Куда занесло «Алису»: краткий обзор рынка «умных» колонок в России и мире
Amazon, Google, Apple и «Яндекс» сражаются за пользователей, которым пока не нужны такие устройства.
По данным аналитической компании Canalys, к концу 2018 года рынок «умных» колонок вырастет до 100 миллионов пользователей, что в 2,5 раза больше прошлого года. Устройства на базе Amazon Echo займут более 50% рынка, на базе Google — 30%, а Apple HomePod купят только 4% потребителей.
Разрыв между Amazon и Google будет постепенно сокращаться: к 2022 году доля сравняется и составит 34%.
В США «умные» колонки перестали быть новинкой. В феврале 2018 года уже у 20% американцев дома стояло хотя бы одно подобное устройство. Этому способствовало несколько факторов:
- Жестокая ценовая война между Google и Amazon. Компании стремятся увеличить пользовательскую базу и забрать потребителя в свою закрытую экосистему.
- Разнообразие устройств. Google и Amazon перед распродажами анонсируют новые устройства, снижают цены и предлагают максимально доступные колонки, 29-долларовые Amazon Echo Dot и Google Home Mini.
- Активные рекламные кампании «умных» колонок в Черную пятницу.
- Проникновение «умных» колонок в домохозяйства с низким доходом. Устройства подешевели, упростились и перестали быть игрушкой для богатых любителей технологий.
- Простота. Голосовые помощники популярны у детей и пожилых за счет развлекательных функций и простого управления. Дети воспринимают Alexa как друга, играют, общаются, задают вопросы.
Растет число пользователей сразу с несколькими колонками в доме: с 20% в июне 2017 до 30% в феврале 2018 года. 10,5% жителей США имеют три и более колонок в доме для каждой комнаты.
Китай, по мнению аналитиков — «спящий гигант» с огромным потенциалом роста в 450 миллионов домохозяйств (городских семей с подключенным интернетом). Со второй половины 2017 года Alibaba, Baidu, Teccent и Xiaomi инвестируют в разработку собственных «умных» колонок и ожидают распродаж во второй половине года, чтобы предложить максимально широкий выбор устройств.
Китайцы требовательны: им очень важно качественное распознавание голоса и эффективное взаимодействие с помощником. Это главные факторы, которые позволят рынку расти, а пока наблюдается временное затишье.
Почему растет популярность «умных» колонок
Изначальная концепция «умных» колонок — хаб для развития «умного» дома, который может управлять другими устройствами, заказывать товары и услуги.
По оценке Adobe, уже 22% владельцев «умных» колонок используют их для шопинга.
Голос предпочтительней «ручного управления» в ряде задач: к примеру, попросить Amazon Alexa включить определенную музыку или закинуть товар в корзину на Amazon занимает пару секунд и не отвлекает от остальных действий.
Экосистемы «умных» колонок
Как и в случае с мобильными операционными системами, основная задача корпораций — привлечение разработчиков к своим ассистентам для развития навыков. Чем больше умеет умная колонка, тем больше шансов, что пользователь «подсядет» на экосистему и не перейдет к конкурентам.
Например, в базе Alexa более 25 тысяч навыков-приложений, большую часть которых написали сторонние разработчики, а самые популярные навыки ежемесячно вознаграждаются Amazon. Умения разбиваются по категориям: музыка, спорт, покупки, новости и другие.
Кроме этого, в сентябре 2017 года появился конструктор навыков Storyline от белорусских разработчиков, позволяющий создать алгоритм приложения без знаний программирования. С момента запуска сервис привлёк 12 тысяч пользователей, которые создали 2500 «навыков» — более 6% всех «навыков» на платформе Alexa Skills Store.
В Alexa интегрируются услуги практически любой сферы бизнеса: заказ еды, вызов такси, покупка билетов на транспорт и в кино, бронирование столиков в ресторанах.
Основные преимущества Amazon Echo — открытость платформы и тесная связь с собственной торговой площадкой. У Google иной путь развития — Google Home работает с десятками розничных торговцев, включая основного конкурента Amazon, Walmart и в большей степени самостоятельно интегрирует навыки. Кроме того, Google Assistant встроен в новые версии Android.
Война между Google и Amazon растет — так, Walmart во время Черной пятницы продавал исключительно устройства Google, проигнорировав «умные» колонки Amazon.
Сейчас Amazon начинает выходить за пределы «умного» дома, создавая новые сценарии использования в коммерческой сфере: спортзалах, отелях, офисах, аэропортах. Для этого разработаны новые платформы: Alexa for Business и Alexa for Hospitality.
Российский рынок
Голосовое управление в России и странах СНГ пока не популярно: на мобильных устройствах Siri предлагает лишь базовые функции, а Google Assistant и Microsoft Cortana не работают на русском языке.
Ситуацию планирует изменить Яндекс с голосовым помощником «Алиса» и первой умной колонкой на базе «Алисы» — «Яндекс.Станцией». У «Алисы» есть свой аналог «умений», платформа «Яндекс.Диалоги», на которой разработчики могут создать навыки для голосового ассистента. В «Алису» уже интегрировали свои «навыки» McDonalds, «Папа Джонс», « Альфа-Банк», «Сбербанк», Sports.ru, Headhunter, «Известия», S7 и другие компании.
Первая партия «Яндекс.Станции» была распродана менее чем за сутки, а с 11 июля открыт предзаказ на колонку в маркетплейсе «Беру» и на «Яндекс.Маркете».
На базе «Станции» разрабатывается система «умного» дома, ведутся переговоры с потенциальными партнерами. Сейчас небольшие элементы «умного» дома уже встроены в «Алису» — она может работать с системой безопасности «Гольфстрим», включать сигнализацию и вызывать полицию.
Прогноз
«Умные» колонки — быстрорастущая отрасль. Свои гаджеты представило большинство крупнейших корпораций США, Китая и местных рынков. По прогнозам Gartner, объем рынка «умных» колонок к 2021 году достигнет $3,5 млрд.
Аналитик компании Canalys Бен Стентон считает, что активный спрос на колонки происходит из-за двух причин. Смарт-колонка становится фундаментом для управления всей домашней экосистемой, а стоимость устройства резко упала.
В дальнейшем, по мнению Стентона, Google и Amazon попытаются монетизировать возможности «умных» колонок, к примеру, разрешив рекламу или предлагая расширенные функции по подписке. Что касается Apple и Microsoft — компании находятся в роли догоняющих, а Apple HomePod может быстро остановить свой рост, когда исчерпает лимит лояльных пользователей. Причина в высокой стоимости и слабых возможностях по сравнению с конкурентами.
По мнению сооснователя «Яндекса» Аркадия Воложа, уже через 5–10 лет голосовые помощники станут повседневным делом. Большая часть сервисов будет управляться голосом, а себестоимость микросхем для создания «умного» устройства сократится до минимума.
Основные работы планируют завершить до конца 2025 года.
Предпринимательское мышление — это не просто умение зарабатывать деньги. Это особый взгляд на мир, который позволяет видеть возможности там, где другие видят проблемы. Хорошая новость: такое мышление можно развить. Даже если вы не планируете открывать свой бизнес, эти навыки помогут вам стать более гибким, решительным и успешным в любой сфере.
Это уже второй проект по мюзиклу! Первый Кейс вы можете посмотреть по ссылке
Требования к изготовителям установят федеральными правилами.
Комментарий удалён модератором
Во многих машинах и на многих дачах есть радио с рекламой. И ничего. Вопрос только в том, даёт ли устройство достаточно ценности, чтобы рекламу терпеть.
Алиса!
Когда у товарища майора день рождение? 😎
Общение с техникой голосом на естественном языке было мечтой ещё двух Стивов. Так что здесь вопрос только в развитии NLU — понимания машиной естественного языка. Вопрос с распознаванием голоса уже решён на превосходном уровне.
На этом рынке есть пока 2 игрока:
Алекса
ОкейГугл
Эппл слишком привязал себя к ай-устройствам. И когда это не ай, то это ой
А яндекс... простите, это что или где?
У Эппла и свой коммьюнити некислый. Чай не пропадут.