Два месяца «удаленки» позади: как мы адаптировались к новым условиям
Удаленка до недавнего времени считалась бонусом в компании, наравне с бесплатным кофе или ДМС, и не все компании охотно шли на такие условия.
Хотя очевидные плюсы есть: когда сотрудник на удаленке — за него не нужно платить аренду, ком. услуги, выплачивать компенсацию за проезд, не нужно тех. оборудование и доступ к кофемашине, и скорее всего, такой работник не будет брать официальный больничный, если подхватит простуду.
Но с середины марта перевод сотрудников на удаленку стал единственной возможностью сохранить бизнес и продолжить работать в прежнем режиме.
Два года назад в компании отказались от громоздких компьютеров и заменили их на ноутбуки, а физические сервера переехали в облачный сервис. Затем был организован пробный тест и бОльшую часть сотрудников временно отправили по домам, полностью сохранив рабочий функционал. Тогда все прошло гладко и компания перешла в режим боевой готовности. А в середине марта этого года сотрудники переехали домой уже полным составом. Поэтому мы оказались на шаг впереди, и на момент, когда появился указ о переводе сотрудников на удаленку, а затем и вовсе объявлены мифические «нерабочие дни с сохранением заработной платы», мы уже неделю работали из дома.
И это было очень предусмотрительно. С середины марта на отдел техподдержки обрушился шквал звонков от клиентов, которые в срочном порядке переоборудовали свои рабочие места и нуждались в настройке телефонии для своих сотрудников в новых условиях. Благодаря заранее продуманной стратегии, мы смогли помочь адаптироваться не только своим сотрудникам, но и клиентам.
Рабочие процессы внутри компании также изменились. Мотивация отдела продаж и партнерской программы может меняться в зависимости от ситуации: в партнерке, например, есть дополнительный KPI, такой как процент продающих партнеров. Но сейчас мы ориентируемся на выручку и скорей всего уберем его на некоторое время. Что касается оптимизации расходов: сократили расходы на рекламу в два раза и отказались на время от платного обучения сотрудников.
Настроение — смесь эйфории и тревожности
IT-компаниям легко перейти на удаленку именно технически, но вот как быть с психологическим аспектом такого мероприятия? Если дома некуда поставить ноутбук или нет стула — сотрудники могут договориться с офис-менеджером и взять все необходимое домой — не только компьютер и комплектующие, но и стол или стул. Оборудовать рабочее место, настроить VPN, организовать график планерок и отчетности — это было первоначальной задачей для руководителей отделов, с которой они успешно справились. Но затем начались проблемы, требующие более тонких решений.
В результате опроса 12 сотрудников, которые работают на удаленке впервые, выяснилось, что одна из основных проблем, с которой они столкнулись — «как объяснить домашним, что я не в отпуске, а уже полдня пытаюсь сконцентрироваться на проекте?».
Спустя месяц после начала работы из дома в общем рабочем чате появилось сообщение от неизвестного участника — это оказался приглашенный психолог. В результате, многие сотрудники, которые оценивали свое состояние как стабильное, все же обратились к нему за поддержкой. По совету специалиста, мы выделили отдельный чат-канал для флуда, где можно беспрепятственно обсуждать сериалы, котиков, отправлять дурацкие гифки и просто чувствовать себя социально активным хотя бы онлайн. Психолог стал в нем модератором наоборот: писал мотивационные тексты, заботился о нашей физической активности и поддерживал диалог, тем самым уменьшал количество неловких шуток, ушедших в пустоту.
По результатам опроса, это самые частые проблемы, с которыми столкнулись сотрудники: сложности с самоорганизацией, отсутствие рабочего места, плохой интернет, переработка и отвлекающая коммуникация с семьей в рабочее время. У руководителей на первом месте стоит отсутствие инструментов для контроля выполнения задач сотрудников.
До переезда на удаленку у нас были свои традиции — пицца каждую пятницу, игры в приставку и футбол. В новых условиях успешно прижилась только пицца, ее мы стали разыгрывать через стрим в Инстаграм. Так каждую пятницу двое счастливчиков лакомятся горячей пиццей, а остальные поздравляют и надеются на свою удачу в следующий раз.
Благодаря совокупности всех мер, которые были приняты руководством компании, не пришлось «оптимизировать численность персонала» — как сейчас любят писать в СМИ. Каждый четко понимает свои задачи и пользу, которую приносит. Несмотря на неизбежные сложности в адаптации, все опрошенные сотрудники, которые работали на удаленке впервые, отметили, что такой режим работы им нравится и они хотели бы использовать его время от времени.
Возвращение в новый мир
Наш офис в центре Екатеринбурга пустует вот уже третий месяц. Туда приезжает лишь отдел бухгалтерии, чтобы разобраться с входящей и исходящей корреспонденцией. Тотальных изменений не планируется, но руководители компании не исключают вероятность сокращения арендуемых площадей и перевода сотрудников на постоянный удаленный режим по обоюдному согласию.
Если бизнес не был заранее подготовлен к перестройке процессов для работы онлайн — сейчас уже не получится сделать это оперативно, но еще есть время подумать, как компания может выйти из кризиса в наиболее выгодной позиции. У Вячеслава Чукреева, директора компании, есть youtube-канал, где он публикует видео встречи с владельцами оффлайн-бизнесов, которые рассказывают, как им удалось остаться на плаву и какую стратегию они выбрали для дальнейшего развития.
Сейчас айтишники из кремниевой долины массово разъезжаются по другим районам, а Twitter разрешает сотрудникам не возвращаться в офисы, — многие компании последуют их примеру и после снятия ограничительных мер. Всё это значительно повлияет на рынок труда, экономику и бизнес в частности.
20 лет лет назад считал вас, офисных бездельников безвольными бесполезным людьми, и сейчас также думаю. Чат у них с гифками и котиками