Техника Евгений Делюкин
4 488

Куда занесло «Алису»: краткий обзор рынка «умных» колонок в России и мире

Amazon, Google, Apple и «Яндекс» сражаются за пользователей, которым пока не нужны такие устройства.

В закладки
Источник: Cnet

По данным аналитической компании Canalys, к концу 2018 года рынок «умных» колонок вырастет до 100 миллионов пользователей, что в 2,5 раза больше прошлого года. Устройства на базе Amazon Echo займут более 50% рынка, на базе Google — 30%, а Apple HomePod купят только 4% потребителей.

График роста пользователей «умных» колонок до 2022 года

Разрыв между Amazon и Google будет постепенно сокращаться: к 2022 году доля сравняется и составит 34%.

В США «умные» колонки перестали быть новинкой. В феврале 2018 года уже у 20% американцев дома стояло хотя бы одно подобное устройство. Этому способствовало несколько факторов:

  • Жестокая ценовая война между Google и Amazon. Компании стремятся увеличить пользовательскую базу и забрать потребителя в свою закрытую экосистему.
  • Разнообразие устройств. Google и Amazon перед распродажами анонсируют новые устройства, снижают цены и предлагают максимально доступные колонки, 29-долларовые Amazon Echo Dot и Google Home Mini.
  • Активные рекламные кампании «умных» колонок в Черную пятницу.
  • Проникновение «умных» колонок в домохозяйства с низким доходом. Устройства подешевели, упростились и перестали быть игрушкой для богатых любителей технологий.
График распространения «умных» колонок в домах США
  • Простота. Голосовые помощники популярны у детей и пожилых за счет развлекательных функций и простого управления. Дети воспринимают Alexa как друга, играют, общаются, задают вопросы.

Растет число пользователей сразу с несколькими колонками в доме: с 20% в июне 2017 до 30% в феврале 2018 года. 10,5% жителей США имеют три и более колонок в доме для каждой комнаты.

График изменения демографии пользователей «умных» колонок за 2017-2018 года

Китай, по мнению аналитиков — «спящий гигант» с огромным потенциалом роста в 450 миллионов домохозяйств (городских семей с подключенным интернетом). Со второй половины 2017 года Alibaba, Baidu, Teccent и Xiaomi инвестируют в разработку собственных «умных» колонок и ожидают распродаж во второй половине года, чтобы предложить максимально широкий выбор устройств.

Китайцы требовательны: им очень важно качественное распознавание голоса и эффективное взаимодействие с помощником. Это главные факторы, которые позволят рынку расти, а пока наблюдается временное затишье.

Топ-5 стран, в которых распространены «умные» колонки, слева 2017 год, справа 2018 год

Почему растет популярность «умных» колонок

Изначальная концепция «умных» колонок — хаб для развития «умного» дома, который может управлять другими устройствами, заказывать товары и услуги.

По оценке Adobe, уже 22% владельцев «умных» колонок используют их для шопинга.

Голос предпочтительней «ручного управления» в ряде задач: к примеру, попросить Amazon Alexa включить определенную музыку или закинуть товар в корзину на Amazon занимает пару секунд и не отвлекает от остальных действий.

Экосистемы «умных» колонок

Как и в случае с мобильными операционными системами, основная задача корпораций — привлечение разработчиков к своим ассистентам для развития навыков. Чем больше умеет умная колонка, тем больше шансов, что пользователь «подсядет» на экосистему и не перейдет к конкурентам.

Экосистема Alexa

Например, в базе Alexa более 25 тысяч навыков-приложений, большую часть которых написали сторонние разработчики, а самые популярные навыки ежемесячно вознаграждаются Amazon. Умения разбиваются по категориям: музыка, спорт, покупки, новости и другие.

Кроме этого, в сентябре 2017 года появился конструктор навыков Storyline от белорусских разработчиков, позволяющий создать алгоритм приложения без знаний программирования. С момента запуска сервис привлёк 12 тысяч пользователей, которые создали 2500 «навыков» — более 6% всех «навыков» на платформе Alexa Skills Store.

В Alexa интегрируются услуги практически любой сферы бизнеса: заказ еды, вызов такси, покупка билетов на транспорт и в кино, бронирование столиков в ресторанах.

Основные преимущества Amazon Echo — открытость платформы и тесная связь с собственной торговой площадкой. У Google иной путь развития — Google Home работает с десятками розничных торговцев, включая основного конкурента Amazon, Walmart и в большей степени самостоятельно интегрирует навыки. Кроме того, Google Assistant встроен в новые версии Android.

Война между Google и Amazon растет — так, Walmart во время Черной пятницы продавал исключительно устройства Google, проигнорировав «умные» колонки Amazon.

Сейчас Amazon начинает выходить за пределы «умного» дома, создавая новые сценарии использования в коммерческой сфере: спортзалах, отелях, офисах, аэропортах. Для этого разработаны новые платформы: Alexa for Business и Alexa for Hospitality.

Российский рынок

Голосовое управление в России и странах СНГ пока не популярно: на мобильных устройствах Siri предлагает лишь базовые функции, а Google Assistant и Microsoft Cortana не работают на русском языке.

Ситуацию планирует изменить Яндекс с голосовым помощником «Алиса» и первой умной колонкой на базе «Алисы» — «Яндекс.Станцией». У «Алисы» есть свой аналог «умений», платформа «Яндекс.Диалоги», на которой разработчики могут создать навыки для голосового ассистента. В «Алису» уже интегрировали свои «навыки» McDonalds, «Папа Джонс», « Альфа-Банк», «Сбербанк», Sports.ru, Headhunter, «Известия», S7 и другие компании.

Первая партия «Яндекс.Станции» была распродана менее чем за сутки, а с 11 июля открыт предзаказ на колонку в маркетплейсе «Беру» и на «Яндекс.Маркете».

«Яндекс.Станция»

На базе «Станции» разрабатывается система «умного» дома, ведутся переговоры с потенциальными партнерами. Сейчас небольшие элементы «умного» дома уже встроены в «Алису» — она может работать с системой безопасности «Гольфстрим», включать сигнализацию и вызывать полицию.

Прогноз

«Умные» колонки — быстрорастущая отрасль. Свои гаджеты представило большинство крупнейших корпораций США, Китая и местных рынков. По прогнозам Gartner, объем рынка «умных» колонок к 2021 году достигнет $3,5 млрд.

Аналитик компании Canalys Бен Стентон считает, что активный спрос на колонки происходит из-за двух причин. Смарт-колонка становится фундаментом для управления всей домашней экосистемой, а стоимость устройства резко упала.

В дальнейшем, по мнению Стентона, Google и Amazon попытаются монетизировать возможности «умных» колонок, к примеру, разрешив рекламу или предлагая расширенные функции по подписке. Что касается Apple и Microsoft — компании находятся в роли догоняющих, а Apple HomePod может быстро остановить свой рост, когда исчерпает лимит лояльных пользователей. Причина в высокой стоимости и слабых возможностях по сравнению с конкурентами.

По мнению сооснователя «Яндекса» Аркадия Воложа, уже через 5–10 лет голосовые помощники станут повседневным делом. Большая часть сервисов будет управляться голосом, а себестоимость микросхем для создания «умного» устройства сократится до минимума.

#техника

{ "author_name": "Евгений Делюкин", "author_type": "editor", "tags": ["\u0442\u0435\u0445\u043d\u0438\u043a\u0430"], "comments": 18, "likes": 26, "favorites": 1, "is_advertisement": false, "subsite_label": "tech", "id": 41761, "is_wide": false, "is_ugc": false, "date": "Wed, 11 Jul 2018 21:48:00 +0300" }
{ "id": 41761, "author_id": 124903, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/41761\/get","add":"\/comments\/41761\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/41761"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199117 }

18 комментариев 18 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...

1

Во многих машинах и на многих дачах есть радио с рекламой. И ничего. Вопрос только в том, даёт ли устройство достаточно ценности, чтобы рекламу терпеть.

Ответить
2

ни одна радиостанция не получает деньги за то, что кто-то покупает радиоприемник, в отличие от яндекса. если бы они позволяли выбирать голосового помощника, тогда бы ваша аналогия была более уместной.

Ответить
0

Судя по статье устройства продаются по цене около себестоимости с заделом на подписную модель монетизации. Именно поэтому Киндлы были дешевле конкурентов и их до кризиса успешно везли в Россию серыми партиями.

Ответить

0

В колонке кроме устройства есть сервис, создание и поддержание которого стоит денег.

Так что аналогия с производителями радиоприёмников здесь не проходит.

Ответить
1

Алиса!
Когда у товарища майора день рождение? 😎

Ответить
2

Общение с техникой голосом на естественном языке было мечтой ещё двух Стивов. Так что здесь вопрос только в развитии NLU — понимания машиной естественного языка. Вопрос с распознаванием голоса уже решён на превосходном уровне.

Ответить
0

На этом рынке есть пока 2 игрока:
Алекса
ОкейГугл

Эппл слишком привязал себя к ай-устройствам. И когда это не ай, то это ой
А яндекс... простите, это что или где?

Ответить
5

У Эппла и свой коммьюнити некислый. Чай не пропадут.

Ответить
1

Я правильно понимаю, что пока что это больше игрушка, нежели удобный и полезный девайс на каждый день?

Ответить
0

Лучше бы Яндекс рассказал почему Алиса хамит. А две разговаривающие Алисы вообще в ругань скатываются. Это не умная колонка, а хамоватая колонка.

Ответить
–1

Иди нахер

Ответить
0

Отличный обзор, спасибо.
На данный момент пользуюсь Google Home Mini в связке с Chromecast - получается весьма недурно. Но о покупке Alexa тоже подумываю иногда.

Ответить

0

Это какое-то одноколоночное мышление..

Ответить
–2

напомните мне, а зачем вообще нужны эти колонки?

Ответить
0
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Нейронная сеть научилась читать стихи
голосом Пастернака и смотреть в окно на осень
Подписаться на push-уведомления
{ "page_type": "default" }