Почему экосистемы выигрывают в кризис

Heads and Hands — разработчики мобильных экосистем, перевели материал Harvard Business Review, в котором на примерах показано, почему экосистемы выигрывают у классического бизнеса в период кризиса и как начать трансформацию прямо сейчас.

Большинство компаний не может быстро трансформировать бизнес-модель для получения новых источников дохода. Направления их деятельности крепко взаимосвязаны стандартными процедурами, а стоимость изменения рабочих процессов высока.

Коронавирус выявил уязвимости компаний, конкурентные преимущества которых основаны на владении уникальными материальными активами, такими как авиалинии, круизные линии, производственная и традиционная розничная торговля. Другие производители получили временные преимущества со стартом производства медицинских принадлежностей: масок, дезинфицирующих средств и аппаратов искусственной вентиляции легких.

Однако есть компании, которые используют партнерства, объединения и инвестиции для постоянной адаптации своих предложений к изменяющейся базе клиентов. К таким относится Alibaba Group, которая владеет крупнейшим розничным бизнесом в Китае, крупнейшей в мире fintech-компанией Ant Financial, глобальной логистической сетью Cainiao, платформой цифрового здравоохранения Alibaba Health, сервисом облачных вычислений Aliyun и компаниями во многих других отраслях. Или японский Recruit Holdings, который начал свою деятельность в области подбора персонала, а теперь включает в себя компании в сферах туризма, ресторанного бизнеса, образования, продаж подержанных автомобилей и платежные системы. Даже в марте 2020 года Amazon в США и JD.com в Китае набирали новых сотрудников, чтобы стимулировать дальнейший рост. Все перечисленные компании являются экосистемами и в этом их основное преимущество.

Кейс Ping An

Почему экосистемы выигрывают в кризис

Цифровые платформы имеют естественные преимущества для построения экосистемы, но и традиционные компании могут начать трансформацию. Ping An, китайская страховая группа компаний, вторая по величине в мире, в течение десяти лет трансформировала свой бизнес в экосистему, сфокусированную на пяти областях: финансах, недвижимости, автомобилестроении, здравоохранении и обслуживании «умных городов». Хотя бизнес по страхованию жизни сильно пострадал из-за коронавируса, B2B-клиенты, в том числе более 30 банков, обратились к облачным решениям Ping An для финансового сектора. В феврале 2020 года Ping An объявили о планах увеличения инвестиций в технологии в условиях кризиса.

Экосистему Ping An особенно мощной делает «полный стек» взаимозависимых предприятий, которые работают автономно в секторах, смежных с основными финансовыми предложениями Ping An. Эти предприятия обеспечивают широкий спектр потоков доходов и бизнес-моделей с возможностью перекрестных продаж и привлечения новых клиентов из одного бизнеса в другой. Благодаря широкому спектру направлений деятельности некоторые предложения в экосистеме Ping An удовлетворяют изменившимся в кризис потребностям клиентов.

Например, приложение для предоставления медицинских услуг онлайн Ping An Good Doctor до кризиса было небольшой и убыточной частью бизнеса. Сейчас оно может начать приносить прибыль. «Во время вспышки коронавируса было продемонстрировано, что медицинская консультация в режиме онлайн является эффективным и удобным методом, который позволяет пациентам избегать заражений», — говорит Ван Тао, председатель и исполнительный директор Ping An Good Doctor.

Как экосистема, Ping An может позволить себе проиграть в ставке на одну из отраслей, но выиграть в другой. Преимущество экосистемы в том,чтобы обеспечить динамическую диверсификацию доходов.

Два важных шага помогли Ping An реализовать огромное экосистемное преимущество. Во-первых, они производят собственные технологии. Ping An регулярно переупаковывает свои решения в новые продукты, но только после того, как те доказали свою успешность внутри компании. Например, в разгар пандемии коронавируса они одними из первых перенесли всю деятельность в онлайн, завершив процесс к 3 февраля 2020 года. Как только решение доказало свою успешность, Ping An быстро превратили его в новое предложение для финансовых компаний.

Второе преимущество относится к организации автономных бизнес-единиц. Технологические решения предлагают многие компании, гораздо сложнее найти новых клиентов. Подразделения Ping An автономны, они могут не запрашивать постоянно одобрение своих действий.

Одна бизнес-единица может охватывать области от финансов до здравоохранения и «умных городов» и обеспечивать целостные решения для всех этих рынков. Например, Ping An Smart City обеспечивает решения для «умного города» в Шэньчжэне. Во время кризиса она расширяет свою деятельность, предлагая умную систему считывания снимков КТ, разработанную и проданную в рамках медицинского бизнеса Ping An Good Doctor.

Шаги для построения устойчивого бизнеса

Построение всеобъемлющей бизнес-экосистемы по типу Ping An требует постоянных долгосрочных инвестиций. Тем не менее можно выделить несколько шагов, которые компании могут предпринять для обеспечения устойчивости бизнеса в краткосрочной перспективе:

  • Возобновите связь с партнерами. Вместо того чтобы зацикливаться на себе, самое время обратиться к своей партнерской сети. Дайте знать, что вы открыты для новых бизнес-возможностей.

  • Максимизируйте обучение всей системы. Откройте свои цифровые рабочие инструменты для деловых партнеров. Цифровые инструменты помогут снизить расходы на связь между вами и вашими партнерами. Убедитесь, что транзакции выполняются через API, а не вручную по электронной почте.
  • Создайте «технологическую полку» для партнеров. Рассмотрите ваши технологии и ресурсы с точки зрения пользы для партнеров. Вероятно, у вас на руках есть новые возможности, о которых вы не знаете.
  • Изучите свои рыночные возможности. Рыночная разведка в реальном времени — это золото. Ваши партнеры и клиенты — лучшие представители рынка в данный момент. Не ждите следующего квартального отчета.
  • Переосмыслите проблемы клиентов. Ваши клиенты после кризиса, возможно, поведут себя иначе. Подумайте, какие проблемы с клиентами вам предстоит решить, и начните готовиться уже сегодня.
  • Забудьте о синдроме изобретателя. Хватит полагаться на то, что вы все можете сделать самостоятельно. Сейчас самое время мобилизовать любые ресурсы не только внутри компании, но и за ее пределами. Ваши партнеры, возможно, уже способны предоставить решения для нового рынка.

Организация бизнеса как экосистемы позволяет компаниям снизить риски в неопределенных ситуациях и получить конкурентное преимущество в кризис.

Мнение Heads and Hands

В наше время сложно представить успешную экосистему, которая существует вне цифровой платформы. Если вы работаете с широкой аудиторией, то важным каналом коммуникации становится мобильное устройство. Те же Ping An представили экосистему в области здравоохранения Ping An Health для взаимодействия с пользователями в формате приложения Ping An Good Doctor. В нем можно записаться к врачу, получить онлайн-консультацию, хранить электронную медицинскую карту, покупать лекарства, заказывать анализы, наблюдать свою дневную активность.

Цифровая платформа упрощает масштабирование экосистемы: позволяет легко встраивать новые сервисы, обеспечивает непрерывный пользовательский опыт с помощью единого профиля и программы лояльности.

Александр Семенов, CEO Heads and Hands
88
Начать дискуссию