Как в погоне за мощностью автомобиля и экономией на топливе мы травим себя

В крупных городах Европы ограничивают въезд в центр города машин с экологическим классом ниже Евро 6. Законодательно пытаются полностью отказаться от дизеля. Еще бы, дизельгейт не прошел даром. Практически приближают мечту об электромобилях, встроив в перспективный модельный ряд почти каждого бренда линейку с приставкой EV. Все дело в заботе о будущем.

Как в погоне за мощностью автомобиля и экономией на топливе мы травим себя

Но и в России законотворцы и промышленники не сидят на месте. Конечно, нам всем хочется, чтобы мы не отставали от развитого Запада. Но давайте реалистично смотреть на вещи. Вспомним фильм «Назад в будущее». Год создания – 1985. Там бутылка пепси уже с резьбой …

Как в погоне за мощностью автомобиля и экономией на топливе мы травим себя

В РФ в скором времени начнется серийное производство Zetta, АвтоВАЗ, в сотрудничестве с ГК «АТС», выпускающий серийные битопливные автомобили, признал, что пока двух моделей на метане уже более чем достаточно. Кроме того, готовится ряд проектов по контролю за въездом автомобилей в определенные зоны городов и выдача экологических паспортов. Дело движется.

Но как быть с существующим парком автомобилей, экологический класс которых намекает на тотальное загрязнение воздуха? Почему существующие данные о Евро 0,1,2,3,4,5 не исчерпывающие? Какие решения можно предпринять, чтобы изменить ситуацию с выбросами в атмосферу отработанных газов?

Ниже собран ряд проблем, благодаря которым в нашей стране ничего в плане экологического контроля не изменится еще долгие годы.

Изношенный парк автомобилей

По данным АА «АВТОСТАТ» в России 55,2% транспорта, это машины с экологическими нормами от Евро 0 до Евро 3. В Москве этот процент ниже – 32,4. А чем ниже экологический класс, тем больше вредных веществ выбрасывается в атмосферу в виде отработанных газов. Усугубляет ситуацию то, что более 50% в каждом сегменте (легковые, легкие коммерческие и грузовые) старше 10 лет, что чистоты воздуху тоже не добавляет.

На начало 2019 года весь парк России - 51,8 млн.автомобилей. Большую его часть составляет легковой транспорт (43,5%), по 8 и 7% приходится на легкий коммерческий и грузовой транспорт соответственно.

Транспортная инфраструктура городов

За последние годы во многих крупных городах была модернизирована сеть пешеходных переходов, светофоров и остановок общественного транспорта. Сделано это было после нескольких лет борьбы общественных организаций и публикаций СМИ на почве увеличения ДТП с участием пешеходов.

Объединить светофорную сеть в единую систему зачастую не удается. И в итоге мы получили увеличение заторов на перекрестках и постоянно ускоряющиеся и тормозящие автомобили, что сказывается на загазованности городов не лучшим образом. В рассуждении над этим вопросом следует учитывать и уже существующие проблемы пробок в городах.

В подсчете выброса отработанных газов принято применять коэффициент скорости. При скорости движения автомобиля от 0 до 25 км/час обычный выхлоп следует умножать на 1,1 - 1,35.

Краски сгущаются если учесть зимнее время года, когда автомобили подолгу прогреваются во дворах, на стоянках у общественных пространств и школьных учреждений.

Перепрошивка, как средство экономии на топливе и повышения мощности мотора

Времена, когда дребезжащий глушитель и доведенный карбюратор, были уделом представителей субкультуры, которые пытались что-то сомнительное сделать со своими автомобилями, остались в прошлом. ЭБУ (электронный блок управления) перепрошивают владельцы дорогих внедорожников, таксисты, которых становится больше с каждым годом, перевозчики, а этот рынок заметно растет, и те, чей катализатор прогорел и тратить более 50 000 рублей в заботе об экологии совсем не хочется.

Прибегая к услуге, автолюбитель невольно, а иногда и преступно осознанно, понижает экологический класс своего автомобиля. Делается это в угоду экономии топлива и увеличению мощности авто, что в некоторых случаях сомнительно. Процедуру такой модернизации не назовешь дорогой. Цены, даже с учетом столичного региона, колеблются от 2 500 рублей до 10 000 рублей. Займет перепрошиква от 15 минут до одного часа. И даже официальные дилеры многих брендов, когда заканчивается гарантия производителя, рекомендуют сделать это, а не менять лямбда зонды и прогоревший катализатор.

Интерес к перепрошивке в среде автолюбителей был всегда. Если прибегнуть к инструментам Яндекса, выявив популярность и динамику роста запросов по теме, то можно проследить зависимость роста интереса и повышения экологических норм. Чем жестче становятся нормы (увеличивается количество таких авто), тем больше людей интересуются модернизацией автомобиля.

Причем динамику роста запросов формируют не владельцы отечественных автомобилей, количество запросов по LADA, к примеру, находится на одном уровне, а владельцы «корейцев» и других бюджетников. Сказываются повышение цен на автомобили, и рост стоимости топлива.

За последние два года суммарное количество запросов по указанной теме выросло вдвое. Все вышеприведенное дает основания предполагать, что реальное количество автомобилей с низким экологическим классом может быть выше на десяток, а то и несколько десятков процентов.

В этом вопросе самым простым и эффективным решением мог бы стать честный техосмотр. Проблема известная, но не решаемая уже в течение нескольких десятилетий. Когда-то контроль за прохождением технического осмотра, а значит и уровнем выхлопных газов, лежал на ГИБДД, что не слишком влияло на ситуацию. Теперь и вовсе этим занимается РСА (российский союз автостраховщиков). Без отметки в диагностической карте (в ряде случаев липовой) нельзя получить полис ОСАГО. Мало кто проходит осмотр, но большинство имеют страховку.

Отношение самих россиян к проблеме

В общении с одним из экологических активистов автор этой статьи предложил распределить зоны ответственности за загрязнение воздуха в одном из городов Поволжья между промышленниками, на которых сосредоточил свое внимание активист, и автомобилистами (регион входит в ТОП лидеров по количеству машин с пробегом). На что получил честный и безапелляционный ответ (шепотом): «Людям не интересно бороться с самими собой. Им интересно уличить и обвинить промышленников-толстосумов». А ведь и не поспоришь…

Кто из нас добровольно откажется от автомобиля, пересев на велосипед, охотно заплатит круглую сумму за соответствие экологическому классу, купит электромобиль не ради пафоса, а ради заботы о будущем?

Выход есть

На мой взгляд, исправить ситуацию, нет, нет, конечно, не моментально, можно прибегнув к ряду мер:

Гражданский контроль. Уже сейчас к установке доступны комплексы датчиков, фиксирующих состояние воздуха во дворах и прилегающих территориях. В одном из дворов Тольятти установлен такой. Жильцы в любое время могут узнать, стоит ли выходить на пробежку или на прогулку с детьми. В случае превышения ПДК у них есть все основания вызвать передвижную лабораторию, составив соответствующее заявление, приложив собственные данные. Кстати, специалисты АНО «Аиралаб Рус», чьей разработкой и является этот комплекс, заявляют о повышении уровня вредных веществ именно в период высокой транспортной загруженности близлежащих улиц.

Как в погоне за мощностью автомобиля и экономией на топливе мы травим себя

Повсеместное внедрение альтернативного топлива. Речь пока не об электромобилях. Поскольку существующие технологии, стоимость такого транспорта, полное отсутствие инфраструктуры заправок, проблемы утилизации батарей, суровый климат, не позволяют всерьез говорить о массовом использовании такого транспорта. Хотя и полностью отказываться от производства электрокаров не нужно. Примером может служить российская ZETTA. Вполне приемлемое решение – это перевод общественного транспорта на электрическую тягу, что успешно реализуется выпуском электробусов, которые курсируют по маршрутам крупных городов.

Сейчас речь об автомобилях на природном газе, запасов которого в России пока достаточно. Несколько российских автопроизводителей уже сейчас вполне успешно производят и реализуют автомобили на метане. Растет и сеть АГНКС. Прогресс, если сравнивать с ситуацией пятилетней давности, на лицо.

Тотальный контроль за прохождением технического осмотра. И тут в качестве абсолютного помощника могли бы выступить имеющиеся технологии криптографической защиты (блокчейн). Никто не смог бы подменить данные. Все честно и прозрачно. Кроме того, начали же уже применять блокчейн в ряде сфер промышленности.

Социальные акции, с целью повышения уровня гражданской ответственности. Тут спектр очень широк. От мэров городов, добирающихся на работу на велосипеде, субботних отказов от транспорта, до автопробегов на битопливных автомобилях.

Модернизация инфраструктуры дорожного движения. И делать это нужно не впопыхах, спасая пешеходов от транспорта, медленно убивая всех горожан превышением ПДК вредных веществ в районе «зебр» и светофоров.

В будущем, отчасти, эта проблема будет решаться применением беспилотного транспорта, с применением систем мониторинга и интеграции в общую дорожную сеть. А пока нужно более вдумчиво относиться к установке светофоров для пешеходов, использовать свободные площади для правых съездов на «кольцах», вносить актуальные изменения в ПДД.

Вся эта статья, конечно же, не памятка «Как спастись в загазованном городе», а очередной инструмент воздействия на общественное мнение и попытка консолидировать усилия всех. И власть имущих, и простых россиян. Согласитесь, что в городах, где нет крупных заводов, основной источник загрязнения воздуха – автомобили. А ввиду невысоких доходов населения, крупных предприятий то нет, большинство транспорта с внушительными цифрами пробега и низким экологическим классом.

Публикация является расширенной и структурированной версией презентацией круглого стола по вопросам экологии на фестивале Табтабус.

22
6 комментариев

На картинках христианских младенцев безбожно травят водяным паром из гардирен

3

Коллега, немного поправлю - градирен. А так да, это страшный сон просто )))

Всё так но людям пофиг. Если им даже царь пофиг то вы хотите что бы они об экологии думали?

Херовенький SEO. Почему никто не задумывается, сколько и каких источников энергии тратится на выработку электричества?

Как показывает история, лучший способ пропаганды "экологических" идей - деньгой. Не кнутом в виде конских штрафов, а пряником. Например в советской реальности даже у алкашей с тремя классами образования разбить бутылку, пусть и пустую, считалось моветоном. Причина - а за неё деньги дают. Копеечные, но дают. Как следствие, битого стекла было поменее, чем сейчас.

Самый верный способ сделать экологические технологии массовыми - сделать их окупаемыми, чтобы быть "экологичным" было удобнее и выгоднее чем нет. Это гораздо эффективнее, чем "воздействовать на общественное мнение", или, говоря по-русски, впаривать непопулярные идеи. А почему они не популярны? А вот потому и непопулярны, что гражданин в целом справедливо боится что попытка сделать "как в Европе" принесёт ему в первую очередь новые штрафы (за несортированный мусор) и тому подобные неудобства при весьма эфемерных выгодах. Разумеется, такое счастье мало кому нужно - как ни воздействуй, а люди себе не враги.

А я уже на вел пересели :) Машина исключительно для длительных поездок и не дай бог к доктору дочь отвезти.