Во-первых, отрасль станет легализована. Есть очень много вопросов, которые точно потребуют обсуждения, — от электронной подписи пациента до аккредитации врачей и выписки лекарств по рецепту. Уже начинают развиваться направления технологического обучения врачей, формирования пациентской «привычки» к удаленным консультациям.
Во-вторых, после легализации тщательнее будут следить за использованием персональных данных. С 1 июля 2017 года медучреждения несут ответственность за нарушения законодательства о персональных данных по новым правилам — например, если согласие пациента на обработку персональных данных не найдут, то клинике может грозить административный штраф размером до 75 тысяч рублей.
В-третьих, частные медицинские учреждения начнут развивать направление «мобильных клиник». Например, в США есть центр Cleveland Clinic — один из немногих, у кого есть оборудованная передвижная клиника с телемедициной в нескольких штатах и даже в другой стране (Торонто, Канада).
Онлайн-клиники будут развивать телемедицинские киоски, которые позволяют человеку быть на очном приеме, — то есть не дома, а в специальном помещении, — но с доктором общаться дистанционно.
Основная проблема телмеда в том, что он может существовать только в связке с живой клиникой, так как практически все кроме повторных консультаций требует физического присутствия пациента.
Первичные консультации в формате онлайна в 70% случаев примерно будут профанацией, ибо необходим осмотр пациента хотя бы молоточком неврологом, дерматоскопом дерматологом, и и тд. Поэтому все ограничивается по факту пост сервисом для пациента в виде доступа к истории болезни, повторным консультациям и second opinion, все остальное требует клиники.
Создать единый сервис для всех клиник - ну, вы сами все знаете про зоопарк МИС, плюс инфоклиника и медиалог вообще на древнейшей делфи с закрытым кодом, там интеграция это боль, а практические сборки на 1С - это боль ещё большая, ибо нельзя так писать код:) Особенно 1С медицина, там где расписание формируется 23-мя вложенными запросами. Сделать универсальную интеграцию почти нереально. Ближе всех подошел докдок, интегрировав только расписание через выгрузку файлов или связку по http (аллилуйя). Плюс у всех куча дописок в системах.
Второй реальный путь - это IBM Watson, но подобного у нас нет от слова совсем.
Третий - это медицина для труднодоступных мест, типа VSee, они кросавчеги, но этот рынок сразу заберут те милые ребята, которые как раз и лоббируют этот закон дабы получить по нему бюджет.
А вообще если что заходите когда мне в клинику, буду рад поболтать на тему, и может поработать с педиатр 24/7, пара из моих врачей там представлено и есть некий фидбэк.
На мой взгляд ситуация следующая:
1) Платформа для врачей - непонятно зачем их агрегировать и снижать при этом качество сервиса из-за сбоев в работе различных клиник. В общем рисков больше, чем плюсов.
2) Платформа для клиник - в целом норм, но абсолютное большинство клиник по уровню развития еще далеко в прошлом, по аналогии с шутками про Сбербанк "где карту открывали, туда и идите", еще нескоро, я думаю, рынку это решение потребуется массово, а крупные сетевые вполне могут и сами для себя это реализовать для повторных пациентов.
3) Проекты узкой направленности - в целом норм, но не масс маркет, финансово не особо интересны скорее всего будут.
4) Онлайн-клиника - единственное адекватное решение, как мне кажется, с точки зрения качественного сервиса и нормального поступательного развития.
По поводу онлайн-записи в коммерческие клиники - миссия невыполнимая на текущий момент с учетом разнообразия МИС или их отсутствия вообще у немалого числа клиник - единого нормального двустороннего решения не придумать пока что для рынка. Даже государственная запись внутри конкретного региона пока что часто работает как говно, не смотря на административные ресурсы и рычаги управления.
все очень сложно
В РФ сегодня только дае компании реально зарабатывают на телемедицине. Вебклиника и Юним.