«Закон Бакальчук»: Госдума может ужесточить требования к маркетплейсам

Второе чтение законопроекта о регулировании деятельности электронных торговых платформ назначено уже на 23 марта этого года. Об этом сообщил председатель комитета Госдумы по защите конкуренции Валерий Гартунг. Если закон будет принят, маркетплейсы могут лишиться права по своему усмотрению блокировать продавцов или списывать их средства в виде штрафов.

Фото: Сергей Савостьянов/ТАСС

ЗАКОНЫ "ДО"

Поправки к так называемому «пятому антимонопольному пакету» появились задолго до забастовки владельцев пунктов выдачи заказов Wildberries, которая прошла в ряде российских городов в марте этого года. Как пишут "Ведомости", законопроект, внесенный в Госдуму Правительством России, прошел первое чтение еще в ноябре 2022 года. В документе вводится понятие "сетевого эффекта". Это означает влияние какой-либо платформы на общие условия обращения товара или на возможность устранения других участников рынка. В первую очередь, законопроект должен был "облегчить жизнь" селлеров, торгующих на маркетплейсах. В частности, неоднократно жаловались и судились с маркетплейсом продавцы Wildberries, несогласные с удержаниями штрафов за габариты или, например, с некорректной компенсацией за утерянный товар. Более 1400 гражданских дел, где ответчиком выступает OOO "Вайлдберриз", сегодня находится в картотеке электронного правосудия, которая постоянно пополняется новыми исками.

ЗАКОНЫ "ПОСЛЕ"

Недавняя забастовка владельцев ПВЗ Wildberries "обнажила" ряд дополнительных сложностей в работе с крупным маркетплейсом. "В связи с ситуацией с Wildberries будет подготовлен пакет [поправок] ко второму чтению [законопроекта о занятости]. Но, учитывая тот масштаб проблем, который сейчас вырастает, наверное, понадобится уже специальный закон о маркетплейсах", - сообщил РБК депутат Госдумы, замглавы комитета нижней палаты по экономической политике Михаил Делягин. Планируется, что работа будет разделена на два этапа. В первую очередь депутаты представят поправки к законопроекту о занятости, "закон о маркетплейсах будет несколько попозже". Как раз у этого проекта есть неофициальное название - "закон Бакальчук".

На фото: Татьяна Бакальчук (Иван Кайдаш для Forbes)

По данным Forbes, основательница Wildberries Татьяна Бакальчук заняла второе место в списке самых обедневших российских миллиардеров в 2022 году.

Изменение за год: - $8,3 млрд

Состояние на 20 декабря 2022 года: $4,7 млрд

ОБЩЕСТВЕННЫЙ РЕЗОНАНС

Минтруд разработал проект нового закона о рынке труда еще в ноябре 2022 года. Он вводит понятие "платформенной занятости", то есть взаимоотношений самозанятых и ИП с компаниями типа "Яндекса", "Сбера". К примеру, по предложению Минтруда России оператор платформы получит право устанавливать максимальное количество часов, которое платформенный занятый может отработать в день. В период забастовки владельцев ПВЗ Wildberries министр труда и социальной защиты Антон Котяков отметил, что маркетплейс не попадает под категорию платформенной занятости и подразумевает "традиционные трудовые отношения", которые "должны соответствовать традиционным нормам трудового законодательства". В то же время Генпрокуратура РФ уже поручила провести проверку сведений о нарушении трудовых прав работников Wildberries.

А вот Федеральная антимонопольная служба (ФАС), судя по всему, пока не готова вмешиваться в спор между маркетплейсом Wildberries и собственниками пунктов выдачи заказов (ПВЗ), который обострился в марте этого года сразу после введения новой системы штрафов в случае подмены или порчи товаров. Как сообщают "Ведомости", взаимоотношения поставщиков (услуг, товаров) и платформы регулируются гражданским законодательством, поэтому без признаков доминирующего положения и ограничения конкуренции ФАС не будет вмешиваться в гражданские отношения и выносить предписания площадке. Доля Wildberries на рынке составляет 24%. Маркетплейс хоть и гигант в своей сфере, но он не занимает доминирующего положения, что осложняет для ФАС возможность влияния на ситуацию.

За развитием ситуации следит и Минпромторг России. На его площадке уже прошло заседание комиссии по созданию условий саморегулирования в электронной торговле. В итоге Wildberries указали "на крайнюю необходимость усилить обратную связь как с сотрудниками, так и с партнерами компании".

По словам заместителя министра промышленности и торговли России Виктора Евтухова, помимо внутреннего контроля для предотвращения мошеннических действий любому маркетплейсу (который является особенным форматом розничной торговли) необходимо в постоянном режиме развивать и совершенствовать свои сервисы и инструменты, уделяя особое внимание эффективности каналов обратной связи с продавцами и покупателями, менеджерами пунктов выдачи товаров и партнерами.

Между Wildberries и владельцами ПВЗ при участии "Опоры России" создана согласительная комиссия по разрешению вопросов, куда войдут представители самой компании, деловых сообществ, малого бизнеса, министерств и органов государственной власти. Директор по развитию сервисов Wildberries Кристина Спирева отметила, что сервис временно "заморозил" механизм списаний за подмены товаров и вернул суммы по 10 тысяч штрафов на балансы пунктов выдачи.

Ранее ТАСС сообщил, что Wildberries разблокировал 15 ПВЗ и возобновил сотрудничество с партнерскими пунктами выдачи заказов, которые соблюдают условия оферты. Таковы первые итоги переговоров между представителями маркетплейса и инициативной группы пунктов выдачи заказов. Как объяснил депутат Госдумы Дмитрий Гусев, выработана повестка вопросов, по которым стороны готовы договариваться, работа продолжается.

Тем временем, мы провели опрос среди подписчиков телеграм-канала экосистемы сервисов для продавцов маркетплейсов SellerDen. Мы поинтересовались, отразилось ли на них частичное закрытие ПВЗ Wildberries. Более 50% респондентов ответили, что "нет, все по-прежнему". 7% заявили, что не смогли вовремя забрать товар с пункта выдачи заказов как покупатели Wildberries. По 1% голосов отдали те селлеры, чьи товары либо вернули обратно с ПВЗ, либо заказы просто застряли в пунктах выдачи Wildberries. Таким образом, забастовка владельцев ПВЗ Wildberries, вероятно, не сильно повлияла на покупателей и продавцов, торгующих на площадке, но в то же время значительно подтолкнула общественность, а также органы власти к более детальному регулированию сферы маркетплейсов.

0
1 комментарий
Maksim K

Если найдется сам законопроект в гас законотворчество - будет круто!)
Хочется почитать, а то перерыл крайние заседания и такого ни в 1 чтении, ни в проектах не видел

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда