Как работать (и жить), если у тебя токсичный коллектив?
Собрали советы, как общаться с токсичными людьми на работе.
Как понять, что вы оказались в токсичном коллективе?
Токсичный коллектив — нередкая причина увольнения. При этом даже одного токсика достаточно, чтобы отравить жизнь и внести разлад в команду. Но как понять, человек действительно токсичен или у него просто сложный характер (и перепады настроения)? Держите памятку — токсичный человек:
- никогда не извиняется, а пытается убедить, что собеседник сам виноват (в общем, газлайтит);
- обесценивает и критикует;
- ведёт себя эгоистично и считает, что он лучше всех всё знает;
- нарушает личные границы окружающих: задаёт неудобные вопросы, трогает личные вещи;
- постоянно со всеми конфликтует;
- пытается манипулировать окружающими;
- не против посплетничать.
Отдельные проявления из этого списка могут встречаться у каждого, но когда их набирается критическая масса, не сомневайтесь: рядом с вами токсик.
Увольнение не выход (или, по крайней мере, не всегда): токсики встречаются в каждой команде. Так что попробуйте для начала научиться с ними взаимодействовать. В зависимости от того, кто токсичит: ваш коллега, подчинённый или начальник — инструкции будут различаться.
Как вести себя с токсичными коллегами?
Самый простой и действенный способ — постараться ограничить общение (перевоспитывать в ваши рабочие обязанности не входит, да и зачем тратить на это время?).
Не вовлекайтесь эмоционально и не реагируйте на провокации. Когда токсик сливает на вас негатив, держите в голове, что это беспочвенные эмоции. Можно промолчать в ответ или использовать фразу: «Слушай, я понимаю, что ты не в духе, но задача требует срочного ответа по существу». Если ситуация выходит из-под контроля и начинает вредить бизнесу, сообщайте об этом руководству.
Транслируйте в общении с коллегой свои правила. Не конфликтуйте с токсиками (им это может понравиться), но и не идите у них на поводу. Если они начинают оговаривать вас или распускать сплетни, конструктивно обсудите это. Введите для токсичного коллеги правила, о чём вы с ним общаетесь в рамках рабочей коммуникации.
Не становитесь участником сплетен. Всегда переводите разговор в конструктивное русло: «Слушай, прости, я не готов сейчас обсуждать его/её, мы же про проект с тобой хотели поговорить, верно?» (Но будьте готовы, что после такого ответа объектом сплетен станете вы.)
Разделяйте личное и рабочее. Никогда не откровенничайте с токсиками, потому что это рано или поздно обернётся против вас. И вообще, старайтесь общаться с ними исключительно по рабочим вопросам.
Что делать, если ты руководишь токсичным коллективом?
Вы всегда можете уволить токсичного сотрудника — но почему бы не попробовать исправить ситуацию.
Постарайтесь понять причины токсичности. Если сотрудник ведёт себя токсично, попробуйте с ним поговорить. Спросите, что его беспокоит, что ему не нравится в компании, какие улучшения он мог бы предложить для своей работы? Иногда оказывается, что в ваших силах убрать источник негатива сотрудника — например, перевести его на гибрид или удалёнку, изменить объём и характер задач.
Дайте обратную связь. Иногда сотрудник ведёт себя токсично неосознанно, например, нарушает личные границы. Возможно, сотрудник просто не понимает, почему такое поведение кого-то в коллективе напрягает.
Если ваши усилия не дали результатов и вы понимаете, что сотрудник токсичен просто по натуре, — расставайтесь. Даже классный специалист принесёт слишком много вреда бизнесу: как минимум из-за него будут увольняться другие хорошие сотрудники.
А если токсик — это ваш начальник?
Самая сложная ситуация для многих. Хорошая новость: конструктивное взаимодействие в этом случае тоже возможно.
Попробуйте понять, что и почему бесит руководителя. Часто причины токсичности в том, на что вы повлиять не можете: у начальника проблемы в личной жизни (комплексы, дурной характер — далее через запятую). Но вы можете обнаружить, что его триггерят вполне конкретные вещи — например, он тревожен и ему важна ежедневная отчётность по проекту. Если для вас не проблема регулярно обновлять статусы в табличке или рассказывать о результатах на опережение, делайте это — и его гнев сменится на милость.
Не принимайте на свой счёт. Часто токсичность руководителя проявляется в эмоциональных выпадах. Постарайтесь найти для себя внутреннюю опору: напоминайте себе, что этот негатив на самом деле не связан с вами, а неконструктивная критика не означает, что реально нужно всё переделывать.
Избегайте конфликтов. Токсичный руководитель всегда найдёт, к чему придраться, но если вы постараетесь меньше допускать ошибок, поводов станет меньше. Когда конфликт всё-таки случается, старайтесь защищаться конструктивно: ссылайтесь на факты и письменные договорённости, отстаивайте свою позицию уверенно и без эмоций.
Сосредоточьтесь на своих целях. Помните, что вы в компании не для того, чтобы стараться попасть в ролевую модель руководителя (во всяком случае, это явно не приоритетная задача). У вас есть свои обязанности, вы работаете на результат и получаете деньги за свой труд. Это может быть новый этап в карьере, вызов, строчка в резюме — всё, что может вас мотивировать делать свою работу хорошо. Сфокусируйтесь на собственных целях и достижениях — это поможет пропускать мимо ушей неконструктивный негатив.
Если вы понимаете, что ничто не помогает, стоит задуматься о смене места работы. Никакие деньги и опыт не смогут компенсировать ущерб вашему ментальному (а нередко и физическому) здоровью.
Главное
Взаимодействовать с токсичными людьми на работе нужно по-разному в зависимости от того, кем они вам приходятся (а вы — им):
- с токсичными коллегами старайтесь быть на длинной дистанции и общаться только по рабочим вопросам;
- с токсичными подчинёнными стоит разобрать причины их поведения и проговорить ценности и правила;
- с токсичным начальником будьте максимально бесстрастным и по возможности не вступайте с ним в конфликт.
Ну а если вдруг вам кажется, что вокруг одни токсики, задумайтесь: а вдруг токсичный человек — это вы сами?.. На этот случай советов не даём — просто перешлите эту статью коллегам и спросите, что они о вас думают.
HR-холдинг Ventra — один из лидеров HR-рынка России. Знаем всё про рынок труда и бизнес, делимся инсайтами о карьере и профессиональном развитии, рассказываем лайфхаки и истории, опираясь на опыт и компетенции нашей команды.
Зовём читать нашу статью про то, как распознать токсичных коллег и не попасться в их сети.
Каждый руководитель знает, что конфликты на работе – это головная боль. Но вот парадокс: иногда эти самые конфликтующие сотрудники оказываются вашими лучшими друзьями. Почему так?
Сегодня облачный майнинг становится всё популярнее, ведь он позволяет зарабатывать криптовалюту без необходимости покупать дорогое оборудование. Whitbit.net – это современная платформа для облачного майнинга Bitcoin, которая сочетает в себе удобство, прозрачность и выгодные условия для инвесторов.
Конечно, уверенность — это хорошо, но если человек начинает хвалиться тем, что он самый лучший и как все вокруг «не понимают его гениальности», то, возможно, мы имеем дело с токсичным человеком. Таким людям очень тяжело работать в команде и договариваться с коллегами.
Мы все сталкиваемся с коллегами, которые превращают офис (или рабочий чат) в клуб нытиков. Уверены, что у вас на работе точно есть один такой персонаж! Негативные комментарии о задачах и токсичная атмосфера могут демотивировать даже самых стойких. Как справляться с такой ситуацией? Разделим рекомендации для коллег и руководителей таких работников �…
Тесса Уэст — профессор психологии Нью-Йоркского университета, эксперт по межличностному взаимодействию, известный спикер TED. Публикует свои работы в престижных профильных журналах и пишет колонки для The Wall Street Journal. Автор книг о человеческих взаимоотношениях в офисе и не только. В русскоязычном варианте читателям доступна пока только одна…
"А вдруг токсичный человек - это вы сами"
Задумалась...
Сообщите о результатах умозаключений!
всю жизнь хотя бы один токсик на работе есть так что да, жиза
Держитесь!
Комментарий удалён модератором
Вот кстати даааа) и от этого аж приятнее становится 😂
Много вокруг вас таких?