Как организовать эффективную дискуссию со взрослыми обучающимися?

Что представляет из себя такая форма организации обучения?
На что следует обращать внимание при проведении дискуссии со взрослыми?

Больше информации про обучение взрослых можно найти на канале Лаборатория онлайн-обучения.

Недавно завершилось наставничество методического отдела одной онлайн-школы по теме выстраивания метрик образовательного продукта.

Так вот одной из наиболее эффективных форм организации обучения у меня явились учебные дискуссии. Они представляют собой организуемый обмен мнениями, в котором наставляемые отстаивают личные точки зрения по какому-либо вопросу.

«Почему дискуссии?» — спросите вы. Потому что для взрослых важно самостоятельно достигать новых вершин в обучении (рефлексируя при об этом об собственный опыт). Об этом писал ещё Ноулз.

Источник: freepik.com
Источник: freepik.com

В течение организации разных учебных дискуссий у меня сформировался список из 3 базовых рекомендаций, которые помогут вам сделать эффективнее данную форму организации обучения 👇🏼

1. Учебная дискуссия всегда предполагает целенаправленность.

Это означает, что учебная дискуссия не может возникнуть внезапно в процессе обучения, или вестись хаотично.
Поэтому рекомендую заранее отвечать на 3 базовых вопроса:
«Что обсуждается?», «Для чего обсуждается?» и «Как обсуждается?».
Например:
• «Что обсуждается?» — количественные показатели эффективности образовательного процесса.
• «Для чего обсуждается?» — чтобы определить необходимые количественные показатели эффективности образовательного процесса на примере образовательного продукта «Y».
• «Как обсуждается?» — в формате круглого стола (здесь желательно указать ссылку на описание формата, в котором планируется организация учебной дискуссии).
У меня для каждой встречи с наставляемыми существует повестка,
в которую вносится описание данных вопросов.
Это позволяет избежать временных потерь за счёт предварительного ознакомления наставляемых с организационными и содержательными условиями учебной дискуссии.

Также важно помнить, что дискуссия не исключает появление дополнительных вопросов уже в процессе.
Например, когда я задаю вопрос про то, для чего может использоваться цифровой след, то в ходе учебной дискуссии возникают ещё и дополнительные вопросы про источники и инструменты для сбора данных. Соответственно, дискуссия начинает расширяться.
Главное — это сохранить фокус, а это задача ведущего дискуссии.

2. Учебная дискуссия имеет определённые роли.
Это означает, что в любой учебной дискуссии существуют как ведущий (-ие), так и участники.
Соответственно, каждая роль предполагает свои действия.
Например, ведущему необходимо определить тему и цель дискуссии, подобрать материалы для предварительного изучения (без этого когнитивная нагрузка значительно увеличивается).
Разработать вопросы (я её называю повесткой обсуждения), определить формат дискуссии (круглый стол, дебаты и т.д.), а также обеспечить атмосферу доверия и уважения при помощи правил (иначе всё превратится в примитивный спор).

Участникам
необходимо заранее ознакомиться со всем,
что подготовил ведущий, а также в процессе активно участвовать
в высказывании собственного мнения, задавать вопросы, комментировать мнения других (и быть готовым к конструктивной критике).
На первый взгляд может показаться, что роль участника намного проще, чем ведущего.
Ничего подобного. Согласно моим наблюдениям, довольно сложно оставаться участником, помня о целях учебной дискуссии и правилах, которые служат своеобразным вектором к достижению образовательных целей.

3. Учебная дискуссия завершается рефлексией.

Это означает, что в учебной дискуссии важны выводы её участников, которые они приобретают посредством собственного опыта.
Для этого я рекомендую использовать итерационный подход.
Если тема для обсуждения широкая, то делить её на подтемы с рефлексией.
Например, у нас в повестке дискуссии запланировано обсуждение шагов по определению ключевых образовательных метрик. Соответственно, после каждого шага алгоритма необходима рефлексия, чтобы как усвоить материал, так и провести рефлексию среди участников. После чего только переходить к следующему шагу алгоритма.

Коллеги, делитесь и своим опытом реализации учебных дискуссий 🙂

44
2 комментария

Понравилось, что автор говорит о важности вовлечённости и учёта опыта участников, но хотелось бы увидеть больше практических примеров и реальных кейсов. Без них советы выглядят слишком общими и не всегда применимыми в реальной жизни.

Спасибо за отзыв, Алексей, что касается реальных кейсов - с ними вы можете познакомиться у меня канале. Я описывал свой опыт реализации наставничества.