Корпоративная мана

Все изложенное ниже является субъективным мнением и не претендует на принятие. Попытка структурировать собственные мысли и идеи. Некий аналог записок в дневнике Печорина. Корпоративного Печорина :)

Общие правила

Мана в верованиях народов Меланезии и Полинезии — существующая в природе сверхъестественная сила, носителями которой могут быть отдельные люди, животные, различные предметы, а также «духи». Манипулирование маной применялось для достижения ближайших целей: хорошей погоды, обильного урожая, излечения от болезни, успеха в любви или победы в сражении.

(с) Wikipedia

Корпоративная мана

Как заработать ману

Будучи юным студентом, наткнулся на интересную мысль про HR политику на высоких государственных постах: “за неэффективность не увольняют, увольняют за нелояльность”.

Каждая компания, от самой маленькой до самой большой - государство. Со своими правилами игры. Часто правила игры и ожидания задаются на самом верху первым лицом или группой лиц. Далее по иерархической цепочке спускаются вниз. Все “пакеты информации” претерпевают искажения в виде директоров блоков, департаментов и тд. Они передают их так, как сами уловили и распознали сигнал. Некоторые люди часто вообще воспринимают такие сигналы как ненужную информацию. Она редко представлена как прямой запрос, и складывается ощущение, что это просто рассказ о жизни внутри или чужих успехах/неудачах.

Вам очень не повезло, если ваш босс неправильно трактует эти сигналы, так как вы всегда получаете интерпретацию, а не первоначальный посыл. А он, в свою очередь не понимая, что важно, а что не может либо не донести до вас нужную информацию, либо донести так, что все окажется наоборот. Как итог: можно начать играть против вашего государства, а это путь на выход или как минимум в немилость.

Поэтому хорошо бы научиться сверять сигналы с этажом выше вашего босса. Подумайте как сделать так, чтобы это не выглядело нарушением субординации и не вызывало “аллергию” у этажа выше.

Как заработать ману

У каждого руководителя компании есть понимание, что плохо, а что хорошо, куда надо идти и как, а куда не надо. Поверьте, если вы думаете, что дело только в прибыли и эффективности - это не так. И даже не обманывайте себя говоря: “Нет-нет! Это не про нашу компанию!”.

Улавливая сигналы и правильно отвечая на запросы вы зарабатываете очки - очки корпоративной маны. Распространяя и побуждая свою команду коллективно отвечать на запрос, вы зарабатываете очки для них и повышаете мультипликатор своей маны. Чем больше у вас команд, чем ярче вы отвечаете на запрос корпорации тем больше у вас маны.

На что тратится корпоративная мана:

  • Различного рода бенефиты: места получше, премии, допустимые преференции для команды
  • Расширение территорий: людей с большой маной часто повышают, о них вспоминают, когда речь заходит о новых проектах и тд.
  • Возможность остаться в игре после неудачи: вы не покидаете компанию после провала, ваша мана просто уменьшается или обнуляется, но сами вы остаетесь.

Общие правила:

  • При значимом расширении территорий или переходе на следующий этаж, почти вся мана сгорает.
  • Мир построен на балансе. То, что вы зарабатываете очки корпоративной маны, не значит, что кто-то не начнет работать против вас, чтобы эту ману уменьшить. С высокой вероятностью вы даже не будете об этом знать, поэтому периодически аккуратно проверяйте баланс своей корпоративной маны.
  • Мана работает везде, где есть люди и иерархия.

Часто корпоративная мана позволяет неэффективным менеджерам и специалистам оставаться в обойме. Ты смотришь и думаешь: “Все. Теперь все убедились еще раз, что это бесполезный специалист. Теперь точно пойдет на выход”, а он продолжает оставаться на своей позиции. Его пожурили, он покаялся и ждет когда сменится руководитель и повторится все как встарь :) Или просто продолжает выигрывать себе время, потому что да, не получилось, но вот эти ответы на высшие запросы создают впечатление у руководства, что человек в целом правильный, просто вот здесь не получилось!

Но для эффективных менеджеров это отличный инструмент попытаться подняться повыше в корпоративной иерархии. Возможно в этом вы найдете ответ, если вы много и эффективно работаете, но вас не замечают или повышают вашего коллегу, который не был так хорош.

Научитесь видеть запросы вашего “государства” и формировать ответы, которые позволят вам и вашей команде накопить корпоративную ману.

С уважением, герой корпоративного времени Бендер

44
20 комментариев

“наткнулся на интересную мысль - за неэффективность не увольняют, увольняют за нелояльность”

Старо как мир, кстати.
"Он, может быть, и сукин сын, но это наш сукин сын" (с) Рузвельт
Можно еще вспомнить ручкания французского президента с императором-людоедом Бокассой.

Радует то, что есть определенные области бизнеса, где подобное почти либо совсем отсутствует. Например, сфера айти. Так что у тех, кто не хочет утруждаться "подлизывать попцы" и "держать нос по ветру" , есть такая возможность.

1

Да везде такое есть и в айти тоже. Тут все от руководства зависит, насколько оно адекватно и вообще заинтересовано в конечном результате. 

4

Мне кажется, немного спутаны понятия лояльности и подхалимства, и требование последнего доведено у многих руководящих людей до абсурда 

Раньше это назвалось "опыт и авторитет". Сразу оговорюсь, авторитет — понятие широкое, коннотация бывает разной.

А vc стремительно становится клоном ithappens, когда люди, за неимением другого понятийного аппарата, стараются описать мир доступными им аллегориями.

Есть масса книг про корпорации, многие из курса MBA, сами найдёте где искать, если мотивация появится.

1

У вас офигенное чувство юмора ). Начиная с того, что человек, зарегившийся месяц назад видит как vc во что-то стремительно превращается и заканчивая отсылками к МБА ))

1

подобное почти либо совсем отсутствует. Например, сфера айти. блажен кто верует.

Ну хорошо, давайте чуть иначе сформулирую: "В сфере айти в сравнении с многими прочими несложно найти кампанию, где описанное ранее отсутствует".