Путь к массовому eLearning, или Почему учебному контенту нужна «фрилансизация»

В корпорациях есть «eLearning высоких достижений», когда специалисты пытаются выжать из учебных форматов очередной +1% эффективности. А в большинстве небольших компаний внутреннее обучение вообще не развито. Как это исправить?

<i>Если кто не сталкивался — я рисую картинки для блога в блокноте</i>
Если кто не сталкивался — я рисую картинки для блога в блокноте

Привет, я Филипп Чурилов и я продолжаю писать про электронное обучение. Недавно было исследование, а теперь — экспорт из TG-канала.

У корпоративного сегмента есть всё для обучения: HRTech-решения, EdTech-платформы, внутренние команды, внешние провайдеры, поставщики готового контента и так далее. А у малого и среднего бизнеса есть Notion и Google Docs, которые они ещё и сами себе пишут.

Как прийти к тому, чтобы даже небольшие компании создавали внутренние базы знаний и учебные материалы?

Моя гипотеза:

Нужна «фрилансизация» внутреннего обучения — такая же, какая произошла в дизайне и копирайтинге

Заказать логотип, макет буклета, текст лендинга или статью сейчас может кто угодно у большого количества компетентных (!) исполнителей.

Так почему бы не учебный лонгрид с передачей статистики или интерактивную инструкцию в корпоративную базу знаний?

  • «Пуритане» скажут, что нельзя позволять создавать обучение всем подряд. Во-первых, скажите это всему инфобизу разом. Во-вторых, можно — большая часть задач по созданию учебно-информационных материалов не требует никаких сакральных знаний. Особенно на уровне небольшой компании.
  • «Либералы» скажут, что это уже и так происходит: см. курсы и рассылки по копирайтингу, продажи гайдов, учебные лид-магниты и лонгриды для B2C. Верно, но для создания учебного контента для корпоративного обучения нужно на схожий базис знаний и навыков установить чуть другую надстройку.

Например, книжную полку Бюро Горбунова делали дизайнеры, верстальщики, редакторы и управленцы. Может, там где-то и был методист, но явно не на первых ролях:

<i>Не уверен, что можно скриншотить внутренности, поэтому вот вам выходные данные и содержание книги Товеровского</i>
Не уверен, что можно скриншотить внутренности, поэтому вот вам выходные данные и содержание книги Товеровского

То есть, учебный контент могут делать не только и не обязательно люди, которые профессионально обучались обучать других. Особенно в части текстов, картинок, слайдов.

От информационного до учебного — один шаг

Почему большинству контентщиков не нужно «учиться» делать учебные материалы:

Креативные навыки связаны. Высокий уровень одного автоматически «тянет вверх» смежные. Дизайнер инфографики нарисует схемы для учебника, автор статей в бренд-медиа напишет текстовый урок, а выпускники всех курсов по «продающим» презентациям имеют хорошую базу для «обучающих» презентаций.

Начальный eLearning не требует глубоких навыков. Копирайтер сходу не соберёт слайды в конструкторе и не будет разбираться в интерактивных сервисах для создания упражнений, зато сможет отредактировать базу знаний или переделать инструкцию в лонгрид.

Объём дообучения — умеренный. Путь от автора до редактора — длиннее и сложнее, чем путь от автора кейсов в блоги до автора учебных текстов. Т.е. это горизонтальный переход, а не вертикальный.

Здесь со мной можно спорить, но я напомню, что в 2000-х индустрию электронного обучения массово развивали вчерашние программисты, менеджеры и иллюстраторы, а не только подготовленные педагоги, HR-консультанты и тренеры.

Если упаковывать рассуждения покороче, то будет так:

eLearning начального уровня — это разновидность контентной работы, которую действующие специалисты в этой сфере могут освоить сравнительно легко.

Более того, они регулярно этим занимаются.

Какие примеры уже есть

Редакторы постоянно пишут учебный контент. Рассылки для онбординга онлайн-сервиса, гайды для новых сотрудников, курсы по копирайтингу пишут авторы и редакторы. В больших сложных курсах их наверняка направляют методисты, но малые прикладные форматы они делают самостоятельно.

<i>В курсе «Научим писать» агентства Сделаем буквально есть раздел про гайды, а гайды — это предтеча eLearning</i>
В курсе «Научим писать» агентства Сделаем буквально есть раздел про гайды, а гайды — это предтеча eLearning

Дизайнеры постоянно рисуют инфографику. Буклет, плакат, баннер — это разновидности слайда. Схема на лендинге — это разновидность инфографики. Коллаж моделей для маркетплейса — в одном шаге от фото-комикса или картинки для диалога.

Frontend-разработчик умеет всё, что должен уметь верстальщик eLearning. Вёрстка HTML/JS или освоение конструкторов ничем не удивит фронтендеров. Нужно будет освоить нюансы передачи данных и администрирование LMS, но это могут освоить и не-программисты.

Вишенка на торте: готовых команд «автор, дизайнер, верстальщик» — в разы больше, чем то же самое с припиской «...в eLearning».

Проще говоря, создавать материалы для корпоративного обучения может команда любого контент-агентства, дизайн-студии или ИТ-разработчика — если им это будет нужно, если они найдут заказчика и если это будет выгоднее основной работы.

Последний пункт важен — вряд ли непрофильная работа принесёт организованной команде больше прибыли, чем основная деятельность.

Поэтому здесь мы возвращаемся к «фрилансизации»:

Те же стихийные команды самозанятых, которые сегодня пишут статьи на VC и Хабр или собирают мини-сайты на заказ, могут собирать внутренние базы знаний и писать учебные лонгриды.

Просто пока не надо замахиваться на сложное методическое проектирование — простых форматов и так хватит на годы работы.

~~~

Доклад окончил, пишите комментарии 🙂 И подписывайтесь на мой канал еЛёрнинг, ЭдТех и медиа в Telegram.

Начать дискуссию