Фокус на ошибках
Забавно, но сейчас даже моя официальная работа напрямую связана с поиском ошибок.
Я всегда была пай-девочкой дома и отличницей и в школе, и в универе. Буквально выросла с установкой, что лучше никак, чем с ошибками и неправильно.
А ведь это тупиковая стратегия. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Когда делаешь — важно пробовать по-разному, снова и снова, учитывая опыт предыдущих попыток. В этом и смысл.
Но в моем детстве ошибаться было плохо. Даже неприлично. Это сразу скатывалось в дурацкий вопрос — "А ты что, хуже всех что ли?". Ошибки приравнивали тебя к "не-такому”, плохому человеку. Это не действие было неправильное, а сам ты. И этот страх ошибаться очень свойственен людям с комплексом отличников.
Пару лет назад, на обучении по дизайну нас почти что заставляли ошибаться и делать не по правилам. И это далось мне адски тяжело. Дать себе право сделать не так, неправильно и не идеально — это задачка со звездочкой для детей, застрявших в "хорошести". В какой-то период жизни я даже люто завидовала двоечникам и троечникам — казалось, что вот они то не боятся в этой жизни ничего и легко встают на ноги после любых неудач.
Единственные 2 вещи, которые помогли мне хоть как-то скорректировать свои ощущения в этом вопросе — это:
- очень обстоятельное и логичное объяснение самой себе, что ошибок не существует;
- практика ошибаться — на практике.
Разберём подробнее.
Почему же ошибок не существует?
Да потому, что любой "неверный" выбор дает нам опыт. Обучает нас. Расширяет картину мира или понимание, что вот так — не получается. Даёт толчок искать другие варианты решений. Ведь сколько прекрасных и полезных открытий не было бы сделано в нашем мире, если бы их авторы не ошиблись — и не продолжили свои поиски!
А еще потому, что в любых обстоятельствах мы всегда делаем максимально возможное при нашем текущем уровне знаний, нашем состоянии, окружающих обстоятельствах и прочих факторах. Лучшее, на что мы способны в этом моменте. И судить об этом с высоты уже последующего опыта — не правильно.
Практика ошибок — тоже полезна
Хорошо бы начать с каких-то незначительных мелочей. Взять латте вместо капучино, надеть носки разного цвета, положить одну ложку сахара в чай вместо двух, спросить у продавца батарейки одного типа, а потом найти в сумочке взятый из дома "образец" — совершенного другого и тд.
Главное во всей этой затее — дать мозгу и психике понять, что ошибки — это не смертельно. Что практически всегда эти мелочи — исправимы. И что не случается ничего плохого, никто не выскакивает из-за угла и не начинает на нас орать, стыдить, обвинять и укорять. Жизнь продолжается. Причем 99,99% окружающих — даже и не заметило этой нашей "о Боже — такой ужасной и позорной ошибки", от которой нас самих бросало в холод, в жар и в багровый румянец каких-то 5 минут назад.
Ещё одна тема, которая довольно близка для меня к разрешению себе ошибаться — это тема сильных и слабых сторон личности. [напишу об этом отдельно]
А пока что — позволю себе получать этот бесценный опыт, называемый ошибками. Продолжу опираться на него, и с благодарностью и интересом первооткрывателя — идти дальше.
За четыре месяца бренд мужской одежды Branki увеличил оборот на Яндекс Маркете в шесть раз, выйдя на 4 млн рублей ежемесячной выручки. Основатель Вячеслав Пинаев раскрыл ключевые принципы успеха: отказ от неэффективных инструментов, гибкая работа с ассортиментом и еженедельная корректировка стратегии. В этом обзоре разбираем, как правильно выбрать…
Меня зовут Вячеслав. В 2014 году я был фрилансером и делал заказы за 3000 рублей. Сегодня развиваю платформу, где предприниматели запускают проекты без программистов: один создал HR-платформу, другой за 90 дней собрал мобильное приложение для торговли с Азией, третий прошел акселерацию ФРИИ и вошел в топ-25 из 150 заявок.
Банки, госорганы, операторы и маркетплейсы смогут обмениваться данными о подозрительных номерах и счетах мошенников, а жертвы передавать подробности о звонках.
Работа над доверием клиентов — тренд 2025 года по версии Qualtrix: 61% клиентов хочет доверять коммуникациям брендов. PwC, которые исследуют доверие к бизнесу других компаний, клиентов и сотрудников, согласны с важностью доверительных отношений, и бьют тревогу: ожидания бизнеса не совпадают с реальностью. Почему и как это исправить — в статье.
Они работают над производством грузовиков БАЗ.
Медлительность с релизами обещанных ИИ-функций злит даже тех, кто обычно поддерживает Apple.
В последнем заявили, что не давали добро на кампанию.
Компания развивается, маркетинг работает, продукт набирает популярность, клиентов становится больше. Все это генерирует колоссальные объемы данных. Но вот проблема: дата-команды либо нет вовсе, либо она не справляется с текущим потоком.
Часто забываем, что ошибки — это не приговор, а возможность учиться и развиваться
Это точно!