Рынок жил, жив и будет жить

Почему МСБ пошел на облигационный рынок, и как брокеры и банки борются за этот кусок пирога

Рынок жил, жив и будет жить

Рынок облигаций все чаще выступает для компаний в качестве альтернативы банковскому кредитованию. Режим высоких процентных ставок этому не препятствует, а эмитенты предпочитают размещения «флоатеров» другим видам облигаций. Между тем крупные игроки стали уделять больше внимания среднему сегменту и даже ВДО.

Рынок жил, жив и будет жить

— Каким для компании, как организатора размещений облигаций, оказался 2023 г. в сравнении с прежними годами? Какие новые тенденции вы бы выделили на этом рынке?

Каждый следующий год оказывается интереснее предыдущего, условия вокруг постоянно меняются. В то же время важнейшим качеством для любого бизнеса является способность подстраиваться под любую ситуацию, поэтому мы тоже стараемся выжать максимум из того, что имеем.

Из новых тенденций, пожалуй, следует отметить планомерное увеличение требований к эмитентам ценных бумаг: по части аудиторов, по части кредитных рейтингов, по части ковенант и т.д.

— Какие выпуски облигаций эмитентов с рейтингом А и ниже компания вывела на рынок в 2023 г. в качестве основного организатора, и какие в качестве соорганизатора? Как это соотносится с результатом 2022 г.? Насколько важно для компании год от года увеличивать число размещаемых выпусков?

Все наши размещения в 2023 году - выпуски с рейтингом ниже A. Всего мы разместили шесть выпусков на 1 950 млн рублей:

· выпуск объемом 500 млн рублей АО «НПФ «Микран» с рейтингом BBB(RU),

· выпуск объемом 250 млн рублей ПАО «МГКЛ» c рейтингом ruBB-,

· выпуск объемом 200 млн рублей ООО «Урожай» с рейтингом B+(RU),

· выпуск объемом 200 млн рублей ООО «ДиректЛизинг» с рейтингом BB+(RU),

· выпуск объемом 500 млн рублей ООО «Проект 111» с рейтингом ruBBВ,

· выпуск объемом 300 млн рублей ООО «ДиректЛизинг» с рейтингом BB+(RU).

— Сколько дебютантов вы вывели на рынок в 2023 г.? Что это за компании?

ООО «Цифра брокер» в 2023 году представила двух ярких дебютантов: разработчика и производителя микроэлектроники – АО «НПФ «Микран» и производителя маркетинговой продукции ООО «Проект 111».

— В каких случаях компания готова выступать в качестве соорганизатора?

Во всех случаях, когда нам нравится эмитент, когда условия нашего участия соответствуют нашей бизнес-модели, а финансовое положение эмитента соответствует запрашиваемому объему финансирования.

— Как бы вы охарактеризовали своего клиента-эмитента? На что вы в первую очередь обращаете внимание при анализе потенциальных клиентов?

Наш клиент – это средний бизнес с понятной и прозрачной финансовой моделью, хорошей деловой репутацией. Прежде всего, мы обращаем внимание на динамику финансовых результатов за 3-5 лет, долговую нагрузку и кредитную историю, юридическую структуру и финансовое состояние компании. Вряд ли наш профиль эмитента как-то радикально отличается от профилей коллег по цеху — это крепкая компания, с понятной бизнес-моделью и бенефициарами, с растущими финансовыми показателями и не перегруженная долгом.

— Имеет ли значение для вас, как организатора размещений, профиль бизнеса эмитента? Например, вы скорее будете сотрудничать с производителем, чем с продавцом или компанией, оказывающей услуги…

Для нас, как организатора, большее значение имеет текущее финансовое состояние и стратегия компании. Отраслевая принадлежность эмитента может оказать влияние в процессе принятия решения, но это не первостепенный фактор. У нас нет каких-либо выраженных предпочтений по профилю, потому мы готовы к диалогу со всеми. Другой вопрос в том, что, понимая специфику той или иной отрасли, при проведении анализа мы будем больше внимания уделять тем сторонам деятельности, где видим больше рисков.

— Как повышения ключевой ставки и рост инфляции повлияли на настроения ваших клиентов, а также динамику размещений выпусков?

Существующие и потенциальные клиенты на практике столкнулись с процентным риском, что само по себе неблагоприятно. Ряд размещений был отложен, некоторые планы были приостановлены на неопределенный срок. В то же время, эмитенты ответили на рост ставок более частыми размещениями облигаций с переменным купоном (флоатеры) и т.н. «лесенками». Мы, как организатор, отдаем предпочтение флоатерам, поскольку формула определения ставки в этом случае видится более справедливой как для эмитента, так и для инвесторов.

— Произошло ли усиление конкуренции на рынке размещений в 2023 г.? Если да, то за счет кого?

Рынок размещений всегда был высококонкурентным, в прошлом году конкуренция обострилась за счет появления, а точнее развития «молодых» игроков, так и за счет перераспределения долей «старых» участников. В качестве одной из тенденций можно отметить, что крупные игроки рынка стали больше внимания обращать на средний сегмент и даже ВДО, чего в предыдущие годы не было.

— Сколько выпусков и от скольких эмитентов компания планирует разместить в 2024 г.? От чего будет зависит это число?

Мы, прежде всего, оперируем двумя факторами: экономическая целесообразность выпуска для компании и кредитное качество эмитента. Существующие в настоящее время экономические условия не способствуют росту числа эмитентов достойного кредитного качества. Мы неоднократно повторяли, что задачи гнаться за объемами у нас нет, потому будем продолжать размещать эмитентов в комфортном для себя режиме.

— Каковы ваши ожидания на развития рынка облигаций в 2024 г.?

Рынок продолжит жить и здравствовать – несмотря на все происходящие события. Экономика продолжает функционировать, а значит работает корпоративный сектор, которому нужны денежные средства для развития. Понятно, что в российской экономике существует перекос в сторону банковского кредитования, но облигации с каждым годом увеличивают свою долю.Кроме того, мы ожидаем, что 2024 год станет годом ЦФА. Инструмент, который в прошлом году прошел путь от чего-то маргинального к чему-то интересному, определенно займет значимую долю рынка.

— Сколько дефолтов вы ожидаете в 2024 году?

Мы продолжаем придерживаться позиции, что количество дефолтов будет небольшим и ограничится отдельными именами (очень грубо, в пределах десятка), т.е. не ожидаем массовых дефолтов в 2024 году.

Начать дискуссию