифровой двойник. Источник: презентация H&M
77
44
Зачем договариваться с живыми моделями, когда можно сгенерировать несуществующих и забить на юридичское оформление?
реклама
разместить
«Авито» разработала две нейросети — для работы c текстом и изображениями

На их основе работает создание текстов для объявлений и ответов в переписке.

1818
1010
Авито не хочет нормальную службу поддержки разработать?
В Казахстане предложили снова ужесточить правила выдачи платёжных карт иностранцам

С начала 2025 года срок выдачи карт нерезидентам сократили до одного года.

1212
77
55
22
Казахи переоценивают ценность своих банковских карт.