реклама
разместить

Бизнес-модель по подписке — что это такое, типы и почему растет ее популярность

Все больше и больше компаний берут данную бизнес-модель на свое вооружение. Бизнес-модель, которая появилась больше столетия ��азад и широко использовалась только в издательствах (подписки на журналы и книги), сейчас имеет все шансы стать одной из самых популярных и востребованных моделью во многих сферах бизнеса.

Что это такое?

Подписка — это бизнес-модель, в которой потребитель платит повторяющуюся сумму за доступ к продукту (Clapp, 1931). Можно четко выделить два основных типа подписок:

1. Подписки на сервисы - включают в себя:

  • Абонемент в тренажерный зал
  • Медиа подписка (например Netflix, Apple Music, YouTube Premium)
  • SaaS — программное обеспечение как сервис (например Adobe, Microsoft Office)
  • Подписка на премиальный доступ (например Rozetka premium, Yandex Plus)
Netflix - пример медиа подписки
Netflix - пример медиа подписки

По сути, это подписки, которые не предполагают доставку или потребление материальных товаров, но включают доступ к цифровому продукту, сервису, программному обеспечению или доступа в локацию — такие как тренажерный зал или премиум лаундж в аэропорту (Chen et al., 2018).

2. Материальные подписки (подписки на что-то, что можно потрогать / Tangible Goods) — Подписки, предусматривающие регулярную доставку расходных материалов/продуктов, таких как кофе, закуски, бритвенные лезвия, косметику и т.д. (ING, 2018).

Почему все так хотят ее использовать?

Если задуматься, то подписку можно применить практически к любому продукту. В странах постсоветского пространства, уже активно развит первый тип подписок (упомянутый выше). Подписка на музыку стала обыденностью, но вот подписка на материальные продукты еще только на этапе зачатия. Во многих странах Эвропы, люди подписаны на:

  • Специи
  • Трусы
  • Зубные щетки
  • Вино
  • Готовую еду
  • И этот список бесконечен и даже включает подписку на автомобили, гитары и туалетную бумагу (что даже очень удобно).

Этот спрос обоснован удобством (не надо парится, все само приедет автоматом в нужное время) и экономией средств (так как подписка зачастую дешевле чем обычная розничная покупка). И тут, мы плавно перешли к тому, почему подписки становятся такими популярными среди предпринимателей:

  • Предсказуемость - намного легче предсказать продажи, если у тебя 1000 подписчиков на твой сервис (например на кофе). Ты примерно понимаешь, что есть 5% подписчиков которые так и не оплатить следующую поставку. Но, остальные 950 подписчиков оплатят, и будут ожидать поставку в определенный день, который известен предпринимателю заранее. Таким образом, переходим к 👇
  • Распределению расходов — за счет предсказуемости.
  • Повышеная лояльность клиентов - в основном, за счет удобства и других «приемов» которые можно использовать при данной безнес-моделе.

Исследование Chen et al. (2018) показывает, что ощущение персонализации и сюрпризов (это когда клиент выбирает 'удиви меня' и за фиксированную стоимость, получает каждый раз разную вариацию товара) являться одними из основных мотивов продолжения подписки и лояльности к компании — что тут поделаешь, все мы люди хотим чтобы нас постоянно удивляли🙂

И это только одни из самых очевидных факторов, которые делают подписки привлекательными для компаний любого размера. Начиная со стартапа (с главным офисом в маленькой квартире), заканчивая Amazon, Apple, Disney и так далее.

Заключение

Во многих странах, уже можно подписаться на любой сервис или продукт и эта тенденция потихоньку подкрадывается к нам.

У данной модели есть явный список преимуществ, но где есть преимущества есть и недостатки (Конфуция, миллион лет назад). Я считаю, что поверхностный рассказ мало кому будет полезен, поэтому в дальнейшем буду углубляться в эту тему и на своем примере буду показывать, как все могут применять ее в наших странах.

P.s. Краткая предыстория зачем я это все рассказываю

Во-первых, я всегда увлекался предпринимательством и различными бизнес моделями. Во время моей учебы в Манчестерском университете, мы работали с друзьями над проектами, которые так или иначе требовали использовать разные подписки (Stripe, Shopify и так далее). Когда мне предстоял выбор на какую тему писать и защищать диссертацию, не долго думая я выбрал тему о подписках 🚀 Я так увлекся этой темой, что даже основал проект — сервис подписки на кофе BUNO, который сейчас на стадии MVP и про него я расскажу подробнее в следующих статьях.

Во-вторых, я очень хочу чтобы появлялось все больше и больше бизнесов, которые делают наш мир лучше, а жизнь чуточку проще) Я уверен что в ближайшее пару лет, у нас будут появляться все больше компаний которые используют эту модель и я с радостью поделюсь своими знаниями в этой сфере!

С огромным удовольствием буду рад ответить на любой из ваших вопросов, и всем побольше крутых подписок 🙂

Список литературы:

Chen, T., Fenyo, K., Yang, S. and Zhang, J. (2018). Thinking inside the subscription box: New research on e-commerce consumers. [online] McKinsey & Company. Available at: https://www.mckinsey.com/industries/technology-media-and-telecommunications/our- insights/thinking-inside-the-subscription-box-new-research-on-ecommerce-consumers#

Clapp, S. (1931). The Beginnings of Subscription Publication in the Seventeenth

ING. (2018). Now that we subscribe to music, are tools and toiletries next? [online] Available at: https://think.ing.com/uploads/reports/Subscriptions_from_music_to_tools_and_toiletries_ST _ING_Economics_April_OT.pdf

22
реклама
разместить
21 комментарий

Не согласен с вами, не перевариваю подписки, понравился трек, купил и все. Нужно слушать все подряд, пожалуйста Spotify без подписки.

1

проблема в купленых треках, как показала практика в том, что как вам его продали, так могут и "распродать" обратно, потому что кончились права.
Поэтому я покупал только носители с песнями. Сейчас все в стриме, тем более, что есть ощущение, что самим исполнителям стримы выгоднее, чем продажа песен по одной или альбомами.
И несмотря на то, что в целом тема с подписками это почти всегда невыгодно покупателю, в случае с музыкой и сериалами с кино, выгоднее подписки может быть только пиратство.

1

В каких-то моментах, я с вами полностью согласен. Но если слушать все подряд в бесплатной версии Spotify, можно тратить намного больше времени в самом Spotify, так как надо попасть на любимую песню🙂

Не каждому такое подойдёт)

Никита, расскажите, пожалуйста, поподробнее про свой сервис Buno. Похоже, вы сделали что-то похожее на Coffis, только на Украине:)

1

Обязательно расскажу, сервис и в правду очень похож) Но, есть свои тонкости которые уже более детально раскрою в новой статье👌

1

Пандемия сделала подписку одним из трендов последнего времени. Особенно на онлайн-кинотеатры.

1
Раскрывать всегда
На Госуслугах появился сервис для проверки количества оформленных на пользователя SIM-карт

Чтобы убедиться, что мошенники не зарегистрировали SIM-карты на его имя.

Источник: Минцифры
2929
11
11
От октября 2023 в Мегафоне 3 левые СИМ-карты Ростов-на-Дону. Сервис зачОт!
Как я оживил бизнес, уйдя с маркетплейсов: от 300% комиссий к миллионам

Три года. 27 тонн нераспроданного товара. Минус 2.000.000₽ на счетах. Я стоял на грани закрытия, пока не обнаружил способ продавать без посредников. Сегодня мой магазин приносит в 4 раза больше

Как я оживил бизнес, уйдя с маркетплейсов: от 300% комиссий к миллионам
1212
Верховный суд обязал родителей оплачивать коммунальные платежи за детей до 18 лет
  • Родители должны оплачивать коммунальные платежи за детей до их совершеннолетия, даже если не живут вместе. Такое решение, приняла судебная коллегия Верховного суда РФ по гражданским делам.

  • В вынесенном определении говорится, что в случае, если собственником жилого помещения или доли является несовершеннолетний, то обязанность по оплате услуг ЖКХ суб…

Один из разработчиков приложений для ОС «Аврора» объявил сотрудникам о простое и приостановил выплату зарплат

Компания ищет инвестора, чтобы перестроить бизнес и не зависеть от единственного заказчика.

ОС «Аврора», фото «Открытых мобильных платформ»  
2929
77
11
Никогда подобного не было и вот те раз 🤷🏼‍♂️
Госдума приняла закон о запрете навязывания любых дополнительных платных товаров, работ и услуг

И установки автоматического согласия на них.

Источник фото: «РИА Новости»
8080
44
Хорошая же новость?
Список 20 богатейших российских бизнесменов по версии Forbes вновь возглавил бывший президент «Лукойла» Вагит Алекперов

В двадцатку российское издание также включило основателя Telegram и учредителей Playrix.

Вагит Алекперов. Источник: kremlin.ru
55
33
33
Твари, картошка в магните по 109
Владимир Путин подписал закон о создании государственной системы для борьбы с телефонным и интернет-мошенничеством

Он вступит в силу c 1 июня 2025 года, за исключением некоторых положений.

Фото «РИА Новости» 
3333
1010
55
11
Что не сделаешь, лишь бы не заставлять полицию свою работу делать
Проект MoCha при поддержке Meta* выпустил нейросеть для создания персонажей в кино

В соцсетях посчитали, что для кинематографа она пока не годится, но предложили другие варианты использования.

1111
44
11
11
11
Новая секта в IT
Широко известно, что Богданов может уговорить кого угодно на что угодно.
1717
1313
44
22
рабов надо клеймить, правильно
реклама
разместить
Ozon протестирует доставку личных посылок между ПВЗ

В марте 2025 года сервис отправки посылок из одного ПВЗ в другой запустил Wildberries.

1515
22
11
Нужно срочно аналог Авито делать, пускай кто-то из крупных запустит по типу Озон, так как сами Авито начинают наглеть серьёзно.
Американские акции пережили «худший» квартал с 2022 года на фоне введения Трампом пошлин против Канады, Мексики и Китая

2 апреля 2025 года президент США объявит о новых пошлинах.

Источник: WSJ
22
11