Оффтоп Kirill Nikolaev
2 810

Почему HR-tech в России так печален

У этой статьи есть любопытный инфоповод, который внимательный читатель обнаружит по ходу повествования. Он напрямую связан с низкой скоростью распространения технологических продуктов. Конкретно, HR-технологий.

В закладки

Так что попробуем понять, почему HR-tech рынок в России именно такой, а не как на западе — технологичный и многообразный.

Если вы можете за одну минуту закипеть от мысли, что Роскомнадзор заблокировал Telegram, то эта история вам понравится.

Что вообще такое HR-технологии и зачем они нужны [а может и не нужны]?

У всех компаний есть потребность в подборе сотрудников, привлечении новых талантов, оценке, адаптации, аналитике, менеджменте всех кадровых вопросов. А значит, и потребность в инструментах, которые помогут упростить и диджитализировать эти процессы. В идеальном мире ещё и сократить затраты, а также попытаться сделать HR-процессы более эффективным и прозрачными.

Рынок HR-tech в мире развивается очень стремительно и становится всё более привлекательным для инвесторов: появляется много стартапов, происходят сделки слияния и поглощения. Давайте посмотрим на график объема инвестиций и сделок в HR-tech за последние несколько лет.

Ну и вот такие новости следом: за половину 2018 года объем сделок в HR-tech уже превысил объем за весь 2017 год.

Новые продукты на западном рынке появляются регулярно, если вам интересно, вы и сами можете за этим наблюдать на ProductHunt или Angelist.

Почему российский рынок HR-tech никак к этому не относится?

Большую часть западных инструментов в России использовать нельзя, ведь у нас есть № 152-ФЗ «О персональных данных», который требует первоначальной обработки данных кандидатов или сотрудников на серверах в России.

Получается, что российские компании искусственно замотивированы использовать "отечественные" инструменты. Добавим к этому возрастающий спрос на HR-tech сервисы (мы, как участники рынка это видим), низкую конкуренцию среди решений, много возможностей и незанятых ниш. Голубой океан для стартапов — бери и делай. Но почему же в России более или менее популярные технологические HR-решения мы можем пересчитать по пальцам?

Давайте разбираться.

Как живут HR-tech стартапы в России?

Можно долго спорить, что нужно, чтобы запустить стартап. Вот чеклист от Atomic Squirrel, который кажется толковым. Ну и наше видение того, без чего сделать действительно хороший продукт, сложно:

- идея или продукт, которые потенциально могут приносить прибыль — в наших реалиях любой новый продукт будет стоять особняком на фоне того, что использует большая часть компаний;

- потребность рынка в продукте и возможность донести её — исходные данные таковы, что спрос на новые инструменты есть, мы знаем это по своему опыту;

- команда;

- средства для развития (aka инвестиции).

Можно ли обойтись без последнего? В случае, когда ты разрабатываешь новый, и, как правило, непростой софт, вряд ли. Это дорогая история, требующая найма разработчиков и приличной команды. Так что в нашем случае без инвестиций не обойтись (исключения только подтверждают правило).

У любого венчурного инвестора сразу возникают разумные вопросы о том, какие стратегии выхода из HR-tech проекта тут вообще применимы. И насколько они вероятны.

Вариант первый — рассчитывать на поглощение стратегом

Тут мы метнёмся и заглянем на западный рынок. Лидеры рынка там постоянно инвестируют или приобретают HR-tech стартапы. У нас куча примеров таких мощных поглощений:

  • Linkedin поглотил 20 стартапов. Среди них Connectifier, например, который они сразу же сделали частью своего сервиса LinkedIn Recruiter. А ещё — lynda.com, Heighten, Careerify и другие.
  • Другой пример — работный сайт Monster. С 2002 года Monster поглотил 12 стартапов, среди которых, например, Jobr, он же "Tinder для подбора персонала".
  • Ещё есть известный агрегатор вакансий — Indeed. Они также приобрели несколько стартапов, среди которых конструктор резюме и сервис для тестирования навыков кандидатов. Стоит упомянуть ещё и тот факт, что владелец Indeed в этом году приобрел Glassdoor за $1,2 млрд.

Как мы можем видеть, венчурная экосистема отлично работает: появляются стартапы, инвесторы готовы поддерживать проекты, стратеги с интересом следят за технологиями, выходят на новые рынки и привлекают "новую кровь" через поглощения.

А теперь давайте поможем Даше вспомнить, когда подобные сделки проворачивали в России? Не просто происходило поглощение полезного тебе домена с работным сайтом (HeadHunter купил в этом году домен job.ru ради трафика и теперь там просто стоит переадресация на HH), а реальная покупка продукта крупным игроком рынка.

Рынок замыкается вокруг стратегов. Вместо того, чтобы поддерживать стартапы инвестициями или приобретать талантливые команды, которые их создают, они реализуют идентичные сервисы самостоятельно. Получается не всегда удачно, но они могут диктовать свои условия, в том числе за счет ценовой политики основного продукта.

Я думаю, не нужно объяснять, но венчурные инвесторы это прекрасно понимают и поэтому не находят ответа на вопрос: "Кто купит стартап, в который я проинвестирую?".

Вариант второй — выход на биржу (IPO)

За весь 2017 год в России свои акции первично выпустили на биржу всего 4 компании. Среди них нет ни одной технологической. Так что говорить тут не о чем, отметаем этот вариант.

Хорошо, но что же происходит в России в мире HR-tech?

Становится понятно, что венчурная модель на российском рынке HR-tech не работает. Остается дивидендная модель, что, возможно, не так уж плохо. Но и здесь некоторые ключевые игроки рынка ставят палки в колеса.

Совсем недавно крупные СМИ писали про кейс "Робота Веры", бота, который обзванивает кандидатов, используя доступ своих клиентов к базе резюме. "Веру" внедрили в процесс подбора крупные ритейлеры, банки и не только. HeadHunter обратился в суд и потребовал пресечь нарушения его прав на интеллектуальную собственность. Иск был отклонен, но HH настаивает на продолжении процесса.

И вот недавно появилась информация, что с 16 июля Headhunter ещё и закрывает API, то есть возможность "забирать" резюме откликнувшихся кандидатов в другие системы. Теперь клиентам данного работного сайта за это нужно будет дополнительно платить (до 450 000 рублей). Даже если их клиенты добропорядочно платят за доступ к базе, теперь стоимость работы с откликами через сторонние платформы просто будет выше.

На какие HR-tech решения это может повлиять: сервисы для оценки и скрининга кандидатов, платформы для видео-собеседований, но главной жертвой станут ATS (Applicant Tracking Systems), то есть системы, в которых и ведут подбор персонала компании. Именно такой продукт, potok, на рынке мы и развиваем уже больше 2 лет. Мы не единственные: есть ещё Хантфлоу, E-staff, FriendWork Recruiter, а также платформа Talantix, которая появилась на рынке только в прошлом году, и создал её HeadHunter. Наверное, вы уже догадались, что клиенты Talantix платить за API не будут. Здесь должна быть шутка "Совпадение? Не думаю”.

Итоги

Может показаться, что всё это проблемы только местных HR-tech проектов. И всё. Но на самом деле отсутствие крутых продуктов лишает HR-сферу новых Digital-технологий и, в конечно счете, всё это отражается на обычном бизнесе. Если лидеры рынка будут продолжать вести себя как монополисты (хотя по закону они таковыми не являются), это отразится не только на самом рынке HR-tech, но и в целом на уровне цифровизации HR-процессов российских компаний. И на каждом кандидате и сотруднике.

Так что не жалуйтесь на очередную Галину Витальевну, которая звонит вам с еще одним нерелевантным предложением поработать продавцом-кассиром, — ей тоже непросто.

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Kirill Nikolaev", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 25, "likes": 24, "favorites": 1, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 41829, "is_wide": false }
00
дни
00
часы
00
мин
00
сек
(function(){ var banner = document.querySelector('.teaserSberbank'); var isAdsDisabled = document.querySelector('noad'); if (!isAdsDisabled){ var countdownTimer = null; var timerItem = document.querySelectorAll('[data-sber-timer]'); var seconds = parseInt('15388' + '59599') - now(); function now(){ return Math.round(new Date().getTime()/1000.0); } function timer() { var days = Math.floor(seconds / 24 / 60 / 60); var hoursLeft = Math.floor((seconds) - (days * 86400)); var hours = Math.floor(hoursLeft / 3600); var minutesLeft = Math.floor((hoursLeft) - (hours * 3600)); var minutes = Math.floor(minutesLeft / 60); var remainingSeconds = seconds % 60; if (days < 10) days = '0' + days; if (hours < 10) hours = '0' + hours; if (minutes < 10) minutes = '0' + minutes; if (remainingSeconds < 10) remainingSeconds = '0' + remainingSeconds; if (seconds <= 0) { clearInterval(countdownTimer); } else { timerItem[0].textContent = days; timerItem[1].textContent = hours; timerItem[2].textContent = minutes; timerItem[3].textContent = remainingSeconds; seconds -= 1; } } timer(); countdownTimer = setInterval(timer, 1000); } else { banner.style.display = 'none'; } })();
{ "id": 41829, "author_id": 54848, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/41829\/get","add":"\/comments\/41829\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/41829"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199791 }

25 комментариев 25 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
5

да, меня тоже расстраивает как хх становится монополистом и необоснованно давит рынок, с учетом того, что они совершенно не идеальны и поиск по их сайту (использую все полагаемые запросы, кавычки и прочее) работает плохо. Меня радует, что в диджитал и ИТ там почти не найти людей и мы используем другие методы, но уже даже кандидаты жалуются, что хх плох и все чаще прибегают к поиску работы иными способами - знакомства, чаты в телеграме и тд, профильные работные сайты.

Ответить
6

Для поиска работы hh плох совсем не потому, что там неудобненько или ещё чего.
Он плох потому, что ты туда заливаешь CV, выставляешь зарплатные ожидания, вот это всё, ставишь "предпочтительный способ связи: email".
А потом раз в полтора часа тебе звонят какие-то аутисты, которые ухватились за два с половиной знакомых слова в твоём резюме, предлагают тебе пойти в их перспективную и быстрорастующую компанию за 0.33 от твоих зарплатных ожиданий и вот это всё. Не говоря уж о том, что в их головах не укладывается тот факт, что если человек написал в резюме "Лучше связываться со мной через почту" - значит, наверное, не надо ему звонить.

После всех этих приключений ты понимаешь что да, значительно проще бросить клич по друзяшам в фейсбуке, и весь лишний мусор автоматически отфильтруется.

Ответить
0

Потому что данные кандидатов вообще не защищены от автоматического сбора. Нет даже элементарной капчи или опции для кандидата "Хочу защитить телефон капчой"

Ответить
1

Никакая капча не является спасением от некомпетентности людей, увы.

Ответить
0

Shoo, у вас бывало такое, что вам в понедельник и среду написал эйчар, вы не ответили, он решил позвонить. Может письмо вам в спам попало, эйчар е не экстрасенс. Он не может угадать, что вам не интересно, поэтому вы не ответили. Может вам из гугла или наса звонят )

Ответить
0

отчасти да и нет. я имела в виду алгоритмы поиска в хх. они не идеальны как для кандидата, так и для работодателя. Не очень релевантный и понятный поиск по ключевым словам, и также многие не умеют правильно пользоваться (назовем так) булевыми запросами в хх (те делать свой поиск по вакансиям и резюме более точным). Резюмируя- недоработанные алгоритмы поиска хх.
Есть конечно и hr, которые плохо работают и звонят не так, и цепляются за не то что надо в резюме, но это другая история))

Ответить
0

А приведите, пожалуйста, пример, как ХХ давит рынок? И за счет чего становится монополистом?

Ответить
0

А зайдите пожалуйста под реальным аккаунтом из реальной соц. сети, м?
А то факт того, что вы зарегистрировались час назад (чтобы написать этот единственный комментарий) и то, что у вас пустой профиль Google+ меня очень настораживает.

А по теме: мне кажется, в материале отчасти про это и написано.

Ответить
1

Молодцы hh. У них достаточно экспертизы и инфраструктуры, чтобы скинуть всех присосавшихся к своим активам. О какой вообще конкуренции или притеснении может идти речь? Хочешь конкурировать - сделай что-то свое, уникальное, а не на мощностях тематических провайдеров. Может и инвестор думает так, нет? Ну, речь конечно не от далеких от дел земных и сорящих деньгами металлургических гигантов.. К сожалению, у всех упомянутых в статье сервисов нет будущего. Это был лишь вопрос времени. Пожелаем hh удачи на ipo.

Ответить
1

О, да, "присосавшихся к активам" - отличная формулировка. Открою вам глаза, но в почти любом сервисе, которым вы пользуетесь, также используются API других сервисов. Вообще, я бы ответил вам более подробно, но, увы, отвечать фейковому профилю без привязки к единому живому аккаунту в соц. сетях - не комильфо.

Ответить
0

Ответьте мне )
Я как потребитель всегда рад конкуренции, но если смотреть со стороны сервиса – зачем им плодить соперников? Какая им от этого выгода?

Ответить
0

Во-первых, ни мы ни другие перечисленные проекты не создают конкуренцию основному продукту HeadHunter-a. Во-вторых, можно задать следующий вопрос "А зачем вообще сервисы делают открытый API?" Тот же Twitter, тот же Facebook и т.д. Ответ простой - для того, чтобы развивать вокруг себя экосистему, которая в том числе полезна и им, т.к. они являются их важной частью и составляющей. Собственно говоря, я и на последний вопрос по сути и ответил.

Ответить
1

Да есть hr tech. Только сегодня изучал team.si например

Ответить
2

Для автора HR заканчивается на подборе. Что есть проекты по обучению, адаптации, развитию, оценке и т.д. — ему не интересно. Главное поставить размеченную ссылку на себя и пожаловаться на плохих HH.

Ответить
2

Автор просто сделал свою систему, используя бесплатный API популярного сервиса. И тут API стал "немножечко платным" :) ... на профильных форумах уже тонны горячих кирпичей.

Ответить
0

Вы так пишете, что, как будто, их API - это прям самое важное у нас. Это не так. Да, неприятно, но в целом не критично.

Ответить
–1

Это не совсем правда. В первой части статьи перечисляется далеко не только подбор и аналитика по HR-tech рынку тоже не только про подбор. То, что уклон идет немного в рекрутмент - без спору, ведь это самый большой "кусок" HR-tech пирога.

Ответить
0

Никто не говорит, что нет. Просто его невероятно мало, а вполне могло было бы быть больше, если бы не причины, в том числе описанные в материале. А team.si и правда неплохие (сужу лишь по описанию правда).

Ответить
0

Сегмент мелковат, вовремя не продались - им тяжеловато! Надо буржуев окучивать

Ответить
0

Я слишком быстро скроллил статью, не успел прочитать.
Там есть про то, что HRы (по крайней мере такие, как в этой стране) не нужны, поэтому стартапы для них и не летят?

Ответить
0

Нет, там есть про наш особый российский путь разработки.

Ответить
1

Shoo, типичные примеры от моих знакомых рекрутеров.
1 - у кандидата в резюме указано, что сотовый предпочтительное средство связи, ты ему звонишь неделю и он не отвечает, пишешь смс, пишешь на почту, скайп, фб, линкедин. Молчит. Потом через месяц отвечает, что уже нашел работу/не интересно/письмо попало в спам/не видел письмо. В итоге человек вместо яндекса попадает в условные пискунов и партнеры и кусает локти, так как вел себя не по-деловому. Эйчар отметит себе в базе и больше не будет человека тревожить.
2 - почта предпочтительное средство связи, ты пишешь 3 раза на неделе, молчание. Звонишь и слышишь крики недовольства от человека, извиняешься, говоришь что 3 раза писал, так указывал, что не хочешь звонить, чтобы не тревожить человека, но человек просто не ответственный, думает, что он такой один на рынке и все за ним будут бегать.
Не надо так. эйчары может не все идеальны, но есть и хорошо работающие ребята, которые могут устроить кандидата в хорошее место.
Потом кандидат опаздывает, пропадает, обманывает, игнорит. еще смешнее, когда человек выбирает какую-то муть, не придя в условный мейл или микрософт на интервью, работает там 3 месяца и думает, что надо было идти в другое, а поезд уже ушел.
Как совет-даже меняя работу надо быть уважительным к эйчару, с него начинается путь. удачи

Ответить
1

HR-tech

рекрутинг

Ясно.

Ответить
0

да в рф для эйчаров совсем мало статапов, эмейзинг хайринг да может быть хантфлоу

Ответить

Комментарий удален

0

История с венчуром одинакова для всех сегментов рынка. В России нет стратегов (а зарубежные стратеги сюда не идут, потому что нафиг надо), ну и к тому же проблемы с финансированием проектов на ранней стадии (seed). И эта история существует давно и конца ей не видно.

Ответить
0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Команда калифорнийского проекта
оказалась нейронной сетью
Подписаться на push-уведомления