{"id":14268,"url":"\/distributions\/14268\/click?bit=1&hash=1e3309842e8b07895e75261917827295839cd5d4d57d48f0ca524f3f535a7946","title":"\u0420\u0430\u0437\u0440\u0435\u0448\u0430\u0442\u044c \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u043a\u0430\u043c \u0438\u0433\u0440\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0447\u0435\u043c \u043c\u0435\u0441\u0442\u0435 \u044d\u0444\u0444\u0435\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f71e1caf-7964-5525-98be-104bb436cb54"}

Бизнес-модель по подписке — что это такое, типы и почему растет ее популярность

Все больше и больше компаний берут данную бизнес-модель на свое вооружение. Бизнес-модель, которая появилась больше столетия назад и широко использовалась только в издательствах (подписки на журналы и книги), сейчас имеет все шансы стать одной из самых популярных и востребованных моделью во многих сферах бизнеса.

Что это такое?

Подписка — это бизнес-модель, в которой потребитель платит повторяющуюся сумму за доступ к продукту (Clapp, 1931). Можно четко выделить два основных типа подписок:

1. Подписки на сервисы - включают в себя:

  • Абонемент в тренажерный зал
  • Медиа подписка (например Netflix, Apple Music, YouTube Premium)
  • SaaS — программное обеспечение как сервис (например Adobe, Microsoft Office)
  • Подписка на премиальный доступ (например Rozetka premium, Yandex Plus)
Netflix - пример медиа подписки

По сути, это подписки, которые не предполагают доставку или потребление материальных товаров, но включают доступ к цифровому продукту, сервису, программному обеспечению или доступа в локацию — такие как тренажерный зал или премиум лаундж в аэропорту (Chen et al., 2018).

2. Материальные подписки (подписки на что-то, что можно потрогать / Tangible Goods) — Подписки, предусматривающие регулярную доставку расходных материалов/продуктов, таких как кофе, закуски, бритвенные лезвия, косметику и т.д. (ING, 2018).

Почему все так хотят ее использовать?

Если задуматься, то подписку можно применить практически к любому продукту. В странах постсоветского пространства, уже активно развит первый тип подписок (упомянутый выше). Подписка на музыку стала обыденностью, но вот подписка на материальные продукты еще только на этапе зачатия. Во многих странах Эвропы, люди подписаны на:

  • Специи
  • Трусы
  • Зубные щетки
  • Вино
  • Готовую еду
  • И этот список бесконечен и даже включает подписку на автомобили, гитары и туалетную бумагу (что даже очень удобно).

Этот спрос обоснован удобством (не надо парится, все само приедет автоматом в нужное время) и экономией средств (так как подписка зачастую дешевле чем обычная розничная покупка). И тут, мы плавно перешли к тому, почему подписки становятся такими популярными среди предпринимателей:

  • Предсказуемость - намного легче предсказать продажи, если у тебя 1000 подписчиков на твой сервис (например на кофе). Ты примерно понимаешь, что есть 5% подписчиков которые так и не оплатить следующую поставку. Но, остальные 950 подписчиков оплатят, и будут ожидать поставку в определенный день, который известен предпринимателю заранее. Таким образом, переходим к 👇
  • Распределению расходов — за счет предсказуемости.
  • Повышеная лояльность клиентов - в основном, за счет удобства и других «приемов» которые можно использовать при данной безнес-моделе.

Исследование Chen et al. (2018) показывает, что ощущение персонализации и сюрпризов (это когда клиент выбирает 'удиви меня' и за фиксированную стоимость, получает каждый раз разную вариацию товара) являться одними из основных мотивов продолжения подписки и лояльности к компании — что тут поделаешь, все мы люди хотим чтобы нас постоянно удивляли🙂

И это только одни из самых очевидных факторов, которые делают подписки привлекательными для компаний любого размера. Начиная со стартапа (с главным офисом в маленькой квартире), заканчивая Amazon, Apple, Disney и так далее.

Заключение

Во многих странах, уже можно подписаться на любой сервис или продукт и эта тенденция потихоньку подкрадывается к нам.

У данной модели есть явный список преимуществ, но где есть преимущества есть и недостатки (Конфуция, миллион лет назад). Я считаю, что поверхностный рассказ мало кому будет полезен, поэтому в дальнейшем буду углубляться в эту тему и на своем примере буду показывать, как все могут применять ее в наших странах.

P.s. Краткая предыстория зачем я это все рассказываю

Во-первых, я всегда увлекался предпринимательством и различными бизнес моделями. Во время моей учебы в Манчестерском университете, мы работали с друзьями над проектами, которые так или иначе требовали использовать разные подписки (Stripe, Shopify и так далее). Когда мне предстоял выбор на какую тему писать и защищать диссертацию, не долго думая я выбрал тему о подписках 🚀 Я так увлекся этой темой, что даже основал проект — сервис подписки на кофе BUNO, который сейчас на стадии MVP и про него я расскажу подробнее в следующих статьях.

Во-вторых, я очень хочу чтобы появлялось все больше и больше бизнесов, которые делают наш мир лучше, а жизнь чуточку проще) Я уверен что в ближайшее пару лет, у нас будут появляться все больше компаний которые используют эту модель и я с радостью поделюсь своими знаниями в этой сфере!

С огромным удовольствием буду рад ответить на любой из ваших вопросов, и всем побольше крутых подписок 🙂

Список литературы:

Chen, T., Fenyo, K., Yang, S. and Zhang, J. (2018). Thinking inside the subscription box: New research on e-commerce consumers. [online] McKinsey & Company. Available at: https://www.mckinsey.com/industries/technology-media-and-telecommunications/our- insights/thinking-inside-the-subscription-box-new-research-on-ecommerce-consumers#

Clapp, S. (1931). The Beginnings of Subscription Publication in the Seventeenth

ING. (2018). Now that we subscribe to music, are tools and toiletries next? [online] Available at: https://think.ing.com/uploads/reports/Subscriptions_from_music_to_tools_and_toiletries_ST _ING_Economics_April_OT.pdf

0
21 комментарий
Написать комментарий...
Василий

Не согласен с вами, не перевариваю подписки, понравился трек, купил и все. Нужно слушать все подряд, пожалуйста Spotify без подписки.

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Klochko

проблема в купленых треках, как показала практика в том, что как вам его продали, так могут и "распродать" обратно, потому что кончились права.
Поэтому я покупал только носители с песнями. Сейчас все в стриме, тем более, что есть ощущение, что самим исполнителям стримы выгоднее, чем продажа песен по одной или альбомами.
И несмотря на то, что в целом тема с подписками это почти всегда невыгодно покупателю, в случае с музыкой и сериалами с кино, выгоднее подписки может быть только пиратство.

Ответить
Развернуть ветку
Василий

Согласен, покупка носителей вообще идеальный вариант, но сейчас времена смартфонов и Bluetooth, поэтому 🙄🤷‍♂️
На счёт пиратства, в первую очередь я уважаю труд музыкантов, а особенно любимых мной, поэтому о пиратских копиях не может быть и речи

Ответить
Развернуть ветку
Nikita Lazarev
Автор

В каких-то моментах, я с вами полностью согласен. Но если слушать все подряд в бесплатной версии Spotify, можно тратить намного больше времени в самом Spotify, так как надо попасть на любимую песню🙂

Не каждому такое подойдёт)

Ответить
Развернуть ветку
Василий

Любимые треки они со мной всегда, это как любовь на всю жизнь и слушать их можно бесконечно, но их не так много что бы я покупал их по 10-20 каждый месяц, а слушать по подписке что то похожее, ну такое себе 🤷‍♂️

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Klochko

у меня около 500 любимых альбомов. не потому что мне пофиг что слушать, а просто потому что я уже довольно взрослый и слушаю музыку в среднем по 5-8 часов в день. С приходом стриминговых сервисов за последние десять лет, мой "кругозор" охватывающий к тому моменту около 3000 купленных альбомов довольно существенно расширился. Я открыл много новых групп, которые сегодня без подписки на сервисы я открыть не смог бы. Без возможносити промотать или запретить играть тому, что "однозначно не" приходтся есть что дают. А так у меня есть три разных сервиса, с тремя разными наборами предлагаемой музыки и разными алгоритмами подбора предложений. Это реально удобно и стоит сильно меньше чем если бы я продолжил наращивать коллекцию того, что мне более-менее понравилось или даже только того, что мне совсем точно понравилось.

Ответить
Развернуть ветку
Василий

Я ваша противоположность можно сказать 😂
У меня есть пару групп которые просто сносят мне голову и я могу слушать их треки днями, неделями, месяцами, годами и т.д., есть конечно и всеми любимые хиты, которые иногда, редко приобретаю отдельно в iTunes

Ответить
Развернуть ветку
Nikita Lazarev
Автор

Особенно если вспомнить времена iTunes, когда одна песня стоила 1$) Главная прелесть таких сервисов в том что можно слушать каждый раз что-то новое и это круто.

Ответить
Развернуть ветку
Василий

Да, опять чувствую себя «белой вороной», основной массе заходит эта модель, это показывает рынок, но не всем, мой случай. На примере музыки, для себя не пойму зачем платить за время в поисках интересных треков, если можно платить за то что тебе нужно (конкретные композиции) 🤷‍♂️

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Klochko

Мои любимые композиции я прослушал уже более тысячи раз. Рано или поздно, даже самое любимое надоедает и хочется чего-то нового. Я свои любимые композиции слушаю некоторые с 1984 года, какие-то с 90х, 2000х.

Ответить
Развернуть ветку
Георгий Семенов

ну если вы не согласны, то все сворачиваем это направление

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Бобков

Никита, расскажите, пожалуйста, поподробнее про свой сервис Buno. Похоже, вы сделали что-то похожее на Coffis, только на Украине:)

Ответить
Развернуть ветку
Nikita Lazarev
Автор

Обязательно расскажу, сервис и в правду очень похож) Но, есть свои тонкости которые уже более детально раскрою в новой статье👌

Ответить
Развернуть ветку
Max Koval

Пандемия сделала подписку одним из трендов последнего времени. Особенно на онлайн-кинотеатры.

Ответить
Развернуть ветку
Nikita Lazarev
Автор

Именно так, я обязательно распишу подробнее про пандемию и подписки🤝

Ответить
Развернуть ветку
Пётр Радищев

Подписки на сервисы – моя боль неизлечимая. У меня около трёх-четырёх подписок, каждый раз забываю отписаться перед очередным списанием дс, а всё потому что тут есть этот фильм, а там нет, а вот здесь документалка интересная.  

Ответить
Развернуть ветку
Nikita Lazarev
Автор

Это как у моего товарища, подписки на все большие медиа сервисы (в общем 4 разных) потому что на каждом есть какой-то свой «хедлайнер» из-за которого покушаешь подписку😅

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Klochko

А почему у вас нетфликс коричневый?

Ответить
Развернуть ветку
Nikita Lazarev
Автор

Такая фотка на стоке была😎

Ответить
Развернуть ветку
bonjurikivsem

 так радовался подписке на пришедший к нам Spotify...а теперь хочется подписку на специи 

Ответить
Развернуть ветку
Nikita Lazarev
Автор

😂

Ответить
Развернуть ветку
18 комментариев
Раскрывать всегда