Проекты не ради денег. Зачем они дизайн-студии и как находить баланс между коммерческими и некоммерческими заказами

История поиска баланса между интересными и выгодными проектами стара как мир. Некоторым удается его не только найти, но и удержать. Как? Разберемся вместе с Александром Некрасовым – арт-директором и основателем студии графического дизайна Redo Bureau.

Александр Некрасов
арт-директор и основатель студии графического дизайна Redo Bureau

Расскажи о своей дизайн-студии. С кем вы работаете? В каких направлениях?

Redo Bureau – третья студия, которую я развиваю. Первую я создал еще в совсем юном возрасте, она называлась «Дружба народов». Затем была Fork, в которой нас было четыре человека. И после я уже пришел к созданию собственной студии. Могу сказать, что это, конечно, был длительный процесс.

Redo – бутиковая студия, в портфолио которой работы и для таких гигантов как Сбербанк, Яндекс, Ростелеком, Mail. ru, и для частных нишевых проектов, таких как онлайн-галерея современного искусства «Объединение», винодельня UPPA Winery, швейцарский научный стартап Centaura.

Мы создаем визуальную айдентику для брендов, занимаемся веб-разработкой и арт-дирекшеном. Я в основном отвечаю за поиск клиентов, общение с ними и за то, чтобы на всех этапах сотрудничества и они, и моя команда были счастливы.

Я вообще считаю, что команда, а нас сейчас 10 человек, – это самое важное, бережно к ней отношусь и люблю ее. В студии пропагандирую свободу творчества – у нас можно работать из любого места в мире. Всем, кроме моего персонального ассистента – ему, несчастному, приходится всегда ходить со мной.

Дизайнер – профессия творческая, а творчество всегда должно будоражить разум. Именно такие проекты помогают кипятить нашу голову, нашу креативность, наши мысли. Из них мы получаем источник жизненной силы.

Расскажи про проекты, которые вы делали не ради денег.

Чтобы быть до конца честным, уточню, что для клиентов наши проекты не являются совсем бесплатными. Иногда мы просим оплатить вознаграждение напрямую тому или иному стороннему специалисту, которого не можем заполучить иным образом. Так «Объединение» заплатило программисту, но часть работ, которые для них сделала команда Redo, была бесплатной.

Этот проект, кстати, стал самым важным в моей жизни. Соосновательницей «Объединение» была моя будущая жена. Наша студия создала для галереи подарочный набор из платка, сета наклеек и тактильного объекта от художницы Маши Егоровой. Вдохновившись тем, что получилось, мы потом еще выпустили нашу первую AR-маску для инстаграма (принадлежит Meta, признана в России запрещенной экстремистской организацией). Но главное, что в результате этой коллаборации у меня появился сын.

Платок из подарочного набора для онлайн-галереи «Объединение»

Еще один формат работы не ради денег – когда мы договариваемся с заказчиком о минимальном гонораре. На таких условиях мы сотрудничали с виноделом Павлом Швецом, считая его своим личным другом и жизненным наставником.

Почему мы не работаем со 100% некоммерческими проектами? Я все-таки считаю, что материальная сторона делает нас более ответственными перед зачазчиками. Вот ради этой атмосферы ответственности мы обычно берем где-то 1/10 стоимости проекта. То есть если на открытом рынке наши услуги стоили бы 700 000 – 1 000 000 рублей, то какие-то проекты мы можем сделать и за 100 000 рублей.

Этикетки Petnat для российского винодела Павла Швеца: 18 сочетаний цвета и фольги – 18 разных прочтений вина
Этикетки Petnat для российского винодела Павла Швеца: 18 сочетаний цвета и фольги – 18 разных прочтений вина

Зачем вы вообще работаете на таких условиях? Что это дает студии?

Во-первых, это дает нам возможность помогать тем, кто, как мы считаем делает хорошие дела.

Во-вторых, такие проекты поддерживают интерес внутри команды. В идеальном мире мы бы все хотели заниматься ислючительно творчеством, но я все-таки строю бизнес, а ребята работают не «за спасибо». Дизайнер – профессия творческая, а творчество всегда должно будоражить разум. Именно такие проекты помогают кипятить нашу голову, нашу креативность, наши мысли. Из них мы получаем источник жизненной силы. Потому что, делая только чисто коммерческие проекты, в какой-то момент ты устаешь, уходишь в самого себя, и все это заканчивается депрессией и полугодовым отпуском на Бали.

И в третьих, мы получаем интересные кейсы в портфолио, возможность быть в профессиональном тонусе и подаваться на различные конкурсы, так как именно такие проекты с большей долей вероятности получаются действительно незаурядными.

Есть ли минусы у работы на таких условиях?

Единственный минус – финансовый. Можно было бы купить себе последний MacBook, но мы выбираем сделать клевый проект, оплачивая его, по сути, из собственных средств.

Чтобы научиться находить баланс самому, надо много работать, много тренироваться, не отчаиваться и всегда двигаться вперед. Это всегда мой совет для всех. Жизнь сложна, но надо ей противостоять.

Как настроить работу студии так, чтобы и не только ради денег работать, и оказаться в итоге в плюсе?

Это настоящее искусство кунг-фу. Надо соблюдать тончайший баланс между интересными и денежными проектами, находить те области денежных проектов, которые наиболее интересны для дизайн-команды. Секрет в опыте, а его, к сожалению, нельзя передать. Чтобы научиться находить этот баланс самому, надо много работать, много тренироваться, не отчаиваться и всегда двигаться вперед. Это всегда мой совет для всех. Потому что в один момент кажется, что ты делаешь какую-то фигню за деньги. В другой – что ты делаешь кучу интересного, но не за деньги. И ты отчаиваешься, говоришь себе: «Да ну все к черту!» и идешь в Яндекс. Жизнь сложна, но надо ей противостоять.

У тебя или у студии были какие-то провальные истории?

Да. Они связаны с тем, что я быстро загораюсь идеями. Однажды мой друг Павел Швец позвонил мне и сказал: «Давай сделаем аграрную газету для людей, живущих в деревне. На бумаге, как в старые, добрые времена. Будем рассказывать в ней, как жить в гармонии с собой и с природой». Я, не задумавшись ни на секунду над тем, есть ли у меня на это ресурсы, сказал: «Давай». Месяц спустя мы практически ничего не сделали, зато поняли, что куча разных сложностей не позволяет создать продукт нужного нам качества. И аграрии остались без собственного средства массовой информации.

Думаю, большинство проектов, о которых мы говорим, работают так, что ты быстро загораешься их идей. Но оборотная сторона такова, что из-за этого не всегда подходишь к ним с трезвой головой.

Есть какой-то проект, с которым ты хотел бы поработать без оглядки на финансовую составляющую?

Наверное, какие-то конкретные примеры я не приведу, но мы с удовольствием поработаем с любым музыкальным проектом или с культурной институцией. Приходите к нам, мы будем вам рады.

24
8 комментариев

"В результате этой коллаборации у меня появился сын" 😍

4
Ответить

топ 10 неожиданных концовок)

2
Ответить

вот так колаба)

1
Ответить

Примерно тыщу лет в голове идея благотворительного дизайн-проекта, в рамках которого надо редизайнить сайты местным поликлиникам, чтобы ими можно было пользоваться вообще

2
Ответить

Про-боно проекты - очень классный способ поддержать себя в ссвоих ценностях. Но сами по себе они ничего не дают, если вы их не начинаете пиарить и продвигать сами. У нас такое было после февраля, когда мы на бесплатных началах продвигали отечественную некоммерческую соцсеть Грустнограм. Нам понравились ребята, хотелось сделать что-то значимое в пику идиотским скамерским Росграмам и Яппи. Но мы потом везде говорили, что вот, смотрите что мы для них сделали. И не всегда говорили, что бесплатно

1
Ответить

Фразу "не ради денег" не стоило вставлять в заголовок, имхо)))

Ответить

сразу появляются сомнения, да?

Ответить