{"id":14268,"url":"\/distributions\/14268\/click?bit=1&hash=1e3309842e8b07895e75261917827295839cd5d4d57d48f0ca524f3f535a7946","title":"\u0420\u0430\u0437\u0440\u0435\u0448\u0430\u0442\u044c \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u043a\u0430\u043c \u0438\u0433\u0440\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0447\u0435\u043c \u043c\u0435\u0441\u0442\u0435 \u044d\u0444\u0444\u0435\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f71e1caf-7964-5525-98be-104bb436cb54"}

Два месяца «удаленки» позади: как мы адаптировались к новым условиям

Удаленка до недавнего времени считалась бонусом в компании, наравне с бесплатным кофе или ДМС, и не все компании охотно шли на такие условия.

Хотя очевидные плюсы есть: когда сотрудник на удаленке — за него не нужно платить аренду, ком. услуги, выплачивать компенсацию за проезд, не нужно тех. оборудование и доступ к кофемашине, и скорее всего, такой работник не будет брать официальный больничный, если подхватит простуду.

Но с середины марта перевод сотрудников на удаленку стал единственной возможностью сохранить бизнес и продолжить работать в прежнем режиме.

Компания не прекращала деятельность ни на день

Два года назад в компании отказались от громоздких компьютеров и заменили их на ноутбуки, а физические сервера переехали в облачный сервис. Затем был организован пробный тест и бОльшую часть сотрудников временно отправили по домам, полностью сохранив рабочий функционал. Тогда все прошло гладко и компания перешла в режим боевой готовности. А в середине марта этого года сотрудники переехали домой уже полным составом. Поэтому мы оказались на шаг впереди, и на момент, когда появился указ о переводе сотрудников на удаленку, а затем и вовсе объявлены мифические «нерабочие дни с сохранением заработной платы», мы уже неделю работали из дома.

Работаем так, чтобы наши клиенты не заметили, где мы работаем — не важно, дома или в офисе.

Оливер Хьюз,, председатель правления группы «Тинькофф».

И это было очень предусмотрительно. С середины марта на отдел техподдержки обрушился шквал звонков от клиентов, которые в срочном порядке переоборудовали свои рабочие места и нуждались в настройке телефонии для своих сотрудников в новых условиях. Благодаря заранее продуманной стратегии, мы смогли помочь адаптироваться не только своим сотрудникам, но и клиентам.

Моя работа отчасти заключается в поиске новых решений для продукта. Сидя в офисе и решая миллион операционных проблем трудно добраться до этих задач. Сейчас, работая из дома, на продукт уходит гораздо больше времени, что впоследствии положительно отразится на его функциональности. Мы перестали тратить время на миллион бездумных совещаний и занимаемся тем, чем должны.

Игорь Ардашoв,, Директор по продукту.

Рабочие процессы внутри компании также изменились. Мотивация отдела продаж и партнерской программы может меняться в зависимости от ситуации: в партнерке, например, есть дополнительный KPI, такой как процент продающих партнеров. Но сейчас мы ориентируемся на выручку и скорей всего уберем его на некоторое время. Что касается оптимизации расходов: сократили расходы на рекламу в два раза и отказались на время от платного обучения сотрудников.

Настроение — смесь эйфории и тревожности

IT-компаниям легко перейти на удаленку именно технически, но вот как быть с психологическим аспектом такого мероприятия? Если дома некуда поставить ноутбук или нет стула — сотрудники могут договориться с офис-менеджером и взять все необходимое домой — не только компьютер и комплектующие, но и стол или стул. Оборудовать рабочее место, настроить VPN, организовать график планерок и отчетности — это было первоначальной задачей для руководителей отделов, с которой они успешно справились. Но затем начались проблемы, требующие более тонких решений.

В результате опроса 12 сотрудников, которые работают на удаленке впервые, выяснилось, что одна из основных проблем, с которой они столкнулись — «как объяснить домашним, что я не в отпуске, а уже полдня пытаюсь сконцентрироваться на проекте?».

Приходится работать в режиме „один глаз на семью, второй глаз на работу“. Я привык, что если работаю — значит работаю, если с семьей — значит с семьей.

Никита,, Проджект-менеджер.

Спустя месяц после начала работы из дома в общем рабочем чате появилось сообщение от неизвестного участника — это оказался приглашенный психолог. В результате, многие сотрудники, которые оценивали свое состояние как стабильное, все же обратились к нему за поддержкой. По совету специалиста, мы выделили отдельный чат-канал для флуда, где можно беспрепятственно обсуждать сериалы, котиков, отправлять дурацкие гифки и просто чувствовать себя социально активным хотя бы онлайн. Психолог стал в нем модератором наоборот: писал мотивационные тексты, заботился о нашей физической активности и поддерживал диалог, тем самым уменьшал количество неловких шуток, ушедших в пустоту.

По результатам опроса, это самые частые проблемы, с которыми столкнулись сотрудники: сложности с самоорганизацией, отсутствие рабочего места, плохой интернет, переработка и отвлекающая коммуникация с семьей в рабочее время. У руководителей на первом месте стоит отсутствие инструментов для контроля выполнения задач сотрудников.

Сейчас вскрылись завуалированные проблемы, которые не чувствовались при очном общении: недопонимание при общении с руководством и коллегами, причем чаще всего между мужской и женской частью команды. В целом напряжение в коллективе, как ток на электростанции — открыто его не замечаешь, но слышишь зуд на общем фоне.

Психолог,, приглашенный для поддержки сотрудников в период карантина.

До переезда на удаленку у нас были свои традиции — пицца каждую пятницу, игры в приставку и футбол. В новых условиях успешно прижилась только пицца, ее мы стали разыгрывать через стрим в Инстаграм. Так каждую пятницу двое счастливчиков лакомятся горячей пиццей, а остальные поздравляют и надеются на свою удачу в следующий раз.

Данные на основе анкет сотрудников, работающих вне офиса впервые

Благодаря совокупности всех мер, которые были приняты руководством компании, не пришлось «оптимизировать численность персонала» — как сейчас любят писать в СМИ. Каждый четко понимает свои задачи и пользу, которую приносит. Несмотря на неизбежные сложности в адаптации, все опрошенные сотрудники, которые работали на удаленке впервые, отметили, что такой режим работы им нравится и они хотели бы использовать его время от времени.

Возвращение в новый мир

Наш офис в центре Екатеринбурга пустует вот уже третий месяц. Туда приезжает лишь отдел бухгалтерии, чтобы разобраться с входящей и исходящей корреспонденцией. Тотальных изменений не планируется, но руководители компании не исключают вероятность сокращения арендуемых площадей и перевода сотрудников на постоянный удаленный режим по обоюдному согласию.

Если бизнес не был заранее подготовлен к перестройке процессов для работы онлайн — сейчас уже не получится сделать это оперативно, но еще есть время подумать, как компания может выйти из кризиса в наиболее выгодной позиции. У Вячеслава Чукреева, директора компании, есть youtube-канал, где он публикует видео встречи с владельцами оффлайн-бизнесов, которые рассказывают, как им удалось остаться на плаву и какую стратегию они выбрали для дальнейшего развития.

Сейчас айтишники из кремниевой долины массово разъезжаются по другим районам, а Twitter разрешает сотрудникам не возвращаться в офисы, — многие компании последуют их примеру и после снятия ограничительных мер. Всё это значительно повлияет на рынок труда, экономику и бизнес в частности.

0
1 комментарий
Shlomo Goldenberg

20 лет лет назад считал вас, офисных бездельников безвольными бесполезным людьми, и сейчас также думаю. Чат у них с гифками и котиками

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда