Аутсорсинг набирает обороты. Почему стоит открывать бизнес и инвестировать в эту нишу

Автор - Полина Муртазина, основатель и руководитель Международной Школы Бухгалтерского Бизнеса
Автор - Полина Муртазина, основатель и руководитель Международной Школы Бухгалтерского Бизнеса

Кризис – лучшее время, чтобы начать свое дело и вложиться в бизнес проект. Часть игроков уходит, и можно спокойно занять их место. В этих условиях аутсорсинг – одно из самых перспективных направлений. О плюсах открытия такой компании расскажет основатель «Школы бухгалтерского бизнеса» Полина Муртазина

Главное преимущество ниши аутсорсинга для предпринимателей и инвесторов – это высокие темпы роста, которые только увеличиваются в условиях нестабильной экономической ситуации и ограничений, вводимых из-за коронавируса. Если раньше многие фирмы только задумывались о передаче части своих задач «на сторону», то сегодня это становится, пожалуй, единственным способом сокращения издержек и сохранения бизнеса для многих компаний.

Аутсорсинг существует в самых различных сферах. Кто-то отдает другим компаниям задачи по ведению соцсетей, кто-то юридическое сопровождение, а кто-то – создание презентаций. Но наиболее популярными являются три направления – аутсорсинг бизнес-процессов, IT и производственный, причем именно первый выглядит наиболее перспективным.

Согласно 11-му по очередности списку крупнейших групп и компаний в области аутсорсинга учетных функций, составленному рейтинговым агентством RAEX, темп роста совокупной выручки его участников в 2019 г. составил 12%, а ее объем – почти 11,2 млрд. руб.[1] Всего в рейтинг было включено 76 компаний. Также агентство подсчитало, что выручка на рынке услуг в области аутсорсинга учетных функций растет в России пятый год подряд.

Причем самым емким сегментом этого рынка является аутсорсинг бухгалтерского и налогового учета. В прошлом году он принес участникам рейтинга 5,866 млрд. руб. и показал рост за год на 15%. Бухгалтерский и налоговый учет составляют 52,6% дохода в области аутсорсинга учетных функций, в то время как расчет заработной платы – 19,7%, кадровый учет и делопроизводство – 8,7%, подготовка отчетности (РСБУ, МСФО) - 6,1% и другие виды аутсорсинга учета – 12,9%[2]

Но и эти показатели – не предел. Эксперты ожидают, что из-за самоизоляции и кризиса 2020 года рынок вырастет на 25-30%, а значит, станет одной из самых удачных ниш для открытия бизнеса и инвестиций. В ней можно 100% работать онлайн, не будет рисков, связанных с эпидемиологической ситуацией. Кроме того, что открытие такой компании не требует многомиллионных вложений.

Для сравнения: рынок фитнес-индустрии в России за 2019 год вырос всего на 6%[3], рынок парикмахерских и салонов красоты увеличился менее, чем на 4%, на столько же рос рынок общепита, при этом эксперты ожидают, что из-за пандемии около 30% игроков, работающих оффлайн, закроют свой бизнес.

Однако, чтобы Ваша компания на аутсорсинге стала прибыльной, важно помнить несколько правил.

Во-первых, к своей аутсорсинговой фирме основателям нужно относиться именно как бизнесу. Обычно такие компании открывают опытные бухгалтеры, юристы и другие специалисты. Они хорошо разбираются в своих профессиональных вопросах, но не знают, как и где размещать рекламу, как привлекать клиентов, как выстраивать ценовую политику и т.п. Если Вы хотите построить успешную компанию, Вы должны разбираться во всех ключевых бизнес-процессах, иметь бизнес-модель и бизнес-план, систему маркетинга и продаж и мыслить как предприниматель. Тогда рентабельность будет выше, а сроки окупаемости проекта – ниже.

Для этого экспертам лучше всего пройти какое-то обучение в сфере бизнеса и управления. Программу следует выбирать, исходя из своего изначального образования, финансовых условий и графика. Однако лучше всего обратить внимание на профильные курсы. Например, Школа бухгалтерского бизнеса рассчитана на бухгалтеров, руководителей и собственников бухгалтерских компаний. Помимо того, как держать планку своих профессиональных услуг на высоком уровне, студентов обучают созданию бизнес-плана, масштабированию компании, разработке продуктовой линейки и ценообразованию, привлечению клиентов и общению с ними.

В среднем в нише бухгалтерского аутсорсинга можно вернуть свои вложения в течение года и выйти на рентабельность порядка 25-30%. Причем речь идет именно о чистой прибыли, деньгах, которые остаются у основателей после того, как они закроют все расходы и заплатят себе зарплату как ведущим специалистам (если они не только управляют компанией, но и сами работают в ней).

Первоначальные вложения пойдут на регистрацию бизнеса, ремонт офиса, оборудование рабочего места (покупку стола, стула, тумбы, шкафа для документов, компьютера, МФУ и т.п.), подключение интернета, телефона, создание сайта и др. В дальнейшем в качестве постоянных затрат останутся аренда офиса, техническое обслуживание, связь, оплата справочно-правовых систем, 1С в Облаке, Битрикс, Электронной отчетности... Также необходимо закладывать расходы на маркетинг и персонал. Впрочем, в зависимости от Ваших целей и стартовых возможностей, изначальный капитал может быть разным, например, можно запустить бизнес и при бюджете в 100 тысяч рублей, потому что необязательно все сразу приобретать и нанимать большой штат персонала.

Однако надо учитывать, что в нише аутсорсинга, цикл прогрева клиента достаточно длинный. Решение о сделке может приниматься в течение нескольких месяцев. И обычно, чем крупнее заказчик, тем больше времени уходит на размышления и согласования. Поэтому если нет изначальной клиентской базы, то нужно закладывать примерно 3-6 месяцев на создание лояльного пула клиентов.

Следующий важный фактор – это формирование сильной команды, особенно, если Вы планируете взять на себя в основном только управленческие функции. Именно высокое качество услуг поможет Вам удерживать клиентов и в будущем снизить затраты на рекламу. Нужно сразу распределить обязанности, прописать, какой сотрудник за что отвечает, как Вы будете контролировать их работу, какие будут KPI. Также надо будет выстроить систему подбора специалистов и их мотивации.

Для того, чтобы поддерживать высокое качество услуг у всех участников рынка, Школа бухгалтерского бизнеса занялась разработкой профессионального стандарта в этой сфере. Сейчас компания получила аккредитацию от Международного Альянса Британской Ассоциации профессиональной бизнес-элиты IAPBE и ее выпускники могут пройти экзамен в IAPBE и получить международный сертификат с присвоением квалификации профессионального аутсорсера. Также Школа бухгалтерского бизнеса создает Ассоциацию, которая объединит профессиональных аутсорсеров, будет оказывать им профессиональную поддержку и станет своеобразным регулятором на рынке.

И последний важный аспект – это внедрение современных технологий. Это нужно делать сразу же, потому что, если ехать на «старых рельсах», особых перспектив развития не будет. Например, нужен переход к безбумажному документообороту, роботизации бухгалтерских процессов и цифровизации всех остальных. Кроме того, большое внимание должно уделяться безопасности данных, для сотрудников аутсорсинговых компаний должно проводиться специальное обучение, им следует использовать специальное оборудование, которое защищает от попадания компьютерных вирусов

[3] По данным Исследования фитнес-индустрии от РБК

6 комментариев

Я дизайнер и уже давно на фрилансе работаю. Насчет своей компании и сотрудников думаю, но пока не уверена. Все-таки налоги, проверки итп очень смущают... А так хотелось бы, конечно, расширяться...

Интересная статистика в статье. Даже и не думала, что это такой популярный бизнес. Обычно рестораны, шоурумы открывают или что-то из IT...

С этим вирусом все что угодно на аутсорс отдашь

Как юрист работающий на аутсорсе скажу, что - это хороший вид (модель) зарабатывания денег, но для заказчика аутсорс не всегда подойдет. Где-то на это повлияет этап развития компании, когда вопросы возникают каждый час и нужно, чтобы юрист/бухгалтер/специалист "сидел в соседнем кабинете", в другом месте уровень конфиденциальной информации такой, что никакие NDA не помогут, человека нужно просто "держать в ежовых руковицах внутри системы", в третьем месте объем работы такой, что аутсорс явно будет обходится дороже. Кстати, где-то, вроде, на VC, уже была статья на эту тему.

Очень интересная статься! Спасибо

Наша компания занимается грузоперевозками, ВЭД и мы наняли питерскую компанию "КЕС-Консалтинг"  https://кес-консалтинг.рф   вести у нас бух учет на аутсорсинге, планируем еще кадровое дело к ним перевести на аутсорсинг. Мы довольны как они работают -  главное что быстро начали, а то мы боялись что долго будут вникать во все т.к. у нас ооочень большая бухгалтерия.