Трудовик или вожатая: кто научит школьников робототехнике?

Учителей ждет интересный год. Так, 2023 год указом президента объявили «Годом педагога и наставника». А еще в наступающем учебном году 2022/2023 в рамках предмета «Технология» — проще говоря, уроков труда — появятся модули по робототехнике. Вряд ли кого-то из родителей придется убеждать, что разбираться в технике для их детей сегодня актуальнее, чем вышивать или строгать табуретки. Но что насчет педагогов — готовы ли они адаптироваться к новой реальности? Где вообще школы найдут столько специалистов по такой сложной дисциплине? Рассуждает руководитель направления по развитию образовательных проектов в R:ED Алиса Большакова.

Трудовик или вожатая: кто научит школьников робототехнике?

Как я пришла в робототехнику: вожатый плюс математика

Мне всегда нравились технические дисциплины — математика, физика, информатика. И с детьми работать тоже хотелось, мне нравилось проводить с ними время. Поэтому после школы даже думала поступать в педагогический университет и становиться учителем-технарем. Но не вышло: с гуманитарными науками у меня было не так хорошо, как с техническими —­ провалила обязательное ЕГЭ по обществознанию.

Зато на одной из олимпиад, проходивших на математическом факультете СПБГУ, я стала призером. Это открыло мне двери в разные вузы на технические специальности. Не особенно задумываясь, выбрала ИТМО: там учились многие в моей семье, университет регулярно занимал места в топ-5 по Питеру и даже топ-100 в мире. Специальность выбрала немного с потолка — «информационная безопасность». Как позже оказалось, это не совсем мое — зато там я получила много базовых знаний по программированию, которые потом пригодились в робототехнике.

Трудовик или вожатая: кто научит школьников робототехнике?

Еще до поступления в университет я начала заниматься на курсах вожатых и на первых курсах продолжала туда ходить. А в то время большинство тех, кто вел уроки на кружках робототехники, были как раз студентами технических вузов с опытом работы вожатыми в лагерях. Так я попала в эту сферу — меня пригласили как педагога на замену провести пару занятий вместо девушки, которая уехала в командировку.

Я тогда еще совершенно не разбиралась в робототехнике, поэтому просто проштудировала материалы методички и заучила инструкции, чтобы провести конкретный урок. И вот настало время урока — в классе очень активные ученики и их родители, ждут от меня новых знаний. Но вот подвох: тот материал, что я заучила, оказывается, они только что прошли! Мне пришлось импровизировать и быстро что-то соображать, чтобы пойти по программе дальше. После этого опыта мне уже ничего в робототехнике не было страшно :)

Мой случай показывает, что для того, чтобы «создать» хорошего педагога по робототехнике, нужно не так уж и много: искренний интерес к предмету, умение работать с детьми, базовые технические знания, такие как умение программировать. Ну и главное, нужны качественные методички, чтобы помочь начинающему учителю разобраться с роботами.

Трудовик или вожатая: кто научит школьников робототехнике?

Та моя коллега, которую я заменяла, так и не вернулась из своей командировки, и я заняла ее место. Через пару месяцев я перешла в другой кружок робототехники, уже на постоянной основе. Вскоре мы с учениками поехали на соревнования — и выиграли в робоволейбол. Это такой вид «спорта», в котором нужно запрограммировать своих роботов так, чтобы они забросили максимальное количество мячей через сетку на сторону противника. Тогда меня заметили и пригласили быть инженером в компании, которая организовывала соревнования. Там я и мой напарник приводили в порядок и адаптировали для русской аудитории методические материалы, которые на тот момент были кое-как переведены с корейского языка. За год работы на аутсорсе мы написали несколько курсов.

Параллельно я еще доучивалась в университете — и защищала диплом на тему «Разработка учебно-методического комплекса по дисциплине “Электронный документооборот”» и разрабатывала методички для одной из новых дисциплин в университете. Я уже понимала, что не буду паять платы — этим больше занимался мой напарник, — а буду вкладываться в развитие методологии, помогать другим эффективно учить детей робототехнике.

Позже я перешла на должность руководителя направления по развитию образовательных проектов в компании R:ED. Вообще-то я не особенно стремилась на эту позицию, пришла на собеседование больше из любопытства. Но в процессе мне стало так интересно, что я ушла с мыслью: «я должна получить эту должность». Сегодня я на своей позиции курирую написание школьного учебника по робототехнике. Представляете, как круто — когда школьники со всей России учатся по учебнику, к которому ты приложила руку! Меня это мотивирует очень :)

Разные пути в робототехнику

На своем карьерном пути я видела разных педагогов, методологов, которые совершенно разными способами приходили в робототехнику.

Взять моего напарника Павла, который вместе со мной пришел и в R:ED. Он сам из небольшого провинциального города, с населением в несколько десятков тысяч человек. Их школе меценат подарил один из первых наборов для обучения робототехнике от LEGO. Тогда они еще были очень массивные, с проводами и так далее. Естественно, не было никаких методичек, как сейчас, хотя это было всего 7-8 лет назад. Ребята в кружке разбирались месяц с тем, что сегодня школьники могут усвоить за час.

Трудовик или вожатая: кто научит школьников робототехнике?

В общем, Паша практически самостоятельно освоил робототехнику, ездил на всероссийские соревнования. В 18 лет он уже учился в университете и открыл по франшизе свой клуб робототехники. Сейчас он, как и я, занимается разработкой продукта, но больше с технической части — конструирует сами детали, с которыми школьники будут заниматься.

Робототехнику в рамках уроках технологии будут изучать и ученики 1-4, и старшеклассники. Откуда возьмут педагогов для детей разных возрастов?

В целом, сегодня основные кандидаты на должность учителя робототехники — либо педагоги начальной школы, либо физики-математики.

Трудовик или вожатая: кто научит школьников робототехнике?

В случае с младшей школой идеальный вариант — переучить педагогов общего профиля, психологов-педагогов. Тут ключевое — чтобы учитель понимал, как работать с маленькими детьми. Уровень знаний по робототехнике нужен не слишком продвинутый, это можно нагнать с помощью переподготовки. Уже есть множество курсов по переподготовке и образовательных порталов, которые готовят таких преподавателей — обучают работать непосредственно с тем или иным робототехническим оборудованием и рассказывают, зачем это нужно. Мы сами запустим такой курс в конце июля, и в сентябре учителя, которые его пройдут, смогут начать учить первоклашек работать с роботами.

Если человек совсем не имеет отношения к преподаванию, но хочет работать с детьми и учить их робототехнике, то можно сначала получить квалификацию «педагог дополнительного образования». Этих специалистов обучают именно работе с детьми, но непосредственно робототехнике их на таких программах пока не учат. Так что после этого курса нужно еще пройти курсы по робототехнике. К ближайшему учебному году вы, к сожалению, не успеете, но это вариант попасть в развивающуюся профессию через пару лет.

Что насчет средней школы? Тут сложнее. В 5-9 классах уровень робототехники будет уже достаточно серьезным. Лучше, конечно, либо взять учителей физики, информатики или математики и помочь им освоить квалификацию по робототехнике, либо брать уже существующих специалистов по робототехнике и подучить их педагогике. С детьми в возрасте 10+ работать проще, здесь нужно меньше специальных компетенций — справится и непрофессиональный педагог. Здесь важнее глубокое знание предмета, интерес к нему. Какой-нибудь бородатый инженер или девушка-дизайнер, которые в свободное время преподают школьникам, смогут показать хороший пример: они расскажут, как устроена карьера в IT, как робототехника реально может пригодиться в жизни.

Но боюсь, что все закончится тем, что учить школьников будет уставший трудовик, который еще вчера выжигал по дереву и который даже не умеет пользоваться роботом-пылесосом. Школы могут просто выдать им методички, и они будут занудно повторять инструкции по ФГОСам. Не хотелось бы, чтобы все закончилось именно так.

Это можно назвать конкуренцией «романтиков и прагматиков от робототехники». Первые — это мы: бывшие вожатые с горящими глазами, айтишники и педагоги, искренне желающие освоить новую перспективную квалификацию. Вторые — это, скорее, администраторы, которым нужно заполнить резко появившиеся позиции. Их можно понять, конечно. Но наше противостояние этому — это как непримиримость адептов классического подхода к обучению к «натаскиванию на результат» ЕГЭ. Занятия по робототехнике легко превратить в слепое следование инструкции по сборке и заучивание решений, которые могут пригодиться на очередной Олимпиаде. Но в долгосрочной перспективе это ничего не даст. Такой ученик не построит однажды космический корабль, который полетит на Марс, — и да, в основе таких изобретений тоже лежит робототехника. Так что надо учить понимать робототехнику, давать научную базу — а для этого учитель должен хотя бы сам понимать ее.

Трудовик или вожатая: кто научит школьников робототехнике?

Именно с таким подходом R:ED разрабатывает обучающую программу по робототехнике. Помимо учебника и рабочих тетрадей для учеников в комплект будут входить методические пособия для преподавателей, в которых собран опыт десятилетия успешного обучения детей основам робототехники. Мы надеемся, что это поможет тем, кто реально хочет освоить и понять робототехнику, превратить предмет в настоящий полигон для испытаний, а не урок «для галочки».

Трудовик или вожатая: кто научит школьников робототехнике?

А как вы думаете, кто должен преподавать робототехнику? Если вы учитель, хотели бы этим заняться? Делитесь мнениями в комментариях!

2020 показов
2.4K2.4K открытий
4 комментария

В статье интересны своей абсурдностью два момента. Автор рассуждает о том, что можно было бы переподготовить педагогов-психологов и физиков. Идея прекрасная. За исключением одного: их нет в школе; названы те специализации, недостаток в которых ощущается все острее. Физики — так вообще учителя более старшего поколения.
Второе: автор предлагает «подучить педагогике тех, кто «умеет робототехнику». Но и здесь есть подводный камень. В школу не пускают, пока не пройдешь хотя бы годовую переподготовку. Вот процесс и затягивается. Хотя этот вариант предпочтительнее.

Ну и самое смешное (читать грустное), нет у школ России (школы России — это не только Москва) ресурсов на приобретение робототехнических комплексов...к сожалению.

Ответить

По поводу старшего поколения не могу согласиться. Лично знаю много замечательных педагогов-предметников (трудовики, информатики, педагоги-художественники), которые изучили робототехнику и сейчас прекрасно ее преподают, вырастив уже целое поколение успешных учеников.
А вот по поводу переквалификации совершенно верно! Здорово, что есть такая возможность, в условно быстрые сроки освоить новую специальность. Что же касается времени обучения, знаю что некоторые учебные учреждения допускают до работы сотрудников, находящихся в процессе обучения. Хотя конечно это нельзя назвать плюсом… скорее в очередной раз можно поднять тему кадрового дефицита.
Что же касается финансовых ресурсов, вы тоже совершенно правы! Многие популярные импортные производители, которые поставляются в школы имеют необъективно завышенную цену. А в современных реалиях с нестабильным курсом валюты даже не стоит надеяться на снижение цены. И тут скорее нужно задуматься о российских производителях, которые не только не уступают популярным конструкторам, но и в чем-то даже превосходят их

Ответить

Думаю, что хорошие специалисты вряд ли пойдут работать в государственные школы, ибо зарплаты там мягко говоря не очень)

Ответить

Конечно, трудно сравнивать зарплаты педагогов в столицах и в дальних регионах. И разумеется, многое зависит от стажа и квалификации педагога. Но уровень зарплат педагогов все же растёт. И многие учителя выходят на стабильно неплохой заработок :)

Ответить