Последние изменения в работе Яндекс.Маркета вызвали вопросы у некоторых представителей российских интернет-мгазинов. Автор текста ниже - Артём Перепёлкин, маркетолог магазина
Instrumentale.Ru. Редакция традиционно может не разделять взгляды авторов.
***
Ну что, научились барахтаться в бескрайнем и грязном море русского e-commerce? Научились обходить многочисленные проверки, работать с негативом и покупать недорогие отзывы для своего магазина? Теперь вы можете продать и дырявую кастрюлю и летние валенки-вьетнамки? Готовьтесь, у «Яндекса» для вас новый «подарок».
Теперь пользователи могут делать заказы непосредственно на «Яндекс.Маркете», без перехода на сайт интернет-магазина. Выбирая товары, пользователь помещает их в корзину, а затем оформляет несколько заказов «в один прием», даже если товары относятся к разным магазинам.
Браво! Ага, хотели подключить ретаргетинг к своему магазину? Набрали необходимые 40 000 посещений в месяц? «Яндексу» не нравится, что вы развиваетесь, он отожмёт ваши переходы. Вам не нужен ваш магазин, так же как и ваша прибыль… Повторяйте 3 раза в день перед едой, как мантру — именно это позволит вам не копить негатив в себе. Но и это ещё не всё.
При оформлении заказа на «Яндекс.Маркете» пользователю не требуется переходить на сайт магазина. В этом случае магазин оплачивает не клики по товарным предложениям (которые могут и не привести к покупке), а только комиссию — 1% от суммы проданных товаров.
Ещё раз браво! У вас небольшой интернет-магазин и вы не можете давать своему поставщику достаточный объём для максимальной скидки? Маржа, оставляемая рынком, и так способствует только покупке «Доширака» на обед? «Яндексу» кажется, что вы жируете, а ну-ка отдайте Яндексу 1% от суммы заказа! Давайте посчитаем, сколько это?
К примеру, это небольшая сделка на 20 000 рублей, с которой вы заработаете 20%, то есть 4000 рублей. За вычетом всех расходов на логистику и рекламу данной позиции, у вас осталось 3500 тысячи. А теперь отдайте ещё 200 рублей «Яндекс.Маркету»! «Всего лишь» 5,7% своей прибыли.
А если сделка крупная, и в борьбе за клиента вы вынуждены давать скидку? К примеру, заказ на 1 000 000, с которого вы зарабатываете 5%. Вы зарабатываете 50 000, существенно растут затраты на логистику, но оставим их на уровне 2 000. Итого с 48 000 заработка вы должны отдать «Яндекс.Маркету» 10 000, а это всего лишь 20% вашей прибыли, то есть 1/5.
На каком семинаре сотрудникам «Яндекса» показали эту модель, так похожую на всё политическое и экономическое устройство нашей страны?
Поводы не любить «Яндекс.Маркет»
Я всегда поражался эгоистичности данного сервиса. Абсолютное отсутствие гибкости, двойные стандарты при принятии решений, непонятная и невнятная политика по отношению к качеству работы ИМ — это лишь верхушка айсберга, вероятно, состоящего из порошка, который покупают сотрудники ЯМ перед принятием ключевых решений.
Давайте коснёмся всего по отдельности. Начнём, пожалуй, с главного:
Отзывы
Ни для кого не секрет, что отзывы на ЯМ — хорошо поставленный бизнес, и первый платный отзыв, написанный первым агентством отзывов, наверняка висит в платиновой рамке где-нибудь на вилле посреди средиземного океана, намекая на источник дохода владельца этой виллы.
Запуганные «строгими правилами» и фильтрами службы проверки качества магазинов, бедные магазинщики («бедные» в данном случае не метафора) вынуждены закладывать в свой рекламный бюджет иногда и по 600 (!!!) рублей за положительный отзыв для своего магазина. РЕБЯТА, ЧТО? Вы в курсе, что в любой российской провинции за 600 рублей с вас снимут сглаз, порчу, приворотят к вам Анджелину Джоли, накормят, постирают ваши вещи, и купят обратный билет до Москвы?
И да, скорее всего купленный отзыв, написанный по стандартному алгоритму, будет пропущен СКК, а вот реальный отзыв реального клиента не будет пропущен вовсе, поскольку реальные отзывы, на взгляд «Яндекс.Маркета», — это для нищебродов.
Недавно ЯМ было анонсировано упрощение модерации отзывов, что наверняка вызвало волну суицидов среди тех ребят, которые «паднимим ваш рейтинг на Яндекс Маркити нидораго». Но в целом картина мало изменилась, нонконформизм в менталитете русских людей неискореним.
Проверки службы контроля качества (СКК)
Ну что, уже закинули свой прайс на 5000 позиций в маркет? Ждёте СМС от банка, которые расскажут вам о диких поступлениях средств от ваших новых клиентов? Расслабьтесь. Вы новенький в этом классе, вы должны пройти посвящение. Вас задолбят звонками и заказами через сайт и почту, но совсем не клиенты... Сотрудники СКК будут обеспечивать вам до 5 000 000 оборота в месяц, но вот объём этот будет фантомным. Покупать они, к сожалению, не будут. Они будут присваивать ошибки вашему магазину. Что?
Наличие у поставщика меняется раз в минуту, и вы чисто физически не успеваете его обновлять? НЕ ИХ ПРОБЛЕМА! Из-за изношенного оборудования в арендуемом вами здании отключили свет и умерла телефония? НЕ ИХ ПРОБЛЕМА. Не успели обновить выгрузку с актуальными ценами и их мёртвый робот подхватил старую? А на вашем сайте уже другие цены? Готовьтесь к отключению вашего магазина!
Вы будете сидеть месяц без «Яндекс.Маркета» в случае присвоения 4 ошибок, и, казалось бы, слава богу! Вы не будете вынуждены выяснять причины бесконечных ошибок, проверок и т. п. Вы сможете наконец-то спокойно работать. Но, увы, ЯМ — это тот самый чудаковатый парень, которого по неизвестным причинам любят все, не замечая его конкурентов.
Иногда в правилах размещения магазинов, причинах ошибок и отключений даже встречается логика, и твоё трепещущее сознание проникается уважению к этому сервису, ведь «закон есть закон, он един для всех, и наверняка крупные ритейлеры тоже получают ошибки и бывают отключены». Расслабься ещё раз, парень, крупные магазины никто не отключает, вы ни разу не увидите отключенный «Озон» на ЯМ. Почему? Потому что «Озон» — авторитет, благодаря которому чудаковатого парня до сих пор ещё никто не трогает. Чудаковатый парень дружит с авторитетами, и идёт им на уступки, обеспечивая и себе, и им выгоду, за счёт местечковых «слабачков», естественно.
Другое
Замусоренная выдача, в которой можно найти по одному запросу всё, от батона до бидона, чрезмерный официоз и напыщенность вкупе с руководителем, в адекватности которого не сомневается пожалуй только тот, кто не знает Алексея Авдея, и, конечно, заоблачные требования к магазинам. Да-да, именно это — рецепт развития e-commerce в России. Пускай блюдо не вкусное и пропитано консерватизмом. На безрыбье, как говорится, и рак рыба.