Как написать бронебойный сценарий для объясняющего ролика

Объясняющее видео, оно же продающее или презентационное видео – главное оружие маркетолога интернет-эпохи. Большая мощная пушка, как у Шварценеггера в фильме “Коммандо”. То, что пробивает броню недоверия к рекламе, продукту, компании.

Как написать бронебойный сценарий для объясняющего ролика

В пострекламном мире брендам стало особенно сложно выгрызть место на рынке. В 90-е было достаточно заявить “Если любите прохладу, свежий воздух круглый год, обращайтесь на Московский Вентиляторный Завод!”, чтобы продажи кондиционеров выросли в разы. Сегодняшний зритель спросит: “Это ещё почему? А может питерский завод лучше?”.

Пример рекламы и коммуникаций из 90-х

У потребителя появился выбор. И компаниям теперь приходится не только привлекать к себе внимание, но и убеждать. При этом помнить, что долгих скучных лекций никто не любит, концентрация внимания зрителя сегодня как у аквариумной рыбки (8 секунд – доказанный научный факт), а рекламу и вовсе сразу выключают.

Вот почему инновационные компании так любят объясняющие видео. Они позволяют рассказать просто о сложном, не отнимают у зрителя много времени, а вместо кричащих слоганов используют грамотный сторителлинг, драматургию и “крючки” из большого кино.

Актуальный пример коммуникаций (презентация компании)

Если имиджевое видео “тащит” за счет визуала, то в презентациях тонкая грань между успехом и провалом гораздо сильнее зависит от сценария.

Алексей Шамин, Продюсер

В этой статье расскажу, каким должен быть сценарий объясняющего ролика, опираясь на собственный многолетний опыт и советы топовых сценаристов в РФ, с которыми работаем.

Статья не заменит учебник по сценарному мастерству и 10 лет опыта работы с такими сценариями, но позволит избежать типичных ошибок и разобраться в вопросе на уровне маркетолога “в теме”.

Правда на первом месте

Мы постоянно должны преследовать чувство честности и искренности в наших коммуникациях. То, что делают специалисты рекламной индустрии – так это рассказывают правдивую историю, которая стоит за продуктом или брендом. Любую фальшь зритель прекрасно чувствует.

Лучшая и эффективнейшая из всех стратегий в рекламе, которой вы можете следовать – это говорить правду. Все лучшие рекламные кампании – те, которые говорили правду. Мы восхищаемся правдой, но нам сложно самим выражать ее. Вместе с этим мы любим правдивых людей. Говорите правду и сделайте ее интересной!

<i>Залог успешной коммуникации – искренность</i>
Залог успешной коммуникации – искренность

Реклама – это на 80% идея и на 80% реализация

Нет, не подумайте, я умею считать. В этом и заключается величайшая головоломка рекламы: как придумать блестящую идею и как блестяще перенести ее на экран? Обе эти вещи одинаково и чрезвычайно важны. Идея — еще не идея до тех пор, пока не была реализована. В претворении идеи в жизнь происходит вся магия, а до тех пор идея — это просто теория.

Вы можете написать что угодно, но без диалога и совместной работы с людьми, которые будут воплощать ваш сценарий в жизнь, ваше творчество не несет никакой ценности. Нельзя написать текст спикера без согласования с диктором или звукорежиссером, а видеоряд – без обсуждения с арт-директором или продюсером.

Ваш сценарий не закончен, пока не согласован с командой. Только в кооперации с коллегами получите законченный и работающий сценарный план. И только с опытом научитесь заранее учитывать возможные будущие нюансы производства видео.

Краткость – всё ещё сестра таланта

Я люблю тот факт в рекламе, что с помощью 60 секунд вы можете не только изменить чью-то жизнь, но и наследие, а также финансовое состояние бренда. В эксплейнерах у вас есть на это 120 секунд.

Чем короче, тем лучше. У вас есть 5 секунд, чтобы привлечь внимание зрителя и около 90-120 секунд, чтобы объяснить как это работает и донести свой месседж. Согласно статистике, после двух минут просмотра ролика концентрация зрителя резко снижается. Мы подробно касались этого в статье “Оптимальный хронометраж видеоролика”.

Золотой стандарт для эксплейнера — не более 90 секунд и не более 180 слов. При этом ключевой посыл должен уместиться в одно предложение и прозвучать уже в первые 30 секунд хронометража.

<i>Чем короче – тем лучше</i>
Чем короче – тем лучше

Памятка по форматам видео, которой стоит придерживаться:

  • Короткий рекламный (промо) ролик – до 25 секунд
  • Стандартный рекламный ролик – 30-45 секунд
  • Длинный рекламный ролик – 50-60 секунд
  • Эксплейнер (презентационный/объясняющий ролик) – 90-180 секунд
  • Обучающий ролик – 4-5 минут
  • Короткометражный (корпоративный/имиджевый/документальный) фильм – от 5-7 до 25 минут
  • Полнометражный фильм (фильм о бренде, компании, предприятии) – от 45 минут и выше

Конечно, это субъективная оценка, цифры могут незначительно варьироваться, но в общем хронометраж видеоформатов для бизнеса чаще всего укладывается в обозначенные рамки.

Алексей Шамин, Продюсер

Трехактная структура. Что? Как? Почему?

Тот, кто рассказывает лучшие истории – правит миром.

Как и в любом художественном произведении, в основе сценария аудиовизуального творения, то есть объясняющего ролика, лежит трехактная структура, завязанная на три “золотых” вопроса.

Что? Какую “боль” клиента решает ваш продукт? Сразу заострив внимание на проблеме, мы заставим зрителя включиться. Это вступление и завязка. Не бойтесь использовать юмор на данном этапе. Он поможет расслабить людей, снизить отторжение от очередной новой информации и услышать, увидеть, воспринять идею.

<i>Даже Джокер любит смеяться</i>
Даже Джокер любит смеяться

Как? Пока внимание зрителя еще сконцентрировано, объясняем ему, как наш продукт помогает решить проблему. Ни в коем случае не впадаем в пространные объяснения и не углубляемся в детали – нет времени. Это середина и кульминация.

Почему? Завершаем ролик объяснением, почему зритель должен выбрать именно ваш продукт, а не похожее решение от конкурентов. Это развязка. Приберегите для нее реально увесистые доводы и ваши отличия.

<i>Знаменитая трехактная структура повествования</i>
Знаменитая трехактная структура повествования

Чем проще, тем лучше

Нет, не надо писать сценарий как для детей – это байка от фантазеров, которые никогда не писали ничего, кроме воды. Но представлять, что ваш зритель подросткового возраста, просто с соответствующим образованием и прочими атрибутами вашей целевой аудитории, на самом деле полезно.

Идеальный объясняющий ролик должен быть привлекающим, коротким, вовлекающим и легким для понимания. Менеджеры слишком любят свой продукт, считают важной каждую мелочь и стремятся донести до клиента максимум информации, а порой уходят в технарщину.

Именно поэтому, когда заказчик сам решает написать сценарий, всегда получаем его с формулировкой – вот вам сюжет, тут 2 минуты. Садимся с командой изучать, реальность – минимум 5 минут.

Перед тем как садиться за сценарий, сформулируйте один ключевой посыл, который ляжет в основу ролика и целевое действие, которое должен выполнить зритель после просмотра.

Помните, что худший исход: зритель заскучал и прервал просмотр. Поэтому один ролик – один месседж. Даже если у вас многофункциональный продукт с кучей преимуществ, выберите одно, самое важное для ЦА.

Дикторский текст тоже должен состоять из кратких простых предложений. Пиши, сокращай, как завещал великий Ильяхов.

<i>Упрощайте и сокращайте!</i>
Упрощайте и сокращайте!

В центре внимания клиент, а не продукт

Когда вы объясняете суть продукта – объясняйте решение проблемы КЛИЕНТА, а не своей проблемы. Убедите, что решаете ЕГО проблему. И чтобы это сделать, нужно знать и понимать своего зрителя. Что это значит?

Например, это значит использовать слова и выражения, терминологию, которая релевантна ЕГО потребности, а не вашей. И тогда зритель подумает: черт побери, да, они действительно меня понимают!

Очень важно использовать ЯЗЫК КЛИЕНТА, когда вы продаете продукт, а не ваш язык. Найдите способ убеждения зрителя в том, что понимаете его потребность. Это самая главная вещь, которую вы можете сделать. Когда вы убедили его, что понимаете, он с гораздо большей вероятностью выслушает ваше решение.

Если вы говорите зрителю «это круто» — вы его потеряли. Представьте, что пришли к врачу и он только и говорит о том, что недавно открыли «новый крутой способ лечения», который хотел бы применить на вас. Вас сильно это заинтересует, особенно если это не имеет никакого отношения к вашему заболеванию?

Важно, чтобы зритель проникся. В видеопродакшене для этого в ход идёт масса рычагов: от кропотливой работы дизайнеров и концептщиков над образом персонажа до характерного произношения в исполнении нейтив-диктора.

Алексей Шамин, Продюсер

Показывайте, а не рассказывайте

Эй, мы же делаем видео, верно? Человек верит глазам. Так покажите.

Мозг устроен так, что он воспринимает визуальную информацию быстрее аудио. Быстрее в 60 000 раз, если верить исследованиям. Создавая сценарий ролика, постоянно помните, что не нужно описывать словами то, что можно показать на экране.

Тем более, в анимационном ролике, можно позволить себе многое, что не получится с обычной видеосъемкой. Здесь в нашем распоряжении десятки разнообразных стилей моушн-дизайна, поэтому меньше слов, больше самого содержания в кадре. Всю ключевую информацию надо ПОКАЗАТЬ!

<i>Пример: с увеличением глубины переработки нефти растет и получаемая компанией прибыль</i>
Пример: с увеличением глубины переработки нефти растет и получаемая компанией прибыль

На какие “кнопки” будем давить

Объясняющие ролики не раздражают зрителя, потому что не предлагают что-то купить. Вместо кричащих слоганов, мы предлагаем решение насущной проблемы или задачи.

И здесь есть две основных модели повествования:

Гуманизировать продукт – привести простой понятный пример из жизни. Разобрать типичную ситуацию для целевой аудитории и через нее показать пользу.

Зачем? Чтобы в дальнейшем, в ситуации выбора товара/продукции вашей категории покупатель вспомнил именно о вас. Подумайте сами: когда вы едите на работу и хотите кофе – о каком первом бренде вспоминаете? Когда едите с семьей и голодны – какой бренд приходит на ум? Идея в том, чтобы приходить на ум первым в большем числе таких ситуаций покупки. Чем лучше вас помнят – тем больше ваши продажи.

Аналогичным образом, показав ситуации применения промышленного минерала – брусита, мы написали сценарий презентационного ролика «Русской Горно-Химической Компании», ролик которой приводили в начале статьи. А теперь можете ознакомиться со сценарием и увидеть, как этот принцип реализован на практике:

Романтизировать продукт – сделать его привлекательным. Сыграть на любопытстве пользователя или его желании выделиться. Больше подходит для имиджевых видео, здесь визуал – наше всё.

Понять, как какой путь более уместен в вашем случае, помогают три золотых вопроса:

  • В чем ценность нашего продукта?
  • Почему он лучше, чем аналогичные продукты конкурентов?
  • Что зритель должен вынести из ролика?

В рекламе принято считать: нужно что-то продавать зрителю. Но лучше делать ровно обратное – вдохновлять людей, чтобы они шли за вами и потом покупали, нежели вы бы просто их проинструктировали по покупке чего-либо и продали товар. Крупные бренды вроде Apple или Johnnie Walker вдохновляют – это главное, что они делают с помощью рекламы.

Алексей Шамин, Продюсер

Принцип подходит для премиальных и дорогих продуктов. Например, таких как ювелирные украшения TABAYER – дочки британского ювелирного дома GRAFF. Клиент запросил “вау” – получил сотни тысяч просмотров и сотни восторженных комментариев в Инстаграме бренда.

Проблема – решение

Проверенная схема для анимационного эксплейнера. Придумать героя или ситуацию, в которой зритель легко узнает себя и свою “боль”. Показать, как ваш продукт помогает герою преодолеть обстоятельства и выйти победителем.

Яркий пример – наш эксплейнер для латвийской компании Jumis.

Будь круче

Здесь мы предлагаем не решение проблемы, но возможность приобрести статус – пожалуй, единственный случай, когда аргумент “это круто” работает. Стать популярнее, богаче, статуснее (выбирайте любой из семи смертных грехов человека). Для таких видео не обязателен сюжет и персонажи. Важнее разжечь любопытство зрителя и задать нужное настроение.

Совсем как в нашем ролике для сервиса InstaGame.

Кейс InstaGame

Заключение

Многие мэтры рекламного мира и коммуникаций сходятся в одном: легче и эффективнее всего рекламируются и продаются продукты, у которых есть правдивое уникальное позиционирование и отличие от конкурентов. Поэтому ваша задача – найти эти отличия и правильно подать аудитории.

Алексей Шамин, Продюсер

Теперь вы знаете, на какие нюансы обратить внимание при работе над сценарием объясняющего ролика. Кажется, теперь нашим сценаристам придется сильно постараться, чтобы угодить такому подкованному читателю :)

77
3 комментария

Спасибо за полезную информацию!

1
Ответить

Бесполезная трата денег.  В России все решают откаты.
Причем коррупция давно уже вышла на общепотребительский уровень.

Ответить

Так можно сказать о чем угодно – сайтах, сервисе, рекламе и др. 
Наверно, если бы всё было бы так просто, то и все эти новые диджитал-инструменты не появлялись в России. Тем не менее, видим, что они есть и иногда даже приносят пользу) 

Ответить