Как утолить массовый фруктовый голод: история проекта frugolod.ru
CEO сервиса МойСклад Аскар Рахимбердиев беседует с Дмитрием Коником, основателем магазина Фруктовый голод. С точки зрения бизнеса торговля овощами и фруктами — очень сложная задача. Самая большая проблема — скоропорт и убытки. Как зашить все риски в бизнес-модель и зарядить клиента покупать сочные вкусности коробками по предзаказу?
Читаем в интервью! Бонусом — советы, как начать бизнес в COVID.
Дмитрий, привет! Расскажи, как твой бизнес появился и кто стоял у истоков.
Я начинал в 2013 году. Вместе с бывшим партнером мы курировали московскую агрокомпанию: выращивали салат Айсберг в Краснодарском крае на площади 60 гектаров и поставляли в Москву.
Сейчас все знают этот салат, а в 2013 году, конечно, Айсберг вызывал недоумение. На нас смотрели круглыми глазами — в Москве еще более-менее знали, что это, а в Краснодарском крае люди просто не понимали, зачем нужна какая-то недокапуста и что с ней делать.
Мы полностью погрузились в систему выращивания и продаж овощей. Затем бизнес компании, в которой мы работали, свернулся, но мы не перестали заниматься этим направлением. К тому же на тот момент мы подписали контракты с крупными продуктовыми сетями: Белая дача, Дикси, АШАН и другими.
Тогда случился первый казус, который меня поразил. Я молодой, задорный, с переносным холодильником, с пятью кочанами салата прихожу к большому поставщику, который снабжал все федеральные сети.Мы общаемся с отделом закупок, их все устраивает. Я показываю наш Айсберг, они его крутят в руках и говорят: «Ну да, все, вроде, хорошо». Я им: «Вы попробуйте, какой он вкусный». На меня смотрит женщина с сочувствием и отвечает: «Молодой человек, вкус не играет никакой роли, главное, чтобы была цена, лежкость и внешний вид. Все!»
Когда ты бездушно перепродаешь товар — это одно, а когда выращиваешь — другое. Меня это задело до глубины души. Я подумал: «Ну как же так? Неужели весь рынок устроен таким образом? Лежкость, цена и внешний вид — все. А как же вкус?» Никого это не волновало. Потом я окончательно убедился, что федеральным сетям вообще не до этого. Их интересует то же самое, что и этого крупного перепродавца.
Два года назад, в сентябре 2018-го, когда мы разошлись с партнером по бизнесу, у меня в голове начал складываться план — нужно было исправлять ситуацию. Есть рынок спелых и вкусных фруктов и овощей. Кто о нем позаботится?
Единственное место, где все мы могли купить спелое, вкусное, сладкое, сезонное — рынки. Но на рынках выходного дня или крупных модных московских все крайне дорого стоит.
Я понимал, что высокая цена обоснована высокими арендными ставками, большими костами в бизнесе, но не до конца — себестоимостью продукции.
И что ты сделал?
У меня были друзья-партнеры, с которыми я много работал. У них взял партию спелых фруктов и овощей, предложил ее просто в соцсетях — по друзьям, и она очень быстро разлетелась.
Я получил прекрасный фидбэк от моих первых покупателей — «Как круто! А можно еще?». По сути, модель сразу обкатали без больших просчетов и коммерческих планов. Грубо говоря, я сделал MVP, запустил и быстро получил результат.
Дальше надо было масштабироваться, работать над удобством, продавать не из машины — открывать точки выдачи. Так «заварился» проект, который мы и назвали «Фруктовый голод».
Как все устроено во Фруктовом голоде? Он ведь отличается от стандартного магазина.
Да, все по-другому. У нас нет возможности выбирать из широкого ассортимента — поставляем только спелое и сезонное по предзаказу. В понедельник и вторник заказы собираем, в четверг и пятницу — выдаем и доставляем.
Мы выбрали эту модель осознанно, потому что каждую неделю ассортимент наш может меняться. И мы постоянно объясняем это покупателям.
Сначала они негодуют, не понимают, не хотят разбираться, но после первого, второго, третьего заказа не просто мирятся, а становятся в каком-то смысле евангелистами этого движения.
Например, мы говорим покупателям о том, что этот апельсин сладкий, потому что он такого-то сорта, в этом месяце он есть, а в следующем его может уже не быть. Берите, пока есть!
Получается, что ты прекрасно понимаешь, что фрукты быстро портятся и в обычном магазине это — убыток, и создаешь бизнес, где продаешь только самое привлекательное, еще и по предзаказу? Выглядит как модель, которая выстрадана и создана для минимизации рисков и потерь.
Она выстраданная, конечно. Все федеральные сети работают по принципу «сократить потери». Для них фрукты и овощи — убыточная категория, которую нельзя выключить, ведь нужно держаться с конкурентами на одной линии. Сети зарабатывают не на этом. Разумеется, для них в приоритете всегда будет минимизация потерь, и это не секрет.
Начиная, мы прекрасно понимали, что не просто заходим в скоропорт, как АШАН и другие, а максимально усложняем себе задачу, работая со спелым — срок жизни плода сокращается примерно с недели до трех дней.
Ну вы же все-таки сначала принимаете заказ, риски минимизированы.
Разумеется, да. Нам нужна была модель, по которой можно максимально сократить издержки, связанные с качеством. Ситуаций, когда мы взяли чего-то впрок пять тонн и не продали, мы не хотели допускать.
Да, у нас модель, по которой мы сначала собираем заказы, затем под эти заказы закупаемся у партнеров или свои остатки товара со склада завозим. Таким образом мы, конечно, сокращаем часть расходов. Но и цены для конечного покупателя!
Все стандартные интернет-магазины, торгующие фруктами-овощами, ставят цены значительно выше наших, так как включают туда эти самые риски скоропорта. И при этом они, как правило, торгуют чем-то еще не спелым.
Мы значительно более пластичны с точки зрения стандартов бизнеса. Например, можем быстро убрать продукт, который становится рискованным.
Как часто у вас меняется ассортимент? Вы работаете не первый год, вы видите, сколько продали в прошлый период — всегда можно спрогнозировать закупки. В чем проблема в закупках у вас? Часто меняются поставщики, например?
Это очень дикий рынок. Тут много неприятных вещей, например, расчет наличными средствами. «Вбелую» мало кто работает.
Из-за этого приходится отдавать налоги «вперед» — ставить каждую точку на патент и платить фиксированную ставку. За многие годы я понял, что это единственный путь, который возможен. Рынок серый, на нем сложно что-то делать честно. И максимально застраховаться можно, только если решить вопросы с налоговой сразу. Мы — честные, так и делаем.
Каждую неделю мы меняем ассортимент: что-то выбывает, что-то включается обратно. Если какого-то продукта нет в достаточном количестве, мы его не будем ставить — это наша позиция.
Правда, недавно было исключение — египетский гранат. Его нужно было быстро продавать и срочно есть. Сделали привлекательную цену — товар немного выходил за грань наших стандартов. Мы сказали нашим клиентам: «Вот вам суперцена — в 2 раза ниже, чем в магазинах, хотите — берите». И у нас его расхватали за час — коробок 200, и все были счастливы. Сейчас то же самое происходит с манго: 300 коробок — это полторы тонны — ушли за восемь часов.
Ничего себе — какие объемы!
Да, и продолжение следует. Пока мы с тобой общаемся, мой инстаграм разрывают — мы вчера обновили предложения. Некоторые клиенты даже гневные комментарии пишут, потому что товара не хватает.
Давай про ваших клиентов. Как я понимаю, есть армия фанатов. Как часто они возвращаются? Много повторных продаж?
Мало кто после первого заказа от нас отказывается. Тут все просто: когда торгуешь спелым, человека это вводит в ступор — все привыкли к стандартам качества сети.
По сути, именно супермаркеты дают нам дорогу. Человек пробует авокадо, а оно мягкое — не то, что лежит на полках в федеральных сетях. Он не понимает, почему цена ниже, а качество лучше. Это вводит покупателя в состояние эйфории, и такой человек с нами надолго.
Неужели у вас совсем не бывает брака?
Мы сразу клиентам объясняем, что в случае со спелым продуктом определить грань между спелостью и перезрелостью трудно, она практически неощутима.
Как и часть игроков на рынке, мы готовы по фотографии возвращать стоимость испорченных плодов. Во ВкусВилле, например, процент списания по возвратам — это доли процентов выручки. У нас та же история. Мы без проблем возвращаем.
Благодарные клиенты не пытаются нас обмануть, даже часто звонят и говорят: «Нам ничего не надо возвращать, но вот есть небольшая проблема: из 10 авокадо попалось три плохих».
Когда наш менеджер предлагает вернуть треть суммы от заказа, покупатели отказываются и говорят, что не обижаются и придут в следующий раз, а позвонили просто для информации.
Как вы продвигаетесь? Сайт, соцсети? Что лучше работает?
Сначала лучше работал фейсбук, сейчас — инстаграм. В меньшей степени — ВКонтакте. Достаточно хорошо работают телеграм и ватсап — в основном мессенджерами пользуются новые клиенты. Сайт — это основа основ, так как все соцсети приводят туда.
Как устроены торговые точки? У вас штат или аутсорсинг?
Те, кто работают не в офисе, а на наших двух точках, — это в основном персонал на аутсорсе плюс курьеры для доставки.
Наши точки на самом деле не совсем точки продаж, а пункты выдачи товара. И работают они всего два дня в неделю. Когда мы находимся там в другие дни, люди просто заходят с улицы, интересуются, подписываются на нас в инстаграме и становятся клиентами.
До интервью ты упоминал, что у тебя есть еще второй похожий бизнес. Давай поподробнее!
Мы выращиваем клубнику в Крыму на площади 60 гектаров. Клубника — очень интересная тема, с которой я столкнулся полтора года назад, когда начинал работать с ВкусВилл. От них я узнал, какой гадостью поливают клубнику в России и какой ужас творится на агрорынке в сфере выращивания ягод. Этот факт не дал мне оставить все как есть.
Мы нашли людей в Крыму и начали выращивать нормальную клубнику. Первую партию я в этом году привез к нам, и ее просто расхватали. Она была поздняя — собрали в начале октября, — и вяленькая, так как везли на перекладных, но такая вкусная, что спрашивают про нее до сих пор.
В следующем году у нас должен быть большой урожай, который мы будем реализовывать как через Фруктовый голод, так и через федеральные сети, потому что примерно 150 тонн сложно продать только через наш проект.
Получается, что твои наработанные связи как поставщика для федеральных сетей дают возможность поставлять качественные фрукты, овощи и ягоды по всей России?
Да дело даже не в том, что качественные. В России очень много проблем с безопасностью продукта. Год назад я был в шоке, когда узнал, сколько недобросовестных аграриев занимается этим бизнесом.
Дмитрий, расскажи немного о себе. Ты как-то связан профессионально с агрономией? Может быть, ты — биолог?
Нет, окончил технический ВУЗ. Но так уж получилось, что приходится погружаться в процесс, и это я люблю.
Осенью у меня возник вопрос, почему я загрузил в Крыму эту самую клубнику красивую и красную, а через два дня она приехала в странном состоянии? Я нашел людей, которые смогли объяснить. С ними мы сейчас и строим этот бизнес на основе их проекта по выращиванию.
У моего сына проблемы с лактозой и глютеном, это портит жизнь ребенку и родителям. Я задался вопросом: «Почему у нас болеют дети?». И один из ответов — то, как в России производят продукты питания, как выращивают. Многие просто зарабатывают деньги без обязательств.
Здесь миллион вопросов и, разумеется, я начал копаться. Пришлось залезть и в биологию, и в агрохимию. Я понял, что нужно об этом писать статьи: наши покупатели постоянно спрашивают про качество и безопасность.
Есть много мифов, например, что китайское — это плохо. Некоторые люди видят манго из КНР и говорят: «Оно китайское, я его брать не буду». А на вопрос «почему» ты получаешь дозу стереотипов, хотя бояться надо не китайского, а, к сожалению, российского.
Расскажи, какой у вас объем продаж, чтобы наши читатели представляли масштаб.
Наш оборот — приблизительно 400-700 тысяч рублей в неделю. Но надо понимать, что есть сезонность, и в противовес — товары-флагманы, которые тянут за собой продажи.
На сайте выставлены не только фрукты, но и, например, сыр. Что это за история?
У нас есть не только сыр, но и бакалея. Мы начинали только с фруктов и овощей, а затем клиенты попросили дополнить ассортимент. Покупать только фрукты и платить за доставку, а другую еду заказывать еще в каких-то магазинах и тоже платить за доставку — накладно. Мы — не крупные сети и не можем себе позволить доставлять бесплатно.
Поэтому добавили бакалею, и теперь люди могут заказывать больше разных продуктов в рамках одной доставки. Мы не стали включать в ассортимент самые простые продукты, не полезли в бизнес федеральных сетей, а начали искать то, что сами готовы ставить на стол.
Орехи, как оказалось, очень популярны среди наших клиентов. Для меня это новый рынок, на котором много подводных камней как в плане качества, так и по ассортименту. Раньше я искренне считал, что цена всегда решает вопрос, но это не так. Оказывается, решает вкус, и это приятно осознавать.
Например, я не верил, что кто-то будет покупать дорогие американские фисташки — они в два раза дороже, чем иранские, которые тоже ничего по вкусу. Но клиенты проголосовали именно за американские и прекрасно их берут, не хотят ничего другого.
У нас в модели есть хороший момент, которого точно нет в оптовой торговле — очень легко протестировать новую идею и получить обратную связь. Это не требует много сил и ресурсов — зато позволяет быстро понять, как реагирует на что-то потребитель.
Мы много общаемся с нашими клиентами. У нас есть менеджер, который регулярно обзванивает покупателей: все ли ок, чего надо добавить / убрать и так далее.
Так мы пытаемся с одной стороны не сильно расширять количество SKU, но при этом выявлять потребности и их удовлетворять.
Расскажи про автоматизацию. С чего, например, у вас начался учет?
Начинали мы с таблички в Excel. 1С нам не подходил — сложное решение в самом начале было не нужно.
Когда мы подросли, пришлось искать продукт, который помогал бы считать, и это был МойСклад. Я его перетащил с прошлой своей работы — у нас было направление, которое мы вели в МоемСкладе. Все удобно.
Потом выяснилось, что и сайт на Тильде с вашим сервисом интегрируется — многое можно автоматизировать. Это сильно упростило нашу работу.
А дальше мы поставили приложение Касса МойСклад на наши точки выдачи товара. Все хорошо, но если будет улучшена интеграция с Тильдой и эквайринговыми терминалами — будет еще лучше.
Кстати, вы ведь коробками торгуете. Интересно, что у вас является единицей учета?
У нас постоянная путаница: есть товары, которые учитываются килограммами, есть то, что учитывается штуками, и то, что учитывается коробками: ) И это основная боль нашей бухгалтерии, которая постоянно нам намекает, что нужно все систематизировать.
Это довольно сложно — номенклатура все время меняется, невозможно все сразу забить в программу. Мы пытались работать через блок Производство в МоемСкладе, а также через комплекты, но пока не определились, как нам удобнее. Будем думать дальше.
К чему сейчас стремится Фруктовый голод, какие планы на будущее?
Я считаю, что Фруктовому голоду достаточно открыть еще примерно пять-шесть точек выдачи по Москве, и дальше стоит остановиться, потому что контролировать спелые фрукты и овощи в нашем формате очень сложно.
Совсем не хочется превратиться в очередного игрока на рынке ритейла, который хочет что-то у кого-то отнять в этом океане под названием Москва.
Моя мотивация — это благодарность клиентов. И если я услышу от них, что все испортилось, для меня это будет ударом.
Сейчас мы с партнером начинаем развивать фермерское направление, которое связано с одной интересной коллаборацией. Об этом в другой раз.
Мы не хотим стать очередным ВкусВиллом — ни сил, ни организационных возможностей на это нет. А про то, чтобы запускать очередную сеть, я даже и думать не хочу.
Что тебя заставляет ежедневно ходить на работу и вот это вот все придумывать?
Слава богу, не ежедневно, мы все-таки с выходными работаем :)
Главное, конечно, фидбэк — приятно видеть, как клиенты возвращаются, говорят «спасибо». Когда я работал в опте, обратной связи не было — все сухое и никакое, суровый и беспощадный бизнес, который заставляет искать силы, чтобы встать и идти дальше.
С Фруктовым голодом иначе: это постоянное общение и позитив. У нас в группе в фейсбуке без всяких накруток — очень много отзывов и всего один негативный. Это безумно приятно.
Кстати, кто придумал такое классное название вашему бизнесу?
Я сидел с семьей в кофейне, и оно мне пришло в голову за 10 минут — просто надо было что-то придумать. Кто-то смеется над названием и говорит: «Какой же фруктовый голод, если у вас на сайте макарошки продаются?» : )
А мне нравится слово «голод», оно притягивает внимание.
И традиционный последний вопрос: совет начинающему предпринимателю, кто сейчас открывает свой бизнес. Можно с поправкой на COVID.
Однозначно не стоит открывать очередные проекты с фруктами-овощами и плавать в море конкуренции, не понимая, что клиент всегда должен быть доволен.
Сейчас наконец умерла модель, в которой все выстроено вокруг собственника или инвестора. И возникла модель а-ля ВкусВилл, который дернул рынок. В ней во главе стоит потребитель.
Не надо строить бешеные бизнес-планы: достаточно сделать MVP — и в путь, проверять, насколько твой клиент удовлетворен. Если он доволен, бизнес не может прогореть — он выплывет. Это касается любого бизнеса с человеческим лицом.
Второй момент. Сейчас все, что касается e-commerce, очень важно. Делайте с упором на это.
И третий пункт: больше автоматизации и меньше издержек — это классика. Используйте технологии, инвестируйте в них и получайте мощные конкурентные преимущества. Рынок, на котором я работаю, нецивилизованный, и автоматизация — это самый простой способ обогнать большую часть игроков.
Вы можете уже завтра уволить восемь менеджеров, а продажи и лояльность клиентов от этого только вырастут. При этом вы еще 2,8 млн руб/год на ФОТ (фонд оплаты труда) сэкономите. Как это возможно? Сейчас расскажу.
Но данные могут стать поводом для проверки.
Ни одна компания не обходится без креативных визуальных решений. Они необходимы для всего: от ярких стендов на выставках до впечатляющих лендингов, от брендбуков до рекламных роликов. С этим брендам помогают дизайнерские агентства полного цикла. Рассказываем, какие услуги они предоставляют, сколько это может стоить и как выбрать, с кем сотрудничать…
Чтобы воспользоваться этим методом, нужно зарегистрироваться в системе и привязать биометрию к банковской карте.
В Sidorin Lab (SL) мы не спали ночами, экспериментировали и рисковали — и так весь 2024 год. Где-то сработало отлично, где-то пришлось наступить на грабли. Рассказываю все как есть: достижения, фейлы и планы на следующий год.
Не размениваемся на «главное — узнаваемость» и «результат будет через пару годиков», а работаем на окупаемость.
Комментарий недоступен
Уточните где эти ссылки? У нас не стандартный формат, но ссылок битых вроде нет.
Еще вот этот формат заготовленных вопросов напрягает :) Я прервался на третьем, кто больше?
Лень считать, но примерно там же ))
посмотрел цены на фрукты. видимо зима - не похоже, что фрукты дешевле магазинных или Вкуссвилловских
но скорее всего вкуснее ))